Глобус и карта

МЫ УЗНАЕМ:
– для чего нужны глобусы и карты.
МЫ НАУЧИМСЯ:
– показывать на глобусе и карте основные объекты.

Вспомните

Обсудите высказывание: «Карты являются одним из великих творений человеческой мысли».
Если вы согласны с этим предложением, обоснуйте свой ответ. Вспомните, что можно узнать по карте.

  Карты неразрывно связаны с географией – наукой о Земле. География изучает природу Земли, её население и хозяйство. Отправимся вместе с географами в путешествие по нашей планете. Познакомимся с основными географическими объектами – материками и океанами. В нашем путешествии нам помогут глобус и карта.

Глобус – уменьшенная модель Земли.

Решаем проблемный вопрос!
Прочитайте диалог и объясните, кто из учеников прав.

Милана: Я думаю, что глобус не очень похож на Землю. Он совсем маленький и сделан из разных материалов.
Арман: И всё-таки, я считаю, что сходство есть! Обрати внимание на форму и цвета!

Глобус является точной моделью нашей планеты. На глобусе изображены географические объекты.

Что обозначают цвета на глобусе и карте?

  Человеком всегда двигало любопытство. Тысячи лет назад первооткрыватели, заходя всё дальше и дальше в неизведанные земли, создавали первые карты.

Географическая карта – это условное изображение поверхности Земли на плоскости.

  Современные географические карты разнообразны. Есть физические и политические карты. На одних картах показана поверхность всей Земли, на других – только её часть. 
  Учёные условно разрезали глобус и перенесли на карту. Получилась карта с Западным и Восточным полушариями. На ней можно увидеть поверхность всего земного шара.

Вопросы и задания

Сравните глобус и карту полушарий. Что вы нашли общего, а что – различного? Чем из них, на ваш взгляд, удобнее пользоваться?

Дополнительная информация.

На глобусе сохраняется шарообразность Земли. Формы всех фигур на земной поверхности не искажаются. Но у глобуса есть недостаток: он изготовляется только в мелком масштабе.

Найдите на карте (с. 97) материки и океаны.

Океан – водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.

На нашей Земле океанов – четыре:
ИНДИЙСКИЙ – самый солёный в мире,
Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ всё время спит подо льдами,
А ТИХИЙ, конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий!

Материк – огромная часть суши, окружённая со всех сторон водой.

Қарап көр де, ойлан

Карта материков и океанов

На свете много островов, так много, что не счесть…
А вот больших материков мы насчитаем шесть:
АФРИКА, АМЕРИКА (Северная и Южная),
АВСТРАЛИЯ, ЕВРАЗИЯ, АНТАРКТИДА (вьюжная).

Вопросы и задания

– Для чего нужны глобусы и карты?
– Людям каких профессий необходима карта?
– Нужна ли в обыденной жизни человеку карта?

Найдите и назовите материк, на котором находится Казахстан. По глобусу или карте полушарий определите, какие материки и океаны вас ожидают на пути в путешествии на другой континент (Северную Америку, Африку). Каким видом транспорта вы туда доберётесь? Почему?

1. Напишите небольшой рассказ: «Какой я вижу Землю, глядя на глобус?».
2. Попробуйте сделать глобус из подручных материалов. Нарисуйте и подпишите названия материков и океанов.

Занимаемся творчеством

×
×

Корзина