Выясните
Почему на территории Южного Казахстана было больше очагов земледелия?
1. Экономические и культурные связи кочевого и оседлого населения. В период зарождения и становления кочевой цивилизации в эпохи энеолита, бронзы и раннего железа у древних племен Казахстана еще не существовало четкой хозяйственной специализации. Скотоводство, земледелие и ремесла – все они составляли комплексное хозяйство кочевых и полукочевых племен.
Продукция кочевого и полукочевого хозяйства не всегда могла удовлетворить потребности степняков, поэтому возникла необходимость в товарно-хозяйственных связях с соседними оседло-земледельческими регионами, в том числе и с городским населением. Параллельно происходил обмен культурными и мировоззренческими ценностями.
Поэтому на территории Казахстана и сопредельных с ним стран с древности сложились предпосылки для формирования двух хозяйственно-культурных типов. Первый тип – кочевой скотоводческий – был распространен на большей части территории Казахстана и производил преимущественно животноводческую продукцию. Второй тип – оседло-земледельческий – был распространен в южных регионах. Для него характерны города, городские поселения, земледелие, в котором использовались ирригационные системы, и наличие ремесел.
Одежда народов Центральной Азии в VI–VIII веках
2. Хозяйственное и культурное положение населения в государствах Южного Казахстана и Жетысу. В эпоху раннего железа Жетысу населяли усуни, а побережья рек Арыс, Талас и Сырдарья – кангюи. И те, и другие имели города и городские поселения, занимались скотоводством, земледелием и ремеслом. Город и Степь были соединены органически как в торгово-хозяйственном, так и в военно-политическом отношении. Города в Казахстане хотя и были подчинены верховной власти кочевых государств тюрков: тюргешей, карлуков, огузов, кыпчаков, но при этом имели органы внутреннего самоуправления. Вот как об этом писал Сюань Цзянь: «…в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все подчиняются тюркам».
Орудия труда огузов: лопата, коса; Бронзовый кувшин
Правители Степи объективно оценивали значимость подвластных им городов как центров международной торговли и пунктов обмена продукцией между кочевниками и оседлыми жителями. Поэтому за установление господства над городами шла постоянная борьба между разными государствами. В 1219–1220 годах города Присырдарьинского региона находились в подчинении у тюрко-монголов и являлись частью империи Чингисхана. В XIV–XV веках Ак Орда и империя Тимуридов оспаривали эти города друг у друга. Со второй половины XV века Казахское ханство начинает борьбу за эти города с Шайбанидами, могульскими правителями и др.
Подумайте
Почему правители центральноазиатских государств боролись за обладание средневековыми городами в Южном Казахстане и Присырдарьинском регионе?
3. Торгово-хозяйственный обмен между кочевыми и оседлыми жителями. Плавка металлов. Город и Степь на территории Казахстана находились в состоянии постоянного натурального (т.е. безденежного) торгово-хозяйственного обмена. Так, кочевники нуждались в продукции оседлых жителей. Вот что писал по этому поводу арабский историк аль-Омари: «Посевов у них (кыпчаков) мало, и меньше всего пшеницы и ячменя. Чаще всего у них встречается просо, им они питаются…». Оседлые жители также были заинтересованы в получении продукции степняков. Кроме того, города Жетысу и Присырдарьинского региона были торговыми центрами, связывавшими кочевую Степь со странами Центральной Азии, Персией, Китаем.
Развалины Янгикента (Жанкента)
Кочевники могли предложить для торгового обмена тягловый и верховой скот, продукцию животноводства (мясо, шерсть, кожу), кошмы, арканы, а также деревянную и кожаную посуду, металлические изделия (серебряные и золотые украшения), оружие, предметы конской сбруи, меха и рога животных, ловчих птиц, охотничьих собак. Эти товары были востребованы не только жителями местных городов, но и соседних стран и регионов.
Например, стоимость кыпчакской лошади в восточных странах доходила до сотен динаров. По свидетельству аль-Макдиси, из Шаша (Ташкента) в другие страны вывозили высокосортные шагреневые седла, колчаны для стрел и др.
Оседлые жители для обмена могли предложить продукцию земледелия: пшеницу, ячмень, бобовые, овощи, фрукты, сухофрукты, специи, хлеб; продукцию ремесел: гончарные и жестяные изделия, ковры, ткани, украшения, оружие, предметы роскоши. Торговля была выгодна и кочевникам, и жителям городов, о чем свидетельствует один сельджукский документ: «Товары и предметы их (кочевников – авт.), дающие прибыль, являются причиной увеличения благоденствия, довольства и пользы оседлых людей».
Торговый обмен между кочевниками и оседлыми жителями осуществлялся на ярмарках близ городов Сауран, Алмалык, Янгикент, Испиджаб, куда кочевники пригоняли скот, привозили мясо и шерсть, а также другую продукцию, и обменивали у горожан на посуду, ткани, хлеб и сладости.
Широкое распространение в Степи получила плавка металлов, искусством которой кочевники владели почти в совершенстве. Изделия из металла пользовались большим спросом. Племена Андроновской и Бегазы-Дандыбаевской культур имели развитую технологию плавки и формовки металлов. Известно также, что тюрками добывалось серебро, которое высоко ценилось в городах Казахстана и соседних государствах.
4. Культурное и хозяйственное взаимодействие и взаимовлияние кочевников и оседлых жителей. Город и Степь, помимо торгово-хозяйственного обмена, находились в состоянии постоянных культурных онтактов и взаимовлияний. Степняки перенимали знания и навыки у оседлых жителей, и наоборот. Заимствованиям подвергались также язык, обычаи, повседневный быт, искусство, религии, ремесла и даже хозяйственные занятия.
Так, переселившиеся в Степь ирано-язычные согдийцы вскоре освоили тюркский язык, заимствовали некоторые элементы одежды и обычаи тюрков. Махмуд Кашгари писал, что среди согдийцев нет таких, кто бы не говорил на тюркском языке. Постепенно согдийцы смешивались с тюркским населением, поскольку среди тюрков происходил процесс оседания в городах или около городских поселений, где проживали согдийцы. На территории городов, кроме тюрков и согдийцев, небольшими группами проживали сирийцы, персы, китайцы, арабы, индийцы.
В IX–XIII веках оседлая культура переживала расцвет, выросло количество городов. Это было связано с тем, что обедневшая часть тюрков вынуждена была перейти к оседлому образу жизни и заниматься ремеслами, торговлей, земледелием. Таких людей в кочевом обществе называли жатаками.
Кочевники научились у оседлых жителей строить ирригационные сооружения, о чем свидетельствуют остатки русел арыков, каналов, дамб и водохранилищ в Южном Казахстане, Жетысу, Присырдарьинском регионе и Центральном Казахстане, поскольку здесь земледелие носило преимущественно поливной характер.
Кроме того, кочевники переняли у оседлых жителей приемы строительства жилых и культовых сооружений, элементы декора, строительные материалы, секреты изготовления растворов и красок. Так, широкое распространение получает возведение памятников Дын на месте захоронения правителей и представителей знати, а также искусство возведения мавзолеев, например, построенных в честь Жошы-хана, Алаша-хана, Айша-биби и др.
Работа с картой
Найдите на современной карте Казахстана месторасположение мавзолеев Жошы-хана, Алаша-хана и Айша-биби.
Другим важным аспектом культурных взаимовлияний между кочевниками и оседлыми жителями является проникновение и распространение в Степи религий и религиозно-философских систем, таких как ислам, несторианство, буддизм, манихейство и зороастризм. Так, например, Суяб в течение некоторого времени являлся центром буддизма в Жетысу. В Южном Казахстане, Жетысу, Присырдарьинском регионе находили прибежище последователи несторианства и манихейства, которые подвергались преследованиям в Византии и Персии. Переселившиеся несториане и манихейцы создавали в городах Казахстана свои общины, строили храмы. Так, хорошо известны несторианские церковь и кладбище в Таразе.
Памятник Дын (Дың). Костанайская область
Утверждение ислама привело к появлению в городах мечетей, а также медресе и мектебов, где обучали основам религии, арабской грамоте, чтению, философии, математике и другим наукам. Благодаря этому из городов Присырдарьинского региона и Жетысу вышло немало ученых и мыслителей, прославившихся во всем мусульманском мире и в Западной Европе, это Абу Насыр аль-Фараби, Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари, Ходжа Ахмед Ясауи и мн. др.
Выскажите свое мнение
Почему ислам получил наибольшее распространение вдоль Великого Шелкового пути?
1. Почему кочевые и оседлые жители были заинтересованы во взаимодействии?
2. «Казахи не были кочевниками, они были оседлым народом». Вы согласны с этим мнением? Почему?
3. Используя дополнительный материал, оцените вклад кочевников в мировую цивилизацию.
Жатаки – обедневшая часть казахского кочевого общества, вынужденно перешедшая к оседлому образу жизни.
Памятники Дын – название округлых сооружений из камня на месте погребений.
Творческие задания
Задание 1. С помощью PEST-анализа, используя текст параграфа, укажите, какие изменения произошли у кочевых и оседлых жителей.
P – political (политический)
E – economical (экономический)
S – social (социальный)
T – technical (технический)
Задание 2. Выскажите свое мнение по нижеприведенным заклю-
чениям:
«Время от времени они (кочевники – авт.) покидали свои земли и врывались во владения соседних оседлых народов … общество кочевников является обществом, у которого нет истории».
А. Тойнби
«Среди кочевников имелось имущественное неравенство и рано возникло социальное неравенство».
А. Смит
О взаимодействиях земледельцев и кочевников
«На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные области развития оседлой и городской культуры. Одной из них был Южный Казахстан и Семиречье. Она занимает территорию между Средней Азией, с одной стороны, Центральным Казахстаном, Сибирью и Уралом, с другой. В ней выделяются три района – Южный Казахстан (долина Сырдарьи), юго-западное Семиречье (междуречье Таласа и Чу), северо-восточное Семиречье (Илийская долина). Область находится на стыке земледельческих оазисов и кочевой степи. Такое положение издревле накладывало своеобразие на развитие культуры.
В контактных зонах земледелия и скотоводства наиболее отчетливо проявляются взаимодействия земледельцев и скотоводов Казахстана, оседлости и кочевничества, города и степи. Эти взаимодействия были многообразны: политические, экономические, культурные, этнические. Взгляды исследователей на характер этих контактов были неоднозначны. Так, в начале XX в. писали о кочевниках, находившихся в состоянии постоянной борьбы с оседлыми земледельцами, кочевниках, которые «сметали все на своем пути и обращали цветущие оазисы в мертвые пустыни». Кочевники Востока, в том числе Казахстана и Средней Азии, зачастую рассматриваются как носители закоснелой культуры, а их влияние на развитие цивилизации – губительное. Считают, например, что история Средней Азии – это история постепенного завоевания и разрушения оседлой иранской цивилизации кочевниками – тюрками.
Однако сейчас преобладает мнение о тесной органичной связи между кочевниками и земледельцами. Принято говорить о единой экономической системе, охватывающей как оседлую, так и кочевую часть населения вообще и какого-либо конкретного региона, системе, в которой оба направления хозяйственной жизни не могли нормально функционировать без постоянного взаимообмена. Нарушение этого экономического единства приводило к тяжелейшим последствиям для кочевников и для жителей оседлых оазисов».
История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В пяти томах. – Алматы, 2010. Т. 1. С. 347.
Как развивалось взаимодействие скотоводов и земледельцев?