Вы научитесь!
• использовать разные виды чтения в зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий;
• создавать тексты различных типов и стилей (публичное выступление), уместно употреблять цитирование с учётом цели, целевой аудитории и речевой ситуации;
• использовать знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с одним придаточным.
Грамматический разбор
Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто располагает лучшей информацией.
(Бенджамин Дизраэли, британский политик)
Прочитайте текст. Используйте разные виды чтения в зависимости от следующих коммуникативных задач:
• вы готовитесь к публичному выступлению на научном форуме;
• вы собираете материал для статьи о взаимосвязи математики и бизнеса.
17-летняя студентка Haileybury Astana Жания Мурзалина получила премию «Молодой экономист 2019 года» от британского Королевского экономического общества после представления эссе на тему «Введения налога на выбросы углерода недостаточно для решения проблемы изменения климата – напротив, мы должны инвестировать в новые технологии». Группа ведущих британских экспертов высоко оценила эссе студентки, подчеркнув, что оно было высоко аналитическим и прикладным. Жания сумела победить студентов лучших частных школ
Великобритании.
В беседе с корреспондентом Informburo.kz она рассказала:
– Это был конкурс эссе молодых экономистов на определённые темы, тем было пять. Участвовало в нём около 1300 человек со всего мира, но большинство было из Великобритании, что делало конкуренцию очень серьёзной.
– Почему Вы выбрали именно такую тему?
– Она объединяет экономику и экологию, это заинтересовало. Меня очень волнуют экологические темы, и когда мне говорили о том, что загрязнение планеты не такая уж важная проблема или что глобального потепления на самом деле не существует, я доказывала, опираясь на исследования, что это реальные проблемы… А тут как раз представилась возможность высказать своё мнение по этому вопросу, попытаться решить проблему не абстрактно, а предложив экономические решения.
– То есть Вас интересуют и экология, и экономика одновременно?
– Да. Некоторые скажут, что это разные вещи, но я считаю, что экология и экономика на самом деле взаимосвязанные понятия. В экономике есть специальный термин – «негативные эффекты производства и потребления». Это означает, что производство каких-либо видов продукции, например, топлива в нефтегазовой промышленности, ведёт к тому, что выделяется огромное количество углекислого газа. А это, в свою очередь, вызывает парниковый эффект и приводит к глобальному потеплению. Но экономика может решить эту проблему, которую создала в какой-то степени. И это решение я пыталась найти в ходе своего исследования.
…Так, я решила поставить под вопрос утверждение, что только углекислый газ вызывает изменение климата. …Я предположила, что метан, как ещё один газ, способствующий парниковому эффекту, ведёт к такой же проблеме. Тогда как все фокусируются на выработке СО2, следует посмотреть, в какой степени в проблеме «виноват» метан, уменьшить выделение обоих газов. Следовательно, можно и нужно ввести налог на углекислый газ, но также следует инвестировать в разработку технологий по переработке метана и СО2.
…До написания эссе я особо не задумывалась о связи экономики и экологии, относилась к экологическим проблемам как к чему-то такому, что должно волновать каждого. Не обязательно выбирать это своей профессией, просто нужно знать, что эта проблема существует, и по мере сил принимать участие в её решении.
• Приведите другие примеры, когда знание математики помогло достичь успеха.
• Объясните расстановку знаков препинания в выделенных предложениях.
• Найдите и запишите предложения, соответствующие схемам:
1. (=- ), но (-= ), [что =].
2. [=], (что -= ).
• Сделайте синтаксический разбор этих предложений.
• Составьте публичное выступление, используя текст упр. 48 и диаграмму.Цель и аудиторию определите самостоятельно.
Процесс развития современных наук в конце ХХ – начале ХХІ веков
(По материалам https://informburo.kz)
Рассмотрите схему «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении». На стр. 74. Расскажите по ней о
расстановке знаков препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным, используя вопросы:
• Какие предложения называют сложноподчинёнными?
• Из каких частей состоит сложноподчинённое предложение?
• В каких отношениях находятся части сложноподчинённого предложения?
• С помощью чего придаточное предложение присоединяется к главному?
• Назовите основные виды придаточных предложений.
• Как главная часть отделяется от придаточной на письме?
• Закончите предложения в схеме разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным
1. Определить тип предложения … .
2. Указать вид предложения по ….
3. Определить …, найти их границы.
4. Составить ….
5. Определить тип … .
Вспомните!
Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным
Хотя, когда мы приехали, было уже поздно, мы хотели сходить по адресу, который был написан на конверте.
Это предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с цепным и параллельным подчинением. Главное – двусоставное, распространённое: 1-е придаточное – обстоятельственное уступки, односоставное, распространённое; 2-е придаточное – обстоятельственное времени, двусоставное, нераспрастранённое; 3-е придаточное – определительное двусоставное, распространённое (хотя, (когда), ), [ ], (который).
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Объясните расстановку знаков препинания. Найдите простые осложнённые и сложные предложения. Укажите их грамматические основы. Определите вид каждого сложного предложения. Составьте их схемы.
Законы математики пом…гают ан…литикам м…ркетологам руководителям и владельцам бизне(с,сс)а инвесторам. Достато(?)но знать самые простые т…ории и можно ле…ко решать насу(?)ные в…просы или пр…одол…вать сложные препятствия на пути к успеху.
маркетолог
инвестор
В данных из р…альной жизни числа чаще начинаются с маленьких ц…фр (1, 2) чем с больших а вот 9 стоит (в) начале реже всего. Пр…обладание единиц и двоек проявление закона Бенфорда с помощью которого можно выявить ф…льсификацию данных.
Возьмите аналитический отчёт м…ркетолога и пройдитесь по первым ц…фрам. Частота появления ц…фры 1 равна примерно 30%, ц…фры 2 – около 18%, ц…фры 9 – менее 5%. Если есть отклонения от закономерности задумайтесь не пр…украсил ли сотрудник к…ртину.
Данные (не) удовлетворяют закону Бенфорда в двух случаях когда есть об…яснение происходящему (например компания стала регулярно закупать сырьё по $50 за штуку – логично, что ц…фра 5 появляется чаще) или (же) имеет место моше(н,нн)ичество. Закон Бенфорда (не) раз помогал финансовым сл…дователям которые зан…маю…ся поиском искажённых данных. Они пр…веряют бу…галтерские книги отчёты и даже номера банковских счетов которые встречаю…ся в д…кументах – так можно обн…ружить отмывание денег. Один из извес…ных случаев дело Уэсли Родса присвоившего себе ми(л,лл)ионы долларов отчёты которые он высылал инвесторам не удовлетворяли закону первой цифры.
(Алекс Беллокс. «Красота в квадрате»)
• Какую проблему поднимает автор текста?
• Каково ваше мнение по данной проблеме?
• Предложите и обоснуйте собственные пути решения данной проблемы.
Прочитайте ключевые слова. Составьте по ним текст, используя сложноподчинённые предложения. Озаглавьте его и запишите. В каком стиле написан ваш текст? Докажите.
Математика, инновационные технологии, образовательные ресурсы, научно-исследовательские работы, бизнес, творчество.
• Составьте и запишите схему одного сложноподчинённого предложения из вашего текста.
Взаимооценивание
Домашний репетитор. Готовимся к эссе. Напишите эссе по теме «Новейшие технологии и математика».