§58. Формирование экологического мировоззрения
(для дополнительного чтения)

Что такое мировоззрение, образование, воспитание? Кто такие И.Песталоцци, Ы.Алтынсарин, Я. Корчак, К.А.Тимирязев?

  Необходимость в экологическом воспитании и образовании возникла в 70–80-е годы ХХ в. В этот период результаты давления антропогенной деятельности на природу стали носить характер глобальных процессов. Еще Аристотель, изучая животных, объяснял своим ученикам условия их обитания. О том, что наряду с чувством прекрасного, правовыми и морально-нравственными понятиями нужно воспитывать бережное отношение к природе, говорили многие (И. Песталоцци, Я. Корчак, Л. Толстой, К. Тимирязев, Ы. Алтынсарин), но эта часть воспитания тогда еще не носила названия «экологического».
  Определенное развитие экологическому воспитанию и образованию придала теория В. И. Вернадского. После возникновения учения о биосфере нормы экологического воспитания и образования были теоретически обоснованы. Согласно этой теории в ХХ в. стихийная эволюция должна была смениться эволюцией сознательной. Для собственного блага человечество должно измениться и перестать использовать природу хищнически. Господствовавшая до середины ХХ в. фраза: «Мы не должны ждать милостей от природы, взять их – вот наша задача», – ярко демонстрирует полное отсутствие не только элементарной экологической культуры, но и элементарного экологического образования.
  Известный американский ученый Лестер Браун сказал следующее: «Если мировое сообщество будет обеспокоено в первую очередь физической деградацией планеты, то основным принципом нового миропорядка станет принцип экологической безопасности. На первом плане во всем мире окажутся не экономические, а экологические проблемы. В этих условиях отношения между цивилизацией и природой будут куда более важными, чем отношения между государствами, нациями или цивилизациями».
  На реализацию задач экологического образования было направлено решение ЮНЕСКО объявить последние двадцать лет ХХ в. (начиная с 1981 г.) годами экологического образования. Таким образом, интенсивное развитие экологического образования рассматривается как стратегический способ предотвращения глобальных экологических кризисов и как актуальная проблема, стоящая перед всеми цивилизованными странами. Сегодня во многих странах мира идет модернизация образовательных систем. Становится очевидной необходимость овладения минимумом экологических знаний для формирования экологической культуры населения. Это условие с успехом реализуется в Казахстане через введение в курс биологии раздела экологии. Многими европейскими странами рассматривается возможность преподавания экологических дисциплин во всех средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля. По большому счету, экологическое образование предполагает обучение человека бережному отношению к окружающему миру и вместе с тем совершенствование собственного внутреннего мира, бережного отношения и к себе. Это направление реализуется в Казахстане через введение обязательного предмета «Самопознание».
  По мнению многих современных специалистов, содержание экологического образования должно включать обобщенные формы знания по естественным дисциплинам (физика, химия, биология). Наряду с этим обязательны нравственные, правовые и эстетические знания, без которых экологическое образование не достигнет своих целей.
  Параллельно с необходимостью формирования общей экологической культуры и экологического мышления через экологическое образование постоянно возрастает потребность в квалифицированных специалистах – экологах. В связи с этим в Казахстане на базе университетов и институтов стали появляться экологические специальности. Так, еще в 1989 г. в Петропавловском педагогическом институте было организовано обучение студентов по специальности «экология – биология». В последнее десятилетие почти все крупные университеты наладили выпуск специалистов по экологическим специальностям. На многих производствах появилась обязательная штатная единица инженера-эколога. По этой специальности осуществляют набор студентов не только университеты и педагогические вузы, но и многие технические вузы.

  Эколог, экологическое воспитание, экологическое образование, ЮНЕСКО.

Заключение по разделу «Экология и влияние человека на окружающую среду»

  Одной из глобальных экологических проблем является проблема изменения климата. В результате выбросов как в ходе сельскохозяйственного и промышленного производства, так и по естественным причинам (извержения вулканов, лесные пожары), атмосфера изменяется. Накопление углекислого газа, частиц сажи, метана и фреонов разрушает озоновый слой. В результате создается парниковый эффект. Параллельно происходит уничтожение растительности (вырубка лесов и лесные пожары), засорение океана, и углекислый газ в атмосфере накапливается. Подавляющее большинство экологов считает, что, если не прекратить этот процесс, произойдет глобальное потепление. Отмечено, что уже сегодня температура атмосферы Земли поднялась в среднем на 1°С. Сценарии глобальных климатических изменений не однозначны, так как просчитать все последствия каскада изменений такого масштаба не представляется возможным. Но глобальное потепление однозначно приведет к таянию ледников, подъему уровня Мирового океана и сокращению площади обитаемой суши, изменению направления океанических течений, таянию вечной мерзлоты с разрушением всей выстроенной там инфраструктуры, изменению химического состава атмосферы и океана. На международном и государственном уровнях предпринимаются попытки решения данной проблемы.
  Экологические проблемы Республики Казахстан, кроме проблемы сохранения биоразнообразия и природных экосистем, рассмотренные в прошлом разделе, включают в себя и проблему появления зон экологических бедствий. Начиная со второй половины ХХ в. из-за нерационального использования природных ресурсов и проведения ядерных испытаний в Казахстане оформились не только экологические проблемы, но и зоны экологического бедствия. Это Арал и Приаралье, Семипалатинский ядерный полигон, зона нефтезагрязнения в Западном Казахстане. Кроме этих крупных экологических проблем, получивших республиканский статус, есть и региональные проблемы, характерные для каждого региона.
  Экологические проблемы решаются в нашей стране на правительственном уровне с привлечением ученых-экологов, а также энтузиастов и волонтеров различных общественных движений. Но для успешного решения таких вызовов нужна личная ответственность каждого гражданина.
  На правительственном уровне создаются различные ООПТ – особо охраняемые природные территории, такие как заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки, заповедные зоны. Использование природных ресурсов, как и правила хозяйственной деятельности, строго регламентируются законодательством Республики Казахстан, составленным с учетом экологических требований и норм. Однако соблюдение законов невозможно без воспитания, формирования экологического мировоззрения на основе патриотизма, сохранения национальных традиций и применения передового научного и образовательного опыта.

Заключение 

  ХХI век иногда справедливо называют биологическим. Такая оценка роли биологии в жизни человечества представляется вполне оправданной с учетом тех перспектив, которые уже сейчас намечаются в развитии науки о живом. С помощью технологий, основанных на использовании генетической инженерии, и таких фундаментальных биологических механизмов, как фотосинтез, фиксация атмосферного азота, синтез гормонов и других, уже в недалеком будущем удастся решить многие важные проблемы обеспечения человечества пищевыми продуктами, необходимыми медицине и сельскому хозяйству лекарствами, биологически активными веществами и энергией в достаточном количестве, несмотря на рост населения и сокращение природных запасов топлива.
  Вместе с тем нельзя забывать, что рост народонаселения, развитие промышленности и современного сельского хозяйства ставят перед человечеством серьезные экологические проблемы: опасное для здоровья людей загрязнение окружающей среды, уничтожение лесов, разрушение природных сообществ растительных и животных организмов. Необходимость решения этих вопросов объясняется тем, что в короткие отрезки времени, сравнимые с продолжительностью жизни одного поколения людей, заметно меняются условия жизни на крупных территориях. Знание общих закономерностей и главных направлений развития биологии является необходимым и обязательным для современного человека. Сам человек представляет собой закономерный результат эволюции жизни на Земле, само его существование, здоровье или болезнь зависят от общебиологических механизмов жизнеобеспечения и развития. Этим и определяется место биологических знаний в системе ценностей человека.

×
×

Корзина