Этика и наука: профессиональная ответственность учёного

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Вы научитесь!

•строить развёрнутый монолог для публичного выступления в рамках об- щественно-политической, социально-экономической и учебно-научной сфер;
• корректировать и редактировать все имеющиеся недочёты в тексте, учитывая цель, целевую аудиторию, ситуацию общения и воздействие на читателя; • соблюдать орфографические нормы;
• использовать различные изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения; •соблюдать синтаксические (при пассивных конструкциях с возвратными глаголами и краткими страдательными причастиями, в безличных предложе- ниях) и стилистические нормы;
• использовать знаки препинания в сложных предложениях с разными вида- ми связи.

Грамматический разбор

  В нормах научной этики находят своё воплощение как общечеловеческие моральные требования и запреты, приспособленные к особенностям научной деятельности («не укради», «не лги»), так и требования для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей (например, бескорыстный поиск и отстаивание истины). 

(https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnye-problemy-voznikayuschie- pri-sozdanii-iskusstvennogo-intellekta)

  Разделитесь по группам: «Учёные», «Журналисты», «Зрители». Каждая группа будет строить развёрнутый монолог (рассуждение на заданную тему), включающий не менее трёх микротем в пределах социально- культурной и учебно-научной сфер. Посмотрите на диске передачу «Профессор Преображенский страшнее Шарикова» из цикла «Культурная революция». Определите темы выступлений участников передачи. Проанализируйте: как они отстаивают свои позиции, какие аргументы приводят, какие вопросы задают друг другу.

  • Примите участие в дебатах по теме урока «Профессиональная ответ- ственность учёного». Сформулируйте проблемы, прозвучавшие в пере- даче. По одной из них постройте монолог-рассуждение. 
  • Аргументируйте вашу точку зрения, приведите примеры. Выберите представителя от своей группы, который выступит с подготовленным монологом.
  • Сделайте вывод.

  Прочитайте текст. Определите его стиль, тему и идею. Озаглавьте текст. Как вы относитесь к проблеме, затронутой автором? Выпишите из текста три сложных предложения. Объясните расстановку знаков препинания в них. Дайте полную синтаксическую характеристику этих предложений.

  К проблеме научной этики не раз обращались разные писатели. Например, М. Шелли («Франкенштейн»), Б. Брехт («Жизнь Галилея»), Г. Уэллс («Человек-невидимка», «Остров доктора Мора») и др.

этика

  Не вызывает сомнения то, что важность и многогранность данной проблемы, которая в разные исторические эпохи интересовала и волновала писателей разных стран, и в наши дни не утратила своей актуальности в связи с неудержимым развитием научной деятельности и технического прогресса.
  Так, например, в романе «Колыбель для кошки» К. Воннегут предостерегает человечество от слепого поклонения «умным машинам» и призывает людей к любви, милосердию и, в первую очередь, к ответственности за собственное отношение к миру. Он пишет, что, по мнению некоторых, мы должны пройти эволюцию для того, чтобы стать более совершенными обезьянами с ещё большим мозгом. «Однако нам не нужно больше информации, – подчёркивает писатель, – нам не нужен большой мозг. Всё, что нам нужно, – это стать менее эгоистичными, нежели мы есть на самом деле».

(По В. Логиновой)

 

  • Автор романа «Колыбель для кошки» К. Воннегут предлагает следующее решение проблемы: масштабная гуманитаризация образования (изучение во всех технических вузах философии, литературы, социологии, истории искусства). Согласны ли вы с данным предложением автора? Аргументируйте ответ. Составьте диалог в паре.

  Прочитайте текст. Составьте к нему «Дерево предсказаний». На стволе напишите тему, на ветвях – свои предположения. В основании дерева – вывод. Листья дерева – это то, что доказывает ваше пред- положение. Выпишите из текста словосочетания: глагол с зависимым словом.Определите тип связи в словосочетании, чем выражено зависимое слово. Укажите лексическое значение глагола.

  Этические аспекты исследования человеческих стволовых клеток затрагивают широкий круг спорных и важных проблем, которые опубликованы во многих работах.

конфиденциальный

  Так, например, Европейская группа по этике выдвинула на первый план проблему прав женщин. Если эмбриональный материал и кровь из пупочного канатика станут источником получения стволовых клеток, то женщины могут попасть под особое давление.
  Существуют также проблемы добровольного и информированного согласия как доноров, так и получателей клеток; оценки приемлемого риска; применения этических стандартов в исследованиях на людях; анонимности доноров; охраны и безопасности клеточных банков; конфиденциальности и защиты частного характера генетической информации. Наконец, есть проблемы коммерциализации и компенсации участникам процесса; защиты человеческих тканей, генетического материала и информации при их перемещении через границы.

(По кн. «Основы биоэтики»)

  Образуйте от данных глаголов краткие страдательные причастия и возвратные глаголы, где это возможно. Составьте и запишите бессоюзные сложные предложения с причастиями и возвратными глаголами. Следите за соблюдением синтаксических норм при построении предложений.

Ставить, затронуть, воспитать, содержать, обеспечить, поставить, затрагивать, обеспечивать.

  Рассмотрите инфографику на с. 175. Составьте текст по данной инфографике для научно-популярного журнала. В работе используйте предложения с разными видами связи, изобразительно-выразительные средства языка.

  Создайте инфографику по теме «Этические проблемы современной науки». Организуйте презентацию в классе. Продумайте текст выступления, которое должно содержать тезисы и аргументы, доказывающие вашу позицию.

  Взаимооценивание

  Составьте и запишите реферат по одной главе или по одному параграфу учебника физики (биологии, химии), используя приводимые ниже клише (то есть устойчивые обороты), присущие научной речи.

• В работе (книге, статье, параграфе) анализируется проблема (даётся характеристика, исследуется проблема, приводится анализ, дано описание) …
• Автор анализирует проблему (выявляет сущность, затрагивает вопрос, решает комплекс задач) …
• Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными примерами … 
• По мнению автора, …
• Как отмечает (считает) автор, …
• Особое внимание уделяется …
• Важное значение имеет …
• Далее освещается проблема (вопрос) …
• Характеризуя значение (чего?), автор пишет (отмечает, замечает, подчёркивает): «…».
• В этой связи раскрываются также причины … •Во-первых, … во-вторых, … в-третьих, …
• В следующей главе прослеживается …
• Здесь подчёркивается …
• Примером этого могут служить …
• В частности, отмечается, что …
•. Этот тезис иллюстрируется примером …
• Это положение подкрепляется, в частности, примером …
• В заключение автор делает вывод …

  Запишите три небольших фрагмента (15-20 строк) изучаемого на уроке литературы художественного произведения и примерно та- кие же по объёму фрагменты текста из учебников по физике (химии, биологии). Выполните задания. Составьте сравнительную таблицу.

  1. Определите, какие части речи и их грамматические формы чаще встречаются в выбранных вами фрагментах научного и художественного текстов.
  2. Проанализируйте формы глаголов и выражаемые ими грамматические значения в тех и других текстах.
  3. Выберите из текстов словосочетания, в состав которых входит прилагательное. В чём особенность прилагательных в текстах научного и художественного стилей?
  4. Выберите предложения с характерными для научной речи предлога- ми и союзами, сравните их с оборотами художественной речи, содержащими предлоги и союзы.

  Готовимся к эссе. Прочитайте темы эссе.

 1. Клоны и киборги: за и против.
 2. Должен ли учёный нести профессиональную ответственность?
 3. Этические проблемы современной науки.

 

   • Сформулируйте проблемный вопрос, заключённый в названиях тем. 176
   • Подумайте, какие художественные произведения помогут вам раскрыть данные темы.
   • Составьте план эссе.

 1. Вступление. Подготовка к восприятию основных мыслей работы.
 2. Основная часть:
 Т е з и с 1 (доказательства, примеры, микровывод). Логический переход к новой мысли.
 Т е з и с 2 (доказательства, примеры, микровывод). Логический переход к новой мысли.
 3. Заключение. Обобщение по всей теме. Выводы (если их несколько, то каждый вывод пишется с отдельной строки).

Подведите итоги по изученному разделу по таксономии Блума.
Заполните в тетради таблицу «Проверь себя».

×
×

Корзина