Ключевые слова:
Обратите внимание:
«Развитие любой страны, занимающей важное место в мире, зависит от образования и от качества образования той страны».
Н.A. Назарбаев
Что вы думаете о высказывании Елбасы?
1. Основные достижения, проблемы и перспективы развития дошкольного образования. Основной целью образовательной политики суверенного Казахстана в сфере дошкольного образования является обеспечение населения доступным и качественным дошкольным образованием, а также равными стартовыми условиями для последующего успешного обучения в школе. Государство всемерно поддерживает развитие образования, в т.ч. и дошкольного, поскольку хорошо известно, что только образованные, интеллектуальные и самодостаточные нации могут изменить свою жизнь к лучшему. Эффективность школьного обучения и последующие жизненные достижения детей во многом зависят от их развития в возрасте от трех до шести лет, потому что именно в это время у них формируются такие ключевые для современного общества качества, как креативность, способность к поиску знаний и др.
Страна в первые годы независимости столкнулась с большим количеством проблем и в сфере дошкольного образования: снизился уровень рождаемости, сократилось число детских дошкольных учреждений, многие здания детских садов и яслей были приватизированы. Так, если в 1991 году в республике функционировало более 8 тыс. детских учреждений, то в 1999 году – немногим более тысячи.
Исследуйте
Ознакомьтесь с системой дошкольного образования соседних государств, используя дополнительные источники.
Кардинально ситуация стала меняться только в 2010 году, когда была принята программа «Балапан», направленная на развитие дошкольного образования. Уже в ближайшие годы было введено в действие более 4 тыс. детских садов и мини-центров – садов, работающих в здании школы. В 2018 году в стране действовало уже около 10 тыс. дошкольных учреждений. Благодаря господдержке стала активно развиваться сеть частных дошкольных учреждений.
Президент Республики Казахстан К.-Ж. Токаев поставил задачу добиться к 2025 году 100-процентного охвата дошкольным воспитанием и образованием детей в возрасте от 3 до 6 лет.
2. Состояние общеобразовательных школ. За годы независимости Казахстан добился того, что по уровню охвата населения средним образованием стал занимать одно из лидирующих мест в мире. Была решена проблема обеспечения школ учебниками и учебно-методической литературой. В 1997 году была принята государственная программа по информатизации системы среднего образования в целях обеспечения школ республики компьютерными классами. В Казахстане был взят курс на постепенный переход на 12-летнее обучение.
С 2003/2004 учебного года выпускники школ стали проходить Единое национальное тестирование (ЕНТ) как выпускной экзамен, так и экзамен для поступления в вуз. Процесс дальнейшего совершенствования ЕНТ продолжается. Значительно увеличилось количество школ с казахским языком обучения – более 75% учащихся оканчивают общеобразовательную школу на государственном языке.
По всей республике стали открываться «Назарбаев Интеллектуальные школы», где обучение ведется по программам зарубежных аналогов, а также казахско-турецкие лицеи, школы для одаренных детей «Зерде». В рамках государственной программы «Дарын» был образован республиканский научно-практический центр «Дарын», имеющий во многих областях республики специальные школы и школы-интернаты для одаренных детей. Казахстанские школьники стали серьезными конкурентами для зарубежных сверстников на международных предметных олимпиадах (IMO, IPHO, IBO и др.).
3. «Назарбаев Интеллектуальные школы» (НИШ). Ускоренное социально-экономическое развитие Казахстана в начале ХХІ века вызвало острую необходимость в профессионалах с высоким уровнем технических, управленческих и лидерских компетенций. Поэтому в 2008 году был запущен проект по созданию Интеллектуальных школ. В январе 2011 года принят Закон Республики Казахстан «О статусе “Назарбаев Университет”, “Назарбаев Интеллектуальные школы” и “Назарбаев Фонд”». Основная миссия НИШ заключается в повышении интеллектуального потенциала Казахстана через разработку и внедрение модели инновационной, полиязычной системы школьного образования, сочетающей в себе лучшие казахстанские традиции и международный опыт. Особое внимание акцентируется на обучении на английском языке.
«Назарбаев Интеллектуальная школа» химико-биологического направления, г. Алматы
Подумайте
В чем значение внедрения мировых стандартов системы образования?
Преподавание предметов и проведение внеурочной деятельности на трех языках заметно расширяют доступ обучающихся к дополнительной информации. Благодаря созданной полиязычной среде развивается критическое и творческое мышление, усиливается способность к межкультурному диалогу.
Выскажите свое мнение
Какие преимущества есть у трехъязычной системы образования?
Для формирования трехъязычной модели обучения в НИШ создана англоязычная среда через привлечение иностранных преподавателей; разработаны учебники и другие образовательные ресурсы; созданы возможности для проведения внеурочных мероприятий, а также собраны богатые библиотеки с огромными коллекциями литературы на разных языках мира.
Практически в каждом областном центре и городах республиканского значения имеются НИШ, в которых существует особая система отбора талантливых детей. Выпускники 12 класса получают аттестат об окончании старшей школы, сертификаты ЕНТ и международных экзаменов.
4. Совершенствование среднего профессионального образования. Инновационный курс развития Республики Казахстан потребовал совершенствования системы подготовки технических и профессиональных кадров. В этом отношении важное место уделяется системе дуального (двойного) обучения. Дуальное обучение – один из видов обучения на рабочем месте – в Казахстане внедрено с 2012 года. Дуальное обучение направлено на совместную подготовку кадров учреждениями технического и профессионального образования (ТиПО) и работодателями, при которой значительную часть учебного времени обучающиеся проводят на предприятии. Благодаря увеличению роли практической подготовки будущие специалисты осваивают производственные навыки уже на стадии обучения.
Дуальные образовательные программы способствуют разностороннему развитию и высокому уровню социализации учащихся, а также более быстрому внедрению их на производство – необходимость в профессиональной адаптации отпадает.
В 2015 году была поставлена задача совершенствования системы технического и профессионального образования путем создания центров подготовки кадров совместно с Германией, Канадой, Австрией, Сингапуром и другими странами.
Выясните
Какие технические и профессиональные образовательные учреждения есть в вашем регионе?
В 2017 году началась реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». В 2019 году почти 490 тыс. учащихся проходили обучение в колледжах и техникумах страны. Почти 350 колледжей страны осуществляют образовательную деятельность в партнерстве с предприятиями по системе дуального обучения.
5. Высшее и послевузовское образование: опыт, проблемы и направления. С момента обретения независимости высшая школа Казахстана столкнулась с рядом трудностей. Разрыв связей с бывшими советскими вузами, сложное социально-экономическое положение республики, незначительное количество университетов (всего 2), отток из страны квалифицированных специалистов высшей школы, отсутствие учебников для вузов, адаптированных под казахстанские реалии, острая нехватка учебников для групп с казахским языком обучения – все это негативно сказалось на состоянии высшей школы республики.
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Нур-Султан
Основными задачами на этом этапе было создание сети высших учебных заведений в целях обеспечения независимости республики в подготовке кадров, удовлетворяющих потребности рынка. В 1993 году был принят Закон РК «О высшем образовании», а годом позже утвержден Государственный стандарт высшего образования Республики Казахстан.
В 1996 году в соответствии с Указом Елбасы Н.А. Назарбаева, «учитывая неуклонно расширяющиеся международные связи Республики Казахстан, ее активное участие в мировых интеграционных процессах, претворение в жизнь идеи Евразийского союза», был создан университет «евразийского» типа. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева стал одним из первых научно-образовательных и культурных центров столицы.
Несколькими годами раньше на основе межправительственного соглашения между Казахстаном и Турцией был открыт Международный казахско-турецкий университет (МКТУ) им. Х.А. Ясауи в Туркестане. Основной целью создания МКТУ наряду с подготовкой современных высококвалифицированных специалистов являлось также возрождение и развитие Туркестана – одной из столиц Казахского ханства, древнего центра науки и культуры тюркоязычных народов, современной духовной столицы тюркского мира. МКТУ – это первый государственный вуз Казахстана, получивший международный статус.
Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясауи, г. Туркестан
Также была учреждена Международная Тюркская академия – научный центр по изучению и сохранению общих культурных ценностей тюркского мира. Казахстанско-Британский технический университет был создан в Алматы для подготовки научно-технических кадров и реальной интеграции науки, образования и производства.
После присоединения Казахстана к Болонскому процессу (2010 г.) в системе высшего образования Казахстана произошли серьезные изменения: более 60 казахстанских вузов подписали Великую Хартию университетов, что позволило приблизить отечественное образование к европейским стандартам; вузы осуществили переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр – магистр – доктор PhD; в учебный процесс внедрили прогрессивные технологии и системы обучения и мн. др.
Расширилась сеть военных учебных заведений: Национальный университет обороны, Военный институт сухопутных войск, Военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи и т.д. Открыты военные кафедры при вузах, кадетские корпуса и школы «Жас Улан». Действует сеть других высших учебных заведений по линии МВД, КНБ. Они играют значительную роль в укреплении интеллектуального потенциала нации и обеспечении безопасности граждан страны.
Вспомните
Какие вузы открылись в советский период в Казахстане?
С 2005 года проводится конкурс «Лучший преподаватель вуза», имеющий статус гранта на проведение научных исследований в течение года, включая стажировку за рубежом. Ежегодно лучшим педагогам вузов выделяется около 200 грантов. Введен институт зарубежных консультантов для докторантов PhD. Ежегодно увеличивается количество грантов для подготовки бакалавров, магистров и докторов PhD.
Анализ тенденций в развитии высшего и послевузовского образования за годы независимости наглядно показывает, что идет процесс международной интеграции. Растет академическая мобильность студентов и педагогического, профессорско-преподавательского состава, приближаются к единым общемировым стандартам учебные планы, программы и технологии обучения. Широкое распространение получает дистанционное обучение, использование новейших информационных и телекоммуникационных технологий. Образование и наука становятся действенным инструментом взаимопроникновения знаний и технологий, языков и культур. Высшее образование стало доступным и демократичным.
За последние годы в образовательной сфере Казахстана были приняты и уже реализуются законы «Об образовании», «О науке», а также государственные программы, в частности «Программа развития образования на 2020–2025 гг.», проект «Интеллектуальная нация-2020» и др.
6. Президентская программа «Болашақ». В 1993 году по инициативе Первого Президента РК Н.А. Назарбаева была учреждена международная стипендия «Болашақ». Впервые в истории государств постсоветского пространства талантливой молодежи была предоставлена возможность получать качественное образование за рубежом за счет государства. Согласно Закону «Об образовании»: «Международная стипендия «Болашақ» – это стипендия, учреждаемая Президентом Республики Казахстан для обучения граждан Республики Казахстан в ведущих зарубежных высших учебных заведениях по очной форме обучения или прохождения работниками стажировки в зарубежных организациях».
Подумайте
Какие возможности имеются у международной программы «Болашақ»?
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2005 года было учреждено акционерное общество «Центр международных программ», которое осуществляет комплекс мероприятий по международным программам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров за рубежом, в том числе международной стипендии «Болашақ». Разработана договорная база, в соответствии с которой стипендиаты обязываются отработать в течение пяти лет по возвращении в страну.
В 2011 году обучение по программе бакалавриата было отменено, прием стал проводиться только на программы магистратуры и докторантуры. Был введен программно-целевой метод подготовки специалистов по точечным заявкам государственных органов для конкретных отраслей экономики путем заключения трехсторонних соглашений: «стипендиат – работодатель – администратор».
Государственные органы также получили право направлять своих сотрудников на повышение квалификации. В 2012 году научным, педагогическим, медицинским и инженерно-техническим работникам организаций любой формы собственности предоставлена возможность проходить профессиональную стажировку сроком от 1 до 12 месяцев.
В 2014–2015 годах был несколько повышен пороговый уровень знания иностранного и государственного языков. Запущена новая модель языковой подготовки «6+6». Значительная часть «болашаковцев» обучалась на английском языке, выбор которого был продиктован его возрастающим значением во всем мире.
Выясните
Существуют ли подобные международные образовательные программы в соседних государствах?
В 2014 году в Майами (США) международная стипендия «Болашақ» была признана лучшей стипендиальной программой на VIII Международной конференции Going Global. К 2020 году по программе «Болашак» было присуждено около 14 тысяч стипендий. Она стала своеобразным гарантом успешного карьерного роста и профессиональной самореализации молодежи.
Выпускники международной стипендии «Болашақ» принимаются на работу вне конкурса. Они заняты в государственном и частном секторах, в отечественных, международных и неправительственных организациях. «Болашаковцы» оказывают заметное влияние на создание положительного имиджа республики за ее пределами. Этот проект стал эффективным механизмом формирования новой национальной интеллектуальной элиты.
7. «Назарбаев Университет». В начале XXI века Казахстан взял твердый курс на создание ведущих вузов европейского или американского типа. С этой целью был организован «Назарбаев Университет». В начале сентября 2010 года университет принял первых студентов на подготовительную программу Foundation. Открывая новый вуз, Елбасы Н.А. Назарбаев особо подчеркнул: «Новый университет – флагман высшего образования. Вы – его единая, первая команда. От вас во многом зависит, каким будет его путь в океане науки и знаний».
Основная цель создания университета исследовательского типа состояла в том, чтобы создать вуз международного уровня, функционирующий по принципам полной автономии и академической свободы. Поэтому все академические и научно-исследовательские программы вуза реализуются в партнерстве с ведущими зарубежными университетами, входящими в топ-30 лучших вузов в мире. Этот вуз был призван выступить локомотивом модернизации всей высшей школы Казахстана.
Профессорско-преподавательский и научно-исследовательский состав представлен опытными зарубежными профессорами, а также соотечественниками, прошедшими обучение за рубежом и владеющими иностранными языками. Обучение ведется на английском языке. Общее количество студентов составляет около 3 тыс. человек. Ежегодно обладателями грантов становятся около 500 абитуриентов.
«Назарбаев Университет», г. Нур-Султан
Практикуется платное обучение, но значительная часть студентов и магистрантов обучается на бесплатной основе за счет государственных и спонсорских средств. Они получают повышенные стипендии и обеспечены современными комфортабельными общежитиями. Основной контингент поступающих – это выпускники «Назарбаев Интеллектуальных школ» и наиболее талантливая часть молодых людей, окончивших другие школы страны.
Самыми востребованными специальностями являются «Компьютерные технологии», «Инженерная механика», «Робототехника», «Управление образованием», «Биологические науки», «Электрическая и электронная инженерия», «Строительная инженерия» и др. В университете действуют три научных центра: центр энергетических исследований, центр наук о жизни и центр образовательной политики.
В 2013 году «Назарбаев Университет» впервые открыл набор на магистерские и докторские программы. Через год состоялись первые выпуски магистрантов в области управления образованием и делового администрирования. Здесь успешно действует ряд краткосрочных программ повышения квалификации государственных служащих, обучения топ-менеджеров малого и среднего бизнеса, а также подготовки и повышения квалификации ректоров отечественных вузов.
Вуз возглавляет Высший попечительский совет, который является высшим органом управления «Назарбаев Университетом», «Назарбаев Интеллектуальными школами» и «Назарбаев Фондом». Действующим председателем попечительского совета является Премьер-Министр РК. Непосредственным управлением вуза занимаются приглашенные зарубежные менеджеры.
Часть выпускников «Назарбаев Университета» продолжает обучение как в этом вузе, так и в ведущих высших учебных заведениях мира. Среди них Массачусетский технологический институт, Стэнфордский университет, Колумбийский университет, Принстонский университет, Калифорнийский университет, Национальный университет Сингапура, Университет штата Пенсильвания, Лондонская школа экономики и политических наук и др. Выпускники вуза работают в таких сферах, как образование, аудит и консалтинг, строительство и добывающая отрасль, в казахстанских филиалах ведущих компаний мира, в бизнесе.
8. Состояние отечественной науки. После обретения Казахстаном независимости появились проблемы в сфере отечественной науки. Согласно Указу Первого Президента РК Н.А. Назарбаева в 2003 году Национальная Академия наук была лишена государственного статуса и стала общественной организацией, а некоторые научно-исследовательские институты перешли в ведение Министерства образования и науки республики, многие из них сократили свои штаты. Основные НИИ находятся в Алматы.
В то же время есть и ряд позитивных моментов. Руководством страны взят курс на увеличение расходов на науку и образование до 5% от ВВП. Разработаны и апробированы новые правила отбора в магистратуру и докторантуру. При Министерстве образования и науки РК создан Совет молодых ученых. С 2019 года введен конкурс на грантовое финансирование молодых ученых. С 2020 года конкурс научных проектов и программ проводится ежегодно.
Были приняты «Закон о науке» и «Государственная программа развития образования и науки на 2020–2025 годы». Ученые страны активнее стали печататься в ведущих научных журналах мира. Приняты меры по интеграции вузовской и академической науки. Государством выделяются специальные гранты ученым для прохождения научной стажировки в ведущих центрах мира. МОН РК выделяет финансирование на обновление инфраструктуры научно-исследовательских институтов.
1. Какие проблемы существуют в системе образования РК в настоящее время?
2. Как вы понимаете следующую мысль: «В настоящее время следует готовить молодежь по востребованным в республике специальностям»?
3. Какие пути решения проблем отечественной науки вы могли бы предложить?
Дуальное обучение – учебная программа, дающая возможность соединения теории и практики.
Стипендиат – учащийся, лицо, получающее стипендию.
Творческие задания
Задание 1. Проведите SWOT-анализ казахстанской системы образования.
Задание 2. Разделитесь на три группы и заполните таблицу.
ОБРАЩЕНИЕ
Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Н.А. Назарбаева к народу «Пять социальных инициатив Президента»
Третья инициатива: «Повышение доступности и качества высшего образования и улучшение условий проживания студенческой молодежи»
Сегодня в вузах страны обучаются более 530 тысяч молодых людей, из них почти 30% – по грантам, выделяемым государством. Для повышения доступа и качества высшего образования предлагаю следующие меры.
В 2018/19 учебном году надо выделить дополнительно 20 тысяч грантов к 54 тысячам, выделяемым ежегодно. Из них 11 тысяч – на обучение бакалавров по техническим специальностям. Это позволит подготовить тысячи и тысячи специалистов, которые будут востребованы в новой экономике в условиях четвертой промышленной революции. Речь идет, прежде всего, об инженерах, специалистах в области информационных технологий, робототехники, нанотехнологий…
Сегодня остро стоит вопрос обеспечения студентов вузов и колледжей общежитиями. Для решения этой задачи надо развернуть работу по строительству общежитий вузами, колледжами, девелоперскими компаниями на принципах государственно-частного партнерства. Государство, со своей стороны, через Министерство образования и науки будет гарантировать постепенное возмещение части инвестиций, направляемых на строительство общежитий. Поручаю до конца 2022 года обеспечить строительство новых студенческих общежитий не менее чем на 75 тысяч мест. Это позволит полностью решить вопрос с учетом роста потребности в ближайшие годы.
«Казахстанская правда», 6 марта 2018 г.
1. Какие цели поставил Елбасы в реформировании сферы образования?
2. Как будет решаться вопрос со студенческими общежитиями?