Вы научитесь!
• формулировать вопросы для исследования и гипотезы по прочитанному тексту;
• писать разные виды эссе, в том числе дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы;
• использовать знаки препинания в сложных предложениях.
Грамматический разбор
Бога…ство главным образом зависит от двух вещей: от трудолюбия и умере(н, нн)ости, иначе говоря не теряй ни времени, ни денег, и используй и то, и другое наилу…шим образом.
(Бенжамин Франклин, американский политический деятель, учёный)
Прочитайте. Докажите, что данный текст относится к публицисти- ческому стилю. Используйте для этого вопросы после текста.
Сингапурское экономическое чудо
К сожалению, экономистам приходится частенько выслушивать то, что их наука представляет людей жадными и эгоистичными и поэтому не подходит для описания сложной действительности, полной альтруистических порывов. Хотелось бы опровергнуть наиболее распространённые заблуждения относительно предмета.
1. Преследование собственной выгоды не означает эгоизм. Рациональные экономические агенты преследуют собственную выгоду и принимают решения на основании сравнения выгод и издержек. В зависимости от человека среди выгод, которые он рассчитывает извлечь, может оказаться как личное обогащение, так и счастье всего человечества, а зачастую и то и другое вместе.
2. Потребление не значит ожирение. Увеличение размера производимого обществом продукта вовсе не подразумевает, что люди должны будут потонуть во всё увеличивающемся количестве материальных благ. Возрастающая доля производимого обществом продукта – это нематериальные блага. Мы «потребляем» музыку, искусство, науку, философию и даже религию так же, как и прочие блага, созданные руками человека. Что выберете именно вы, зависит от ваших предпочтений.
эгоизм
альтруист
издержки обогащание
3. Нет вещей, стоимость которых нельзя измерить, причём денежные единицы являются универсальным измерителем, а не конечной целью.
Наверняка вам не раз приходилось слышать утверждение, что жизнь бесценна. Однако частенько мы с вами рискуем этим сокровищем. Покупая более дешёвые, но менее качественные продукты, выбирая не самые надёжные, но доступные транспортные средства, проживая в загазованном центре города рядом с работой или просто переходя дорогу на красный свет, потому что не хотим ждать зелёного сигнала светофора, мы подвергаем себя дополнительному риску. В чём же дело? В необходимости выбора. Ресурсы, которыми располагает отдельный человек и общество в целом, ограничены, и поэтому для того, чтобы получить что-то одно, необходимо пожертвовать чем-то другим. В этом смысле всё имеет свою цену. То, чем приходится жертвовать, и есть цена того, что мы хотим получить.
Дополнительные годы жизни, которые мы могли бы получить, проживая на свежем воздухе, мы часто меняем на материальные блага, которые нам предоставляет городская жизнь. Стоимость дополнительных лет жизни для каждого конкретного человека можно измерить в сумме денег, равной стоимости этих самых материальных благ. Таким же образом в деньгах, как в универсальном средстве обмена, можно измерить стоимость любого блага. Это не плохо и не хорошо, так же как возможность измерять расстояние в километрах, а вес в килограммах.
(По М. Бойко)
• Как реализуется в тексте основная функция публицистического стиля?
• Каким образом выражена позиция автора?
• Приведите из текста примеры эмоциональности, образности.
• Найдите слова общественно-политической лексики.
• Укажите: восклицательные, побудительные предложения, риторические вопросы.
• Найдите и назовите художественные тропы.
Разделитесь по группам. Каждая группа выбирает одну из трёх идей по тексту упражнения «В защиту экономики». Сформули- руйте вопросы для исследования и гипотезы по прочитанному тексту по стра- тегии «5 W» (Why?) с использованием вопросительных слов: Как? или Поче- му?. Продолжайте использовать одинаковые вопросы до тех пор, пока идея/ предложение не изучены полностью. Вопросы записываются на учебном плакате, затем формулируется гипотеза по одному из предложенных на схеме образцов. Подготовьте выступление от группы, сравните свои результаты с результатами других групп.
Повторите правила расстановки знаков препинания при обособленных членах предложения. Запишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Устно дайте определение выделенным словам.
1. Ростов (не, ни)чего (не, ни)видел кроме бежавших вокруг него гу- сар ц…плявшихся шпорами и бр…нчавших саблями. (Л.Т.) 2. Закованные в гранит волны моря подавле…ы громадными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о борта судов о берега бьются и ропщут вспене(н, нн)ые загрязнё(н, нн)ые разным хламом. (М. Г.) 3. Ты, стройная, с тугой косою прошла по ч…рным пятнам шпал. (Бл.) 4. Широкая свободная аллея (в) даль влечёт. (Брюс.) 5. Солнце великолепное и яркое подн…малось над морем. (М. Г.) 6. Только люди способные сильно любить могут испытывать и сильные огорчения… (Л. Т.) 7. Месяц уже не жёлтый а серебря(н, нн)ый поднялся к самой верхушке тополя. (Купр.) 8. Они вступили в коридор узкий и тёмный. (Н. Г.) 9. Говорила больше мать дама с седыми волосами. (Тург.) 10. Офицеры в новых сюртуках белых перчатках и блестящих эполетах щеголяли по улицам и бульвару. (Л. Т.) 11. Люди же изумлённые стали как камни. (М. Г.) 12. Вошёл человек лет шестидесяти бел…волосый и смуглый в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. (Тург.) 13. Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.) 14. Сама Бережкова в шёлковом платье в чепце на затылке сидела на диване. (Гонч.)
Напишите эссе, рассматривая и анализируя проблему, представленную вашей группой на уроке. Используйте подходящие по смыслу цитаты из научной, публицистической литературы, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы. Темой эссе может быть исследовательский вопрос группы или тема, предложенная учителем.