Ключевые слова:
Обратите внимание:
Какие историко-культурные события повлияли на развитие науки в средневековом Казахстане?
1. Предпосылки создания древнетюркской письменности. Период раннего Средневековья в степях современного Казахстана связан с изменением этноязыковой и политической ситуации. В это время тюркоязычное население становится здесь этнически и политически преобладающим. Толчком к кардинальным переменам послужило событие, которое произошло в восточной части азиатских степей: в середине VI века там возник могущественный Тюркский каганат – государственное образование тюркских племен.
В VII веке огромная степная империя разделилась на Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский каганаты. Государство западных тюрков включало Среднюю Азию, часть Восточного Туркестана и Сарыарку. Таким образом, под властью тюркских каганов оказалось как оседлое, так и кочевое население региона. В Средние века там возникли государства тюргешей, карлуков, тюрков, восточных тюрков, огузов, кимаков, Караханидов, кыпчаков.
Создание могущественных государственных образований привело к заметному распространению письменности, в частности, к созданию каменных (письменных) памятников. В Средние века тюркоязычные племена Центральной Азии, в том числе и Казахстана, входившие в состав Тюркского каганата, а также тюркские племена Нижнего Поволжья, Подонья, Северного Кавказа, создавшие Хазарское государство, уже пользовались собственной письменностью. Так, у тюрков знаки наносились на небольшие деревянные дощечки. Послы снабжались специальными грамотами. Например, тюркский посол, прибывший в 568 году в Константинополь, привез императору Юстиниану послание от кагана, написанное скифскими письменами.
В первой половине VII века в тюркской среде на основе согдийского письма возникает новое письмо, состоявшее из геометрических знаков. Оно было очень удобным для записи на дереве или камне.
Проанализируйте
Используя дополнительную информацию, определите, в какой стране мира появился первый алфавит.
Впервые древнетюркское письмо было открыто в долине Енисея в 20-х годах XVIII века немецким ученым Д. Мессершмидтом, состоявшим на службе в России, и сопровождавшим его пленным шведским офицером Ф. И. Страленбергом. По причине схожести со скандинавским руническим письмом они назвали тюркское письмо «руническим». Это название закрепилось в науке. Затем последовали другие открытия. Датский ученый В. Томсен нашел ключ к новому алфавиту и дешифровал первые тексты. Кроме долины Енисея, рунические надписи тюрков были найдены на территории Монголии, Жетысу, Восточного Казахстана, в Нижнем Поволжье, Подонье, а также на Северном Кавказе. Среди них наиболее известны памятники в честь Билге-кагана, полководцев Кюльтегина и Тоньюкука.
Руническое письмо тюрков бытовало долго и окончательно вышло из употребления примерно в XI–XII веках. По мнению ученых, его потеснило арабское письмо, которое получило широкое распространение в связи с принятием тюрками ислама. Распространение арабского языка привело к развитию научных знаний в Казахстане.
2. Письменные источники кимаков и кыпчаков. Начиная с VIII века в степных просторах Казахстана, лежащих к северу от Сырдарьи и Балхаша, усиливаются кимаки, которые создают государство с центром на Иртыше. Кимакский правитель принимает высший тюркский титул – каган (хакан). Аль-Хорезми, ученый X века, в этой связи пишет: «Хакан – главный царь тюрков. Хакан – это хан ханов, то есть предводитель предводителей, подобно тому, как персы говорят шахиншах». Известно, что сын кагана, автор по имени Джанах ибн Хакан аль-Кимеки (X–XI века) написал книгу, которую впоследствии в своих трудах использовал арабский географ XII века аль-Идриси в описании страны кимаков. Арабский ученый в своей работе отмечает наличие у кимаков ряда самостоятельных владений с правителями, живущими в городах.
Малоазийский грек Иакут аль-Хамави (1179–1229), воспитанный арабами и побывавший на территории современного Казахстана, пишет о кимаках следующее: «Потом мы пришли к племени, называемому кимаки. У них также есть алмазы, отыскиваемые в потоке… Есть также тростниковые перья, которыми они пишут…».
Вспомните
Что вы знаете о содержании тюркских рунических памятников в честь Билге-кагана и Кюльтегина?
Начиная с XI века главенство в Степи переходит к кыпчакам. С тех пор степные пространства от Едиля (Волги – авт.) до Алтая в персо- и арабоязычной литературе называются «Дешт-и Кыпчак» (Кыпчакская степь). Начинается кыпчакская эпоха, все шире распространяются в языке кыпчакские диалекты.
В дальнейшем и за Едилем до причерноморских степей расселяются многочисленные кыпчакские племена, поэтому в современной науке территорию Казахстана применительно к этому времени относят к Восточному Дешт-и Кыпчаку. В XIII веке в ходе завоеваний Чингисхана была разрушена кыпчакская государственность, но кыпчакский язык еще более укрепляется и распространяется дальше на запад.
В начале XIV века был составлен уникальный словарь «Кодекс Куманикус», который является литературным кыпчакским памятником. Автор его неизвестен.
«Кодекс Куманикус» состоит из двух частей: в первой содержится словарь, включающий словосочетания и выражения латинского, персидского, кыпчакского языков с подробным описанием их значений, а также правила и грамматика, а во второй – извлечения из различных религиозных текстов, а также афоризмы и загадки. Например, в словаре около 3 тыс. слов, созвучных с современным казахским языком: азамат, аяз, айна, айран, айып, ай, ашу, ат, ата и т.д. Многие слова имеют персидское происхождение и бытуют до сегодняшнего дня: сауап, халал, харам и т.д. Поэтому этот труд можно назвать ценным научным памятником кыпчакской эпохи.
Подумайте
С какой целью был создан словарь «Кодекс Куманикус»?
3. Роль арабского языка в развитии культуры и науки в средневековом Казахстане. С проникновением ислама и мусульман на территорию тюркских каганатов начинается длительный процесс исламизации Великой степи, который шел параллельно с развитием торговли и городской культуры, а также письменности и появлением научных трудов на арабском языке. В это же время немало арабских ученых и путешественников посетили Казахстан. Торговля расширяла кругозор людей и способствовала переносу достижений ремесла, науки и искусства. В начале своего распространения ислам пришел в среду оседлых тюрков, в города и крупные поселения. Жители городов оказались более восприимчивы к новой вере, нежели кочующие степняки. Ислам в Казахстане поначалу воспринимался как городская религия конфессия оседлых людей.
Известный ученый В.В. Бартольд определил в своих трудах хронологию вовлечения тюрков в орбиту новой религии. Согласно ей знакомство тюрков с исламом начинается в начале VIII века, а при правителях эпохи Караханидов произошло массовое обращение тюрков в ислам. В Х веке в городе Таразе ислам принял родоначальник династии Караханидов Сатук Карахан (Сатук Бограхан Ибн аль Керим), а его сын Богра хан Харун Муса в 960 году объявил ислам государственной религией.
Ислам сыграл свою позитивную роль в приобщении населения древнетюркских государств к духовным ценностям мировой цивилизации. Благодаря арабскому языку жители смогли познакомиться с литературой, философией, историей других народов. Арабская культура к этому времени стала центром мировой культуры, она явилась той средой, в которой сохранились достижения древних цивилизаций. На ее основе позднее возникла культура Возрождения. Казахстан стал объектом научного изучения многих арабских ученых.
Кроме литературы и устного народного творчества в городах Казахстана широкое распространение приобретают научные исследования. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в Средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых, к сожалению, до нас не дошла.
Подумайте
Какое влияние оказала исламская религия на развитие науки в Средние века?
Благодаря распространению арабского языка, начинают развиваться языкознание (потому что тюркские племена говорили на разных диалектах) и письменная литература. Появляется плеяда ученых и мыслителей, воспитанных на традициях арабской культуры и науки, которые своим творчеством внесли весомый вклад в развитие науки и культуры человечества.
4. Вклад средневековых мыслителей в развитие науки Казахстана. Одним из выдающихся ученых Средневековья был уроженец Казахстана Абу Насыр аль-Фараби. Ученый-энциклопедист родился в городе Фараб (Отрар). Начальное образование получил в родном городе, затем обучался в городах Центральной Азии – Шаше (Ташкенте), Самарканде и Бухаре. Позднее постигал азы наук в ряде городов Персии (Рей (Тегеран), Исфахан, Хамадан) и арабского мира (Дамаск, Багдад, Халеб (Алеппо), Каир). Аль-Фараби освоил несколько языков (арабский, греческий, фарси, древнесирийский).
Ученый и мыслитель оставил после себя около 160 трудов, таких как «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Книга о достижении счастья», «Слово о классификации наук», «Большая книга музыки», «Указание путей счастья», «Гражданская политика» и т.д.
Научные изыскания аль-Фараби связаны с такими направлениями науки, как математика, физика, медицина, астрономия, философия, право, педагогика, психология, социология и др. Особый интерес он проявлял к философии, в частности исследовал творчество древнегреческих ученых Евклида, Архимеда, Пифагора, Платона и Аристотеля. Ученый активно занимался вопросами общественного устройства, с ним советовались правители, управлявшие не только городами, но и государствами.
Большое значение в жизни общества аль-Фараби придавал развитию науки: «Будущее страны, у которой нет науки, туманно». И будучи блистательным ученым, после себя оставил немало и других мудрых наставлений. Так, он был глубоко убежден, что тот, кто приступает к изучению наук, «… должен быть молодым и скромным, иметь хорошее здоровье, быть нравственным и воспитанным, принципиальным, далеким от хитрости и обмана… с уважением относиться к людям от науки».
Аль-Фараби призывал ученых быть предельно искренними и не использовать результаты научных изысканий в корыстных целях. По его мнению, истинный ученый помимо постижения знаний является нравственным образцом подражания всем остальным гражданам общества.
Выдающийся ученый Казахстана, академик Акжан Машани написал об аль-Фараби следующее: «Он является энциклопедистом раннего Средневековья, знаменитым комментатором Аристотеля, Платона и других ученых Античного мира… Такие знаменитые ученые, как аль-Бируни, Авиценна и другие, его (аль-Фараби) считают своим учителем-наставником». Великий ученый похоронен в Дамаске.
В 2020 году Казахстан отметил 1150-летний юбилей ученого под эгидой ЮНЕСКО. В Алматы в его честь воздвигнут памятник, во многих других городах республики есть улицы и проспекты, носящие имя аль-Фараби.
Махмуд Кашгари – один из известных ученых Средневековья – родился в аристократической семье на территории государства Караханидов. Получил хорошее образование в медресе. Как ученый сформировался в крупных научных центрах Азии – Бухаре, Самарканде, Багдаде и Мерве и др.
В XI веке после многолетних путешествий и научных поисков он создал главный труд своей жизни «Дивани лугат аттюрк» («Словарь тюркских наречий»). В нем собран большой историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Этот словарь является ценным источником знаний по следующим направлениям: язык, история, этнография, география, астрономия, медицина, военное дело, культура, религия, традиции ряда тюркоязычных племен и народов Центральной Азии. Ученый писал о своих научных поездках следующее: «Я… исходил все селения, степи тюрок… запечатлел в уме своем живую рифмованную речь тюрок, туркмен, огузов, чигилей, ягма, киргизов». Например, словарь содержит и ценные географические сведения, которые могут помочь восстановить карту расселения тюркских племен и народов применительно к XI веку. Об этом свидетельствуют следующие его строки: «Я указал, начиная с востока, все места, где обитает каждое племя».
В словаре также есть информация о состоянии скотоводства и земледелия, о ремеслах и торговле средневековых тюрков Казахстана и Центральной Азии. В него включены пословицы, поговорки и поучительные изречения, в которых затронуты вопросы морали и нравственности. Ученый призывает своих читателей быть стойкими, готовыми выдержать любые испытания судьбы.
Махмуд Кашгари внес значительный вклад в историю и культуру тюркских народов.
Юсуф Баласагуни – видный ученый, философ и поэт Средневековья. Родился в крупном культурном и административном центре государства Караханидов – в г. Баласагуне. Начальное образование получил в родном городе, затем обучался в Бухаре, Фарабе и Кашгаре. Освоил многие тюркские наречия, овладел фарси и арабским языком, имел глубокие познания в области истории, литературы, астрономии и математики.
В XI веке Баласагуни написал историко-литературное произведение на тюркском языке «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»). Эта поэма – одно из первых светских произведений для всех тюркоязычных народов. В нем он описывает жизнь и быт, место и роль человека в обществе. Ученый считает, что жизнь народа можно изменить в лучшую сторону, так же как можно совершенствовать и управление государством, опираясь на образование и науку. В своей поэме Баласагуни призывает всех граждан уважительно относиться к человеку труда, считает, что люди, овладевшие научными знаниями, могут изменить себя и общество в лучшую сторону: «В науке все благо, в познаниях – величие». В произведении много поговорок и пословиц, характеризующих образ жизни и самобытные особенности жителей той эпохи. Баласагуни – ученый, мыслитель и поэт – является достоянием всего тюркоязычного мира.
1. Что изменилось с началом проникновения арабов на территорию Южного Казахстана?
2. Используя дополнительные материалы, узнайте, какие ученые жили и творили в это время у других народов Центральной Азии (узбеков, таджиков, туркмен и др.).
Руническая надпись – один из самых древних видов письменности у средневековых тюрков.
Трактат – научное сочинение в форме рассуждения, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема; рассуждение на специальную тему.
Бартольд Василий Владимирович (1869–1930) – ученый-востоковед. Автор трудов «Киргизы. Исторический очерк», «Двенадцать лекций по истории тюркских народов Средней Азии».
Творческие задания
Задание 1. Напишите эссе на тему «Вклад средневекового ученого аль-Фараби в развитие науки».
Задание 2. Используя дополнительные материалы, сравните идеи средневековых мыслителей Казахстана и античных ученых с помощью диаграммы Венна.
В начале XIII века арабский ученый Марверуди писал о письме и грамоте тюрков:
«У тюрков была письменность: они знали тайны волшебства и небесных светил. Обучали детей грамоте».
Ирмуханов Б. Прошлое Казахстана в письменных источниках.
V в. до н.э. – XV в. н.э. 2-е издание, дополненное.
– Алматы, 2006. – с. 346.
Что вы узнали из этого короткого отрывка документа?