ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЗА II ПОЛУГОДИЕ

  1. Заполните таблицу.

Типы изменчивости

 2. Дайте определение следующим терминам.
  Изменчивость –_____________________________________________________________________________________________
  Модификационная изменчивость – ____________________________________________________________________________
  Комбинативная изменчивость –_______________________________________________________________________________
  Мутации –__________________________________________________________________________________________________
  Мутон –____________________________________________________________________________________________________
  Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости –____________________________________________________

3. Выберите правильные суждения.

  А – Изменчивость у организмов появляется всегда только при изменении генотипа.
  Б – Изменчивость у организмов может быть связана как с изменением генотипа, так и без его изменения.
  В – Наследственная изменчивость возникает только при изменении условий среды.
  Г – Наследственная изменчивость связана с изменением генотипа, а ненаследственная изменчивость не связана с изменением генотипа.
  Д – При вегетативном размножении смородины в разных условиях можно вырастить множество фенотипически различных кустарников.
  Е – При выращивании в одинаковых условиях тополя из черенков можно вырастить множество фенотипически различных деревьев.
  Ж – Мутация одного нуклеотида может привести к изменению строения аминокислоты.
  З – Комбинативная изменчивость всегда связана с половым размножением.

4. Выберите правильный ответ.

  1. Изменчивость – это:
    а) изменение питания организма;
    б) отличие потомков от предков;
    в) отличие генотипа от фенотипа.
  2. Модификационная изменчивость:
    а) передается по наследству;
    б) передается по наследству в зависимости от условий среды;
    в) зависит от генотипа;
    г) не передается по наследству.
  3. Фенотипическое выражение генотипа зависит:
    а) всегда от конкретного гена;
    б) от взаимодействия конкретного гена со средой;
    в) от взаимодействия конкретного гена со средой и другими генами;
    г) не зависит от среды.
  4. Модификационная изменчивость:
    а) имеет случайный характер;
    б) имеет приспособительный характер;
    в) характерна только для одной особи в данной популяции;
    г) имеет наследственный характер.
  5. Наследственной является изменчивость:
    а) модификационная;
    б) мутационная и комбинативная;

    в) модификационная и мутационная;
    г) комбинативная и модификационная.
  6. Комбинативная изменчивость зависит:
    а) от мутаций;
    б) от условий среды;
    в) от взаимодействия генов;
    г) от полового размножения.
  7. Единица мутации:
    а) ген;
    б) хромосома;
    в) мутон.
  8. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости утверждает, что:
    а) близкородственные виды обладают сходной наследственной изменчивостью;
    б) близкородственные виды всегда мутируют;
    в) близкородственные виды имеют одинаковые генотипы;
    г) близкородственные виды имеют одинаковые фенотипы.
  9. Растения, у которых можно ожидать мутационный процесс, сходный c этим процессом у пшеницы:
    а) овес;
    б) подсолнух;
    в) горох;
    г) томат.

5. Установите соответствие, распределив органоиды по трем группам в за­висимости от наличия и количества мембран.

 

1. Мембрана.
2. Центриоли, или клеточный центр.
3. Лейкопласты.
4. Лизосомы.
5. Ядро.
6. ЭПС – эндоплазматическая сеть.
7. Жгутики, реснички.
8. Комплекс Гольджи.

9. Хлоропласты.
10. Митохондрии.
11. Настоящая вакуоль.
12. Рибосомы.
13. Пластиды.
14. Хромопласты.
15. Клеточная стенка из целлюлозы.

  6. Из вышеуказанного перечня органоидов выберите те, которые присут­ствуют у разных групп организмов, и распределите их в таблице.

  7. Заполните таблицу.

Жидкости в клетке

  8. Установите соответствие между органоидами и их функциями. (Около цифр внизу поставьте соответствующую букву.)

  1____, 2____, 3____, 4____, 5____, 6____, 7____,
  8____, 9____, 10____, 11____, 12____, 13____, 14____.

  9. Напротив указанных особенностей строения клетки впишите органоид.

10. Составьте схему взаимосвязи между органоидами, используя следующие опорные вопросы:

  – Какие части клетки формируют компоненты наружной мембраны?
  – Откуда они получают необходимые для строительства вещества?
  – Какие органоиды, расщепляя вещества, поставляют «строительные блоки» для биосинтеза собственных веществ?
  – Какие органоиды синтезируют собственные белки, жиры и углеводы (у растений и животных)? Играет ли ядро свою роль в этих процессах?
  – Куда могут поступать готовые белковые, углеводные и жировые молекулы?
  – Откуда в клетке берется энергия для биосинтеза?
  – Как отличаются эти процессы у растений и животных?
  – За счет чего растет клеточная стенка у растений, какие органоиды формируют ее компоненты? Какие органоиды осуществляют синтез ее компонентов?
  – Какие органоиды осуществляют внутриклеточный транспорт веществ? Что, откуда и куда они транспортируют?
  – Какие органоиды осуществляют хранение веществ? Каких и для чего?

  11. В схеме представлены некоторые из разделов экологии. Предположите, что они изучают и какие конкретные вопросы решают.

  12. Приведите примеры положительного и отрицательного воздействия всех трех групп факторов на жизнь человека.

  13. Распределите примеры по трем группам факторов.

  Биотические ____________________________________________
  Абиотические ___________________________________________
  Антропогенные __________________________________________
  1. Количество O2 в воздухе в среднем составляет 21%.
  2. Комары на болотах присутствуют в виде многочисленных популяций.
  3. Зеленые растения летом производят много органических веществ.
  4. Строительство железных дорог предполагает высадку лесополос.
  5. Количество солнечных дней на юге Казахстана в отдельные годы может составлять более 300.
  6. Глубина снежного покрова на севере Казахстана в отдельные зимы может достигать полутораметрового слоя.
  7. Завезенная в Аральское море камбала адаптировалась и размножилась.
  8. Популяции степных грызунов могут являться переносчиками природно-очаговых инфекций.

  9. Некоторые почвенные бактерии способны питаться нефтепродуктами.

  14. Заполните таблицу.

Значение факторов для человека

  15. Установите соответствие между терминами и определениями.

  1. Группа животных одного вида, длительно сосуществующих в определенной части природного ареала, постоянно свободно скрещивающихся и частично изолированных от других аналогичных групп ________________.
  2. Биосферу называют самой крупной ________________.
  3. Этим термином часто обозначают либо только неживые объекты какого-либо биогеоценоза, изолированные от живых, либо только живые объекты, изолированные от неживой природы. ________________
  4. Группа из нескольких популяций, объединенных пищевыми или другими связями ________________________________.
  5. Все живые компоненты экосистемы со всеми охватывающими их взаимосвязями без неживых объектов ________________________________.
  6. Все компоненты живого и неживого, длительно устойчиво сосуществующие на определенной территории и способные к саморегуляции ____________________________________.

1. Популяция.
2. Сообщество.
3. Биоценоз.

4. Биогеоценоз.
5. Экосистема.
6. Биотоп.

  16. Какие процессы соответствуют цифрам в кружочках?

  А – дыхание;
  Б – горение;
  В – гниение;
  Г – питание;
  Д – фотосинтез.

  17. Заполните таблицу. Выберите три заповедника, находящихся ближе все­ го к вашей местности.

×
×

Корзина