Вы научитесь!
• писать разные виды эссе, в том числе аргументативное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы;
• соблюдать синтаксические нормы.
Грамматический разбор
Ибо (ни, не) с…кровища, (ни, не) высокий сан консула (ни, не) отгонят злых душевных тр…вог и п…чалей, в…тающих под золочё(н, нн)ыми украшениями потолка.
(Гораций, древнеримский поэт)
Готовимся к эссе. Прочитайте высказывания известных людей об экономике. Напишите аргументативное эссе, используя одну из цитат.
1. Экономист – это человек, который знает о деньгах больше, чем люди, у которых есть деньги. (Фрэнк Лош) 2. Государственное хозяйство – это такое хозяйство, в котором все хотят есть, но никто не желает мыть посуду. (Вернер Финк) 3. Для успешного планирования нужна единая, общая для всех система ценностей – именно поэтому ограничения в материальной сфере так непосредственно связаны с потерей духовной свободы. (Фридрих Август фон Хайек) 4. Экономика – лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель её, не высшая ценность и не определяющая причина. (Николай Бердяев) 5. Одни копят, словно будут жить вечно, а другие тратят, будто сейчас умрут. (Аристотель)
Запишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы сложных предложений. Определите их вид. Для повторения темы используйте схему «Сложные предложения».
Все м…лились о снеге и вот наконец пошли косич(?)ки по небу мороз н…чал сдавать. Ветер опять утих и бл…годатный снег начал медле(н, нн)о опуска(тся, ться) на землю. Радос(?)но смотрели крест(?)яне на п…рхающие в воздухе пушистые снежинки которые опускались на землю. Что (бы) насл…ди(тся, ться) этой к…ртиной я вышел в поле. Чудное зрел…ще открылось глазам моим: всё безгр…ничное пр…странство (во) круг меня предст…вляло вид снежного потока. Мне к…залось буд (то) небеса разверзлись ра(с, сс)ыпались снежным пухом н…пол- няя весь воздух дв…жением и пор…зительной тиш…ной. Наступали дли(н, нн)ые зимние сум…рки и пад…ющий снег нач…нал закрывать все предметы и белым мраком од…вал землю.
(По С. Аксакову)
Самооценивание
Домашний репетитор. Проверьте знания по грамматической теме «Синтаксис и пунктуация».
Сложное предложение
1. Укажите сложные предложения (знаки препинания не расставлены).
a) Громеко были образованные люди хлебосолы и большие знатоки и любители музыки. (Паст.)
b) Всё в нём волновалось и он думал только об одной Оксане. (Н. Г.)
c) Владимир Иванович только теперь как следует рассмотрел его. (Арц.)
d) Солнце ещё за лесом просека в голубой тени. (Бун.)
e) Ржавеют в арсеналах пушки зато сверкают кивера. (Сим.)
2. Укажите предложения, в которых верно определён тип сложного пред- ложения.
a) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или ко- ней табун игривый молчанье дали возмутит. (Л.) (ССП)
b) Кунанбай повернул голову, принял приветствие, но не сдвинулся с места. (Ауэз.) (СПП)
c) Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет. (БСП)
d) Очень неудобное место выбрало себе селение, хотя рядом равнина, хорошие горные склоны, вода. (Адж.) (СПП)
e) Федя никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство. (Тург.) (БСП)
3. Укажите сложносочинённые предложения.
a) По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу. (Пауст.)
b) Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце. (А. К. Т.)
c) Громче стал топот копыт, слышнее шорох колёс по гравию. (Пауст.)
d) Окна почти всегда замёрзлы и тусклы, и почти целую зиму мы никуда не ходили и не ездили. (Л. Т.)
e) Не всякое сопротивление беде награждается избавлением от гибели, но всякая гибель начинается с утраты воли к сопротивлению. (Леон.)
4. Укажите сложноподчинённые предложения.
a) И хотя я и читал в журнале «Вокруг света» заманчивые рассказы о Сахаре, самумах и «кораблях пустыни» – верблюдах, но они меня не прельщали. (Пауст.)
b) Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, а заря ещё долго дотлевает над далями и туманами. (Пауст.)
c) Нас пригласили в дом, где за чаем мы неторопливо поговорили с хозяином. (Адж.)
d) Шёл уже восьмой час, но ещё было совсем светло и очень жарко. (Лаг.)
e) Нельзя сосчитать, сколько оттенков есть у каждого цвета. (Кам.)
5. Укажите бессоюзные сложные предложения.
a) Как бы ни было уныло покинутое место, всегда остаётся сожаление. (Пауст.)
b) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну. (П.)
c) Хвалы приманчивы – как их не пожелать? (Крыл.)
d) Чин следовал ему, он службу вдруг оставил. (Гр.)
e) От всей фигуры его ещё веет степной мощью, но какое у него скорбное лицо! (Бун.)
6. Укажите предложения, где части сложноподчинённого предложения связаны при помощи союза, а не союзного слова.
a) Эта вера в воображение и есть та сила, что заставляет человека искать воображаемое в жизни. (Пауст.)
b) Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. (Посл.)
c) Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. (М. Г.)
d) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. (П.)
e) Расскажите всем, что с вами случилось на озере.
7. Укажите предложения, где верно определён тип придаточной части сложно- подчинённого предложения.
a) В сложной биографии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои прелестные сказки. (Пауст.) (Определительная)
b) Затем она стала расспрашивать меня, где я теперь работаю. (Ч.) (Изъяснительная)
c) Облако принесло оттуда, где дожди уже пролились. (Пауст.) (Определительная)
d) И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья. (Булг.) (Места)
e) Цветы вырастали там, где весной была вода. (Определительная)
8. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным времени.
a) Пока Лиза накрывала на стол, Виктор показывал Андрею квартиру. (Гран.)
b) Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (М.-Сиб.)
c) Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу, то увидел далеко впереди трёх девочек. (Пауст.)
d) Двор так замело, что можно было шагать через прясло. (Буб.)
e) Особенно хорошо в лесу тогда, когда шумит неторопливый осенний дождь. (Хаз.)
9. Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным места.
a) Там, где ранее было устье реки, тропа взбирается в гору. (Арс.)
b) Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных. (П.)
c) Где силой взять нельзя, там надобна ухватка. (Крыл.)
d) А час спустя там, где вода сливается с небом, показался белый дымок. (Ос.)
e) Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. (Крыл.)
10. Укажите предложения, между частями которых ставится двоеточие.
a) Летом в лесах средней полосы снегирей не увидишь_гнездятся они в лесах северных. (Песк.)
b) Он говорил_ ему покорялись. (Тург.)
c) Я сразу понял_медведь добывает мёд. (Арс.)
d) Поднимешь глаза вверх_белки видны среди ветвей. (Пауст.)
e) Резкий воздух омыл лицо холодной водой — сон сразу пропал. (Пауст.)
11. Укажите предложения, между частями которых ставится тире.
a) В чистом поле идёшь ветерок встречает и лицо обвевает.(Никит.)
b) Пощадишь врага погубишь общее дело и себя.
c) У озёр Мещёрского края есть одно странное свойство чем меньше озеро, тем оно глубже. (Пауст.)
d) Я знал удар судьбы меня не обойдёт. (Л.)
e) Тихи пруды холод и мрак вод их угрюмо заключен в тёмно-зелёные стены садов. (Н. Г.)
12. Укажите, где верно определены оттенки смысловых значений между частями бессоюзного сложного предложения.
a) Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. (П.) (Значение одновременности действий)
b) Упустишь минуту – потеряешь часы. (Значение противопоставления)
c) Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль. (Купр.) (Пояснительное значение)
d) Я рад: мой труд окончен. (Изъяснительное значение)
e) Ты запеваешь песню светлую – колокольчики звенят. (Ошан.) (Сравнительное значение)
13. Укажите сложноподчинённые предложения с однородным подчинением.
a) Все эти мысли станут яснее, если я расскажу, как был написан рассказ «Телеграмма». (Пауст.)
b) Слепой знал, что на улице уже утро и в комнату смотрит солнце. (Кор.)
c) Старик не сумел ответить, что он станет делать с кладом, если найдёт его. (Пауст.)
d) В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места, где она родилась и где так памятны были месяцы детства. (В. Ч.)
e) Мне чудилось, что рядом море и что пахнут чабрецом не степи, прибрежный песок. (Пауст.)
14. Укажите предложения, в которых знаки препинания расставлены верно.
a) Я отвечал, что природа хороша, и что особенно хороши в наших лесах закаты. (Пауст.)
b) Впрочем, очень понятно, что ей стало тебя жалко: ты сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу. (Л.)
c) И в самом деле, Гуд-гора курилась; по бокам её ползали лёкие струйки облаков, а на вершине лежала чёная туча, такая чёрная, что на тёмном небе она казалась пятном. (Л.)
d) Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно спустилось на реку недалеко от нас. (Тург.)
e) К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были из- мучены они рвались из-под седла, и с каждым мгновением мы были всё ближе и ближе. (Л.)
15. Укажите, какие знаки препинания и в каком порядке должны быть рас- ставлены в предложении:
Небо всё ниже нависает над ним слабо брезжит синевато-свинцовый свет угасающего дня и в туманной дали уже начинают появляться те бледные неуловимые огоньки которые всегда мелькают перед напряжёнными глазами путника в зимние степные ночи. (Бун.)
a) двоеточие, запятая, запятая;
b) тире, запятая, запятая;
c) точка с запятой, запятая, запятая;
d) запятая, точка с запятой, запятая;
e) точка с запятой, запятая, запятая.
Подведите итоги по изученному разделу по таксономии Блума.
Заполните в тетради таблицу «Проверь себя».