§43–44. Деятельность образовательных учреждений Казахстана в XIX – начале ХХ века

Цели обучения:
- определить изменения и преемственность в развитии образовательных учреждений на территории Казахстана в ХІХ – начале ХХ века;
- классифицировать образовательные учреждения края ХІХ – начала ХХ века, исходя из специфики их деятельности.

Ключевые слова:

  1. Традиционное обучение казахов. Казахский народ издревле чтил образованность и грамотность, высмеивая невежество. Известный русский историк А. Седельников по этому поводу писал: «Среди тюрков, кочующих в Азии, киргиз-кайсаки (казахи – авт.) – наиболее культурный народ… ему предстоит лучшее будущее». Родители всегда формировали в детях стремление к знаниям. Например, среди степняков широко бытовала пословица: «Знающий победит тысячи, а сильный – только одного».

  В XIX – начале XX века в Казахстане народное образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому. Почти до середины XIX века обучение казахских детей осуществлялось в мектебах и медресе, в которых обеспечивали мусульманское образование. Функции учителя выполнял преимущественно мулла. Обучение велось за счет финансовых средств родителей. Мусульманские мектебы в основном посещали мальчики. После завершения учебы в мектебах родители направляли своих детей в такие известные медресе, как «Галия» в Уфе, «Хусайния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке.

  Медресе пользовались среди населения большой популярностью. Они готовили мулл и преподавателей мектебов. Срок обучения составлял от 3 до 4 лет. Кроме начальных знаний по исламу учащиеся медресе получали знания по философии, химии, математике, медицине, истории, географии, лингвистике и астрономии. Одна из главных функций религиозных учебных заведений состояла в том, чтобы воспитать в молодежи высокие нравственные начала и гуманизм. С 1870 года по инициативе царского правительства в медресе в обязательном порядке преподавались основы русского языка.

Подумайте
С какой целью царское правительство ввело преподавание основ русского языка в медресе?

  На должность учителя принимали людей зрелого возраста, как правило, имеющих диплом об окончании медресе. Со временем царское правительство старалось взять под контроль мусульманское обучение. Для открытия мектебов и медресе требовалось получение специального разрешения от уездного начальника.

  2. Новометодные школы. В начале XX века традиционные мектебы и медресе перестали удовлетворять возросшие запросы общества. Началось движение за реформирование мусульманских школ, организаторами которого выступили джадидисты. В начале второго десятилетия XX века под влиянием новаций в Степи стали появляться так называемые новометодные школы. Они предлагали заменить буквослагательный метод обучения звуковым. Если раньше по слогам обучали чтению до 3 лет, то теперь по звукам – всего за 2–3 месяца. Одним из основателей этого направления обучения был известный тюркский просветитель, общественный деятель И. Гаспринский.

  Джадидисты доказывали необходимость преподавания в мектебах светских дисциплин – арифметики, географии, естествознания, истории и т.д. В новометодных школах был лучший состав учителей, имелись доступные учебные пособия и оборудование, более эффективными были и методы обучения. Первый новометодный мектеб в Казахстане был открыт в Туркестане в 1900 году, позднее такие заведения появились и в других городах края. Значительная часть казахской интеллигенции обучалась в таких школах.

И. Гаспринский

  Однако новометодные школы не получили широкого распространения. Царское правительство жестко противодействовало их открытию, поскольку видело в них центры пропаганды идей панисламизма и пантюркизма. К 1917 году на территории Казахстана насчитывалось всего около 100 таких школ.

Выясните
Каковы были основные цели новометодных школ?

  3. Открытие светских школ и учебных заведений в крае. В 1813 году в Омске, а затем в 1825 году в Оренбурге стали функционировать военные училища. Впоследствии их переименовали в Сибирский и Оренбургский Неплюевский кадетские корпуса. Казахским детям доступ в данные учебные заведения был заметно ограничен. Но даже уже обучающихся в корпусе казахов-кадетов не допускали к изучению ряда секретных военных дисциплин.

  В казачьих станицах и крепостях имелись церковные и казачьи школы, в которых преподавали в основном малограмотные дьячки, отставные солдаты и казаки, что сказывалось на качестве обучения.

  В целом в Казахстане уровень грамотности и образования был низким. Светских школ было очень мало, не хватало квалифицированных учителей. В условиях кочевого и полукочевого образа жизни степняков было трудно организовать стационарные учебные заведения.

  С началом промышленного освоения Казахстана возникла острая необходимость в образованных людях. Поэтому в 1850 году в Оренбурге была открыта школа с семилетним сроком обучения, в которой готовили писарей и переводчиков, преподавали русскую историю, математику, всеобщую историю, географию, геометрию. Позднее подобная школа появилась и в Омске.

  В 1861 году были открыты русско-казахские школы в Троицке и других городах. После введения административных реформ и усиления темпов крестьянского переселения увеличилось количество светских школ. Программы обучения утверждались генерал-губернаторами по согласованию с Министерством народного просвещения. Дети казахов получили право обучаться в школах при крестьянских селениях и казачьих станицах на бесплатной основе или за умеренную плату.

  В 1883 году в Орске Оренбургской губернии начала работать первая учительская школа для казахов, в открытии которой большая заслуга принадлежала И. Алтынсарину.

  Во всех уездах открывались сельскохозяйственные школы, нацеленные на распространение в крае знаний и ремесел.

  Повсеместно появлялись русские волостные школы, женские начальные школы в Тургае, Актюбинске, Кустанае и других городах. С 1892 года для казахов устраивались передвижные аульные школы.

Вспомните
Кого из представителей казахской интеллигенции, получивших образование в медресе, вы знаете?

  Однако принятых мер оказалось недостаточно. Высокий процент неграмотности среди русскоязычного населения Казахстана был установлен в ходе переписи 1897 года. По данным переписи, только 8,1% русского населения края относились к числу грамотных, процент казахов, знающих русскую грамоту, был еще ниже. Многие степняки окончили мусульманские учебные заведения, однако это обстоятельство при проведении переписи не учли.

Выскажите свое мнение
Назовите негативные факторы, повлиявшие на учебно-просветительскую деятельность в Казахстане в ХІХ веке.

  Колониальная администрация препятствовала стремлению казахов к получению среднего специального и высшего образования. Появление грамотных людей могло привести к росту национального самосознания народа.

  В XIX веке стали функционировать сельскохозяйственные и фельдшерские школы, выпускавшие специалистов со средним образованием. Однако ни одного высшего учебного заведения в Казахстане не открылось.

  4. Аульные школы в Степном крае. В июне 1901 года генерал-губернатор Степного края Н. Сухотин предложил военным губернаторам Акмолинской и Семипалатинской областей открыть русско-казахские школы. Вначале казахское население отнеслось к этой идее настороженно: родители опасались русификации и возможной христианизации детей. Кроме того, многие степняки считали, что в дальнейшем детей обратят в крестьяни заставят отбывать воинские повинности.

Первые школы в Казахстане

  В этой связи директор народных училищ Акмолинской области А.Е. Алекторов вел работу по разъяснению истинного назначения новых школ. Серьезное внимание уделялось улучшению материального обеспечения русско-казахских школ, для учителей составлялись методические пособия. А.Е. Алекторов настойчиво рекомендовал обучение грамоте вести обязательно на родном языке. Срок обучения был двухгодичным. Учащиеся изучали казахский и русский языки, а также арифметику. Позднее было разрешено обучение азам ислама, но при условии содержания учителей-мударрисов за счет самих верующих. Казахские дети отличались особым стремлением к образованию. Многие российские исследователи и путешественники отмечали хорошее поведение и восприимчивость к обучению детей степняков. Исследователь, знаток степного быта Ф. Собысевич писал по этому поводу: «Киргизские (казахские – авт.) мальчики достойны всякой похвалы по своему поведению, прилежанию, быстрым и отлично усваиваемым познаниям».

  5. Омск – крупный образовательный центр Степного края. По мнению деятеля движения Алаш С. Садвакасова, Омский уезд был одним из самых просвещенных регионов, а город Омск – крупным образовательным центром края. В Омске действовал Сибирский кадетский корпус. В 1789 году здесь открылась Азиатская школа, готовившая чиновников для колониального аппарата.

Выскажите свое мнение
Почему большинство образовательных учреждений открылось в Омске?

К. Кеменгеров

  В 1872 году в городе начала работать Омская учительская семинария, ставшая фактически «кузницей» учительских кадров для начальных училищ. В Омске, Кокчетаве и Акмоле открылись интернаты для казахских детей. Их содержание осуществлялось за счет пожертвований местного населения. Каждой казахской волости вменялось в обязанность отправлять туда двух мальчиков. 

  В 1882 году в Омске открылось техническое училище, готовившее средний начальствующий состав для заводов и фабрик, а также для транспорта. В Омской ветеринарно-фельдшерской школе также училось немало казахских детей.

  В конце XIX – начале XX века в учебных заведениях Омска получали образование видные представители народа: Алихан Бокейхан, Айдархан Турлыбаев, Отыншы Альжанов, Райымжан Марсеков, Сеилбек Жанайдаров, Асылбек, Муратбек и Мусылманбек Сеитовы, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Кошке Кеменгеров, Смагул Садвакасов, Бирмухамед Айбасов, Амре Исин, Мукан Айтпенов, Ныгмет Нурмаков и мн. др. Они внесли достойный вклад в развитие народного просвещения, национально-демократического движения в крае, а также научного изучения своей родины. Большинство из них впоследствии были репрессированы при Советской власти.

  6. Казахи – студенты высших учебных заведений Российской империи и зарубежных стран. Под влиянием Первой русской революции заметно возросло национальное самосознание народа. Наиболее дальновидные родители отправляли своих детей в средние и высшие учебные заведения России, а также зарубежных стран. В получении знаний они видели один из способов защиты своих ущемленных прав. Не случайно значительная часть местной молодежи старалась выбрать юридические факультеты.

Сибирский кадетский корпус, г. Омск

Казахская молодежь, обучавшаяся в Казани. 1916 г.

С. Асфендиаров

  На рубеже XIX–XX веков только в одной Казани (Императорский Казанский университет, Казанский ветеринарный институт, Казанская учительская семинария) обучалось около 100 казахских студентов. Немало молодых людей училось в университетах Санкт-Петербурга, Москвы, Томска, Саратова, Киева, Тарту, Стамбула и Варшавы. Юридический факультет Санкт-Петербургского университета окончили М. Шокай и А. Турлыбаев, Санкт-Петербургский лесо-технический институт – А. Бокейхан, Санкт-Петербургскую военную медицинскую академию – С. Асфендиаров, медицинский факультет Томского университета – А. Сеитов, юридический факультет Тартуского университета – Ж. Досмухамедов и мн. др.

  Д. Султангазин из Каркаралинска окончил медицинский факультет Томского университета, восточный и юридический факультеты Санкт-Петербургского университета. В вузах России начали обучаться и женщины-казашки. Санкт-Петербургский женский медицинский институт окончили Гульсум и Мариям Асфендиаровы.

1. «Российская империя обучала казахских детей с целью подготовки чиновников, преданных царскому правительству». Вы согласны с этим мнением?
2. В чем отличие новометодных школ от других?
3. Используя дополнительные материалы, выясните, когда были открыты первые светские школы в Средней Азии.

Джадидизм – общественно-политическое и культурно-просветительское движение тюркоязычных мусульманских народов в Российской империи (конец XIX – начало XX в.). В целях социально-культурного развития сторонники джадидизма предлагали ряд реформ в области образования, литературы, печати, религии, искусства.
Медресе
– религиозное учебное заведение при мечети.
Панисламизм
– религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о единстве мусульман всего мира и необходимости их сплочения в одном исламском государстве.
Пантюркизм
– религиозно-политическая идеология, возникшая в начале XX в., проповедовавшая объединение под властью Турции всех тюркоязычных народов.
Светский
– нерелигиозный.
Семинария
– среднее специальное учебное заведение.
Училище
– название ряда учебных заведений – профессионально-технических, средних специальных, а также некоторых высших учебных заведений.

Гаспринский Исмаил (1851–1914) – известный тюркский просветитель и общественный деятель России. Всю свою жизнь посвятил делу защиты прав мусульман Российской империи. В своих произведениях призывал тюркские народы к единству языка, мыслей и дел.
Турлыбаев Айдархан (1877–1937)
– общественный деятель, активный участник движения Алаш.
Кеменгеров Кошмухамбет (Кошке) (1896–1937)
– алашский деятель, ученый, писатель.

Творческие задания

Задание 1. Используя метод ПОПС, докажите, что «в ХІХ – начале ХХ века массовое открытие учебных заведений в Казахстане привело к положительным изменениям».

Позиция – открытие учебных заведений (по моему мнению, …)
Объяснение
– (потому что …)
Пример
– (приведу такой пример …)
Сообщаю
– (сделал такой вывод …)

Задание 2. Назовите особенности образовательных учебных заведений, действовавших в Казахстане в XIX – начале XX века.

  «Обучение киргизских (казахских – авт.) детей как в Оренбургской гражданской гимназии, так и в школе, устроенной для киргизских (казахских) мальчиков в Троицке, идет весьма успешно вследствие свойственного детям киргизского (казахского – авт.) народа замечательного прилежания, благонравия и охоты к образовательным занятиям… Замечательная охота киргизов (казахов – авт.) к обучению, а вследствие того и взгляд их на это дело, ярко выражается добровольным пожертвованием их на устройство в Оренбурге гражданской гимназии более чем 55 000 руб. серебром».

Тургайская область и ее устройство // Военный сборник. Т. 28.
1871 (с. 271–275). Россия. Полное географическое описание нашего
Отечества. Т. 19. Туркестанский край // Казахи. Девятый популярный
справочник. Т. VII. О Казахстане и казахах. – Алматы, 1998. С. 231.

Как можно объяснить особое стремление казахов к получению их детьми образования?

×
×

Cart