Лабораторная работа № 2. Исследование содержания пигментов фотосинтеза в клетках различных растений.

Важно! Из-за опасности испарений ацетона, бензина и спирта работа проводится учителем демонстрационно. Количество использованных реактивов не должно превышать 1 мл для каждого реактива. При проведении работы необходимо обеспечить проветриваемость помещения.

Цель: выявить наличие пигментов фотосинтеза в различных клетках растений.

Материалы и оборудование: 1) листья 2–3 растений (элодеи, амариллиса, традесканции, пеларгонии или других имеющихся в кабинете биологии); 2) ножницы и керамическая ступка (желательно также порошок толченого стекла); 3) реактивы: этиловый спирт, бензин (бесцветный), ацетон 80%; 4) лабораторные пробирки, чашки Петри (2 шт. разного диаметра), воронка; 5) фильтровальная бумага.

  Ход работы

  Измельчить листья исследуемых растений (отдельно, не смешивая их) сначала с помощью ножниц, а затем в ступке с толченым стеклом или без него.
  Образовавшуюся кашицу от каждого растения перелить в отдельную колбу или пробирку и добавить спирт (или смесь спирта с ацетоном). Хорошо перемешать и процедить в чистую пробирку через фильтровальную бумагу, уложенную в воронку.
  Примечание. Не забывайте менять фильтр для кашицы из каждого нового растения и использовать отдельную емкость – пробирку. Вместо фильтровальной бумаги можно использовать салфетку или бумажное полотенце.
  Из фильтровальной бумаги вырезать круг (количество кругов должно соответствовать количеству исследуемых растений), который можно было бы легко поместить на бортики меньшей из чашек Петри. Сделать на круге из фильтровальной бумаги по paдиусу два надреза, не доходя до центра, и полученный «язычок» немного отогнуть вниз (см. как на рисунке).

  В центр бумажного круга с помощью пипетки нанести пятно пигментной кашицы, предварительно хорошо ее взболтав. Необходимо следить, чтобы пятно не расплывалось, но при этом имело интенсивный зеленый цвет. Для этого нужно капнуть не один, а два-три раза. Проделать это отдельно для каждого исследуемого растения, на отдельном бумажном круге.
  Просушить бумажный круг (круги, если исследованы несколько растений) с нанесенными пигментами и положить его на края чашки Петри, в которую предварительно нужно налить слой бензина (примерно 0,5 см), так, чтобы удалось опустить в него бумажный «язычок», но сам бумажный круг не намок. Закрыть чашку Петри крышкой, т. е. чашкой бjльшего диаметра.
  Пронаблюдать за разделенными пигментами. Пигменты, обладая неодинаковой растворимостью в бензине и разной способностью к адсорбции фильтровальной бумагой, передвигаются с различной скоростью. Соответственно, они будут располагаться на бумажном круге отдельными круговыми зонами.
  Слабо-зеленая зона, которая иногда наблюдается на месте стартовой точки, представляет собой хлорофилл определенной группы, не растворимый в бензине. Непосредственно над стартовой точкой находится хлорофилл желтовато-зеленого цвета, за ним – хлорофилл голубовато-зеленого цвета. Далее следуют ксантофиллы (по цвету сходны с каротиноидами, от бледно-желтого до коричневого), а затем – каротины (от желтого до оранжевого и красного).
  Сравните результаты, полученные от разных растений. Сделайте выводы о преобладании тех или иных пигментов у разных растений либо их сходстве.

×
×

Корзина