Вы научитесь!
• понимать основную и детальную, скрытую информацию текстов разных жанров, высказывая критическое отношение к позиции автора;
• участвовать в деловой беседе, решая проблему и достигая договорённости;
• использовать различные изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения.
Грамматический разбор
Прогн…зировать средние экономические показатели – всё равно что ув…рять не умеющего плавать человека, что он спокойно пер…йдёт реку (в) брод, потому что её средняя глубина не больше четырёх футов.
(Милтон Фридман, американский экономист)
Подготовьтесь к активному слушанию, используя приём «Ассоциативный ряд». Запишите в столбик слова-ассоциации к теме или конкретному понятию урока (например: экономика, производство, потребление). По данным ассоциациям запишите определения слов. Сравните их с толко- ванием в словаре
Прослушайте отрывок из книги «Занимательная экономика» А. Лежавы. Определите: к кому обращается автор, стиль и жанр, основную и детальную, скрытую информацию данного текста. Какие идеи можно выбрать для аргументации?
Что такое экономика
Если рассматривать слово «экономика» так, как оно есть, то выяс- няется, что составлено оно из двух греческих слов. Первое – это eikos, то есть «дом», и второе – nomos, то есть «правила» или «закон». Таким образом, экономика – это не что иное, как правила ведения домашнего хозяйства. Под экономикой в более широком значении этого терми- на понимается хозяйственная деятельность, которая включает в себя производство, распределение, обмен и потребление товаров. Существенной проблемой при этом является лишь то, что используемые людьми ресур- сы для производства товаров обычно ограничены.
Экономика существует везде, где есть человек. Даже на необитаемом острове. Возьмём, к примеру, того же Робинзона Крузо. Была у него экономика? Конечно была, ведь у него было хозяйство. Земля, которую он обрабатывал, чтобы собрать урожай ячменя, виноградник, плоды которого он превращал в изюм, козы, которых он доил, чтобы получить молоко и сыр. Другое дело, что на начальном этапе у него было лишь производство продуктов питания, одежды, утвари и их потребление.
Сколько он мог произвести, столько он и мог потребить, плюс что-то оставить про запас. Не было у него никого, кто указывал бы ему, что и в каких количествах следует производить. И ведь что удивительно, он справлялся. Сам. И успешно. Робинзону приходилось думать своей головой, чтобы определить, насколько больше ему нужно произвести продуктов, чтобы иметь достаточный запас на случай неурожая или болезни, и он элементарно справлялся с этой проблемой. Его экономика была пре- дельно простой. Либо он произведёт достаточное количество продуктов и выживет, либо нет. Такая простая экономическая концепция стимулировала его работать на совесть.
Потом у него появился Пятница. Появление ещё одного человека повлекло за собой увеличение объёмов производства продуктов, продовольствия-то надо было уже на двоих. Это также позволило осуществить разделение труда, когда менее квалифицированным по тогдашним меркам трудом занимался Пятница, а более квалифицированным Робинзон. Наличие Пятницы привело к тому, что у Робинзона, наряду с производством и потреблением товаров, появилась необходимость в их распределении. Теперь полученную еду необходимо было ещё и распределять. Единственное, чего так и не было в экономике Робинзона и Пятницы, так это обмена своими продуктами труда с другими людьми, но ведь остров был необитаемый.
Обмен возник лишь тогда, когда их с этого острова забрал подошедший корабль. Робинзон прекрасно понимал, что срок его вынужденного затворничества завершился, и он возвращается в большой мир, где самым ценным товаром для обмена являются деньги, поэтому он оставил себе на память лишь несколько сувениров и забрал все взятые с погибших кораблей и сохранённые им серебряные и золотые монеты.
Как легко заметить, его подход в этот период в корне отличается от того, когда после кораблекрушения он оказался на этом острове. Он снова становится тем, кем был раньше, человеком, ориентированным на получение прибыли любой ценой и накопление богатства.
Пролежавшие двадцать восемь лет в его пещере золотые и серебряные монеты ничуть не потеряли своей ценности и покупательной способности. Их внутренняя стоимость совершенно не изменилась. В этом заключается принципиальное отличие обеспеченных твёрдых денег от денег бумажных.
Разделитесь на 4 группы. Поясните, как вы понимаете роль экономики в обществе. Каждая группа даёт пояснение к выбранному разделу схемы. Оцените своё выступление в соответствии с критериями к упр. 89.
Обозначьте выделенные слова как члены предложения (если они таковыми являются). Сделайте вывод об употреблении знаков препинания при однородных членах предложения.
1. О доблестях, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле… (Бл.) 2. Летели дни, крутясь проклятым роем… (Бл.) 3. Я ухожу, душою празд- ный, в метель, во мрак и пустоту… (Бл.)
Теоретический материал
Знаки препинания при однородных членах предложения
Прочитайте предложения с правильной интонацией. Запишите их в такой последовательности: 1) с бессоюзной связью между однородными членами предложения; 2) с одиночным союзом, соединяющим однородные члены; 3) с одиночным союзом при попарном объединении однородных членов; 4) с повторяющимся союзом; 5) с двойными союзами.
1. Города нашей республики стали не только промышленными цент- рами, но и центрами культуры и просвещения. 2. Всё есть на этой земле: и едва заметные тропы, и широкие тракты между городами, сумеречные ущелья и светлые долины, бодрый гул рудников и тишина хлебных полей. 3. Южный Казахстан – главный район поливного земледелия в республике, выращивающий такие ценные технические и зерновые культуры, как хлопчатник, сахарная свёкла, жёлтые табаки и рис. 4. Природные условия Южного Казахстана по сравнению с любой другой частью республики отличаются разнообразием и имеют много общего с природой соседней Центральной Азии. 5. В туризме можно выделить три основные целевые функции – познавательную, оздоровительно-спортивную и воспитательную. 6. В туристических походах формируются определённые психофизиологические и волевые качества человека, полезные умения и навыки. 7. В жарких пустынных районах Казахстана на поверхности скал и камней образуется блестящий коричнево-чёрный налёт, который называется пустынным загаром. 8. Коренным обитателем вод Иле и Балкаша является маринка. У этой рыбы очень вкусное мясо и очень ядовитая икра. 9. Золото встречается в основном на востоке и северо-востоке Казахстана.
Вспомните!
Запишите предложения, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите синтаксическую функцию однородных членов.
1. Этот край очень б…гат лесами и торфом сеном и к…ртофелем молоком и ягодами. (Пауст.) 2. Никто лучше Вьюна не умеет (во) время подкраст…ся и цапнуть или забрат…ся в чулан или украсть курицу. (Ч.) 3. Город чудный город древний ты вм…стил в свои концы и посады и де- ревни и палаты и дворцы. (Глин.) 4. Хотелось застать медведя за едой где (нибудь) на поляне или на рыбной ловле или на отдыхе. (Пришв.) 5. Вот солдаты идут по степи опале…ой тихо песни поют про берёзку да клёны про задумч…вый сад про плакучую иву про родные леса да широкую ниву. (Львов) 6. Дом был окруж…н этими видами этим воздухом да полями да садами. (Гонч.) 7. Известно что цветы лучше всего соб…рать или утром или перед вечером. (Пауст.) 8. Дождь прин…мался гудеть широко и ровно и на дворе и в саду и в переулке и на пустыре. (Кор.)
Конструирование. Составьте по схемам предложения с двойны- ми союзами при однородных членах предложения. Запишите их.
1) не только _ , но и _ ;
2) как _ , так и _ ;
3) если не _, то _ ;
4) не столько _, сколько _;
Конструирование. Составьте по схемам предложения с двойны- ми союзами при однородных членах предложения. Запишите их.
1) не только _ , но и _ ;
2) как _ , так и _ ;
3) если не _, то _ ;
4) не столько _, сколько _;
Домашний репетитору. I. Распределите примеры по трём группам в зависимости от значения сочинительных союзов при однородных членах предложения (соединительные, противительные, разделительные). Вставьте пропущенные буквы.
1. Сижу без света, и без хлеба, и без воды. (Цв.) 2. Когда встречалось в детстве горе иль бе…причинная печаль, всё успокаивало: море и моря ласковая даль. (Брюс.) 3. В…зникают, ст…раются лица, мил сегодня, а завтра далёк. (Ахм.) 4. Дерево да рыжая с…бака, вот кого он взял себе в друзья. (Гум.) 5. Видят все: идёт душа, горда своим уделом, к н…сущ…ствующим, но золотым полям. (Гум.) 6. Мох, да вереск, да граниты… Сколько мощи! Сколько лени! То гранит, то мягкий мох… (Брюс.)
II. Определите речевые ошибки в употреблении однородных членов в предложениях из школьных сочинений. Запишите исправленный вариант.
1. Человек должен не только ценить, но и заботиться об окружающем мире. 2. Здание былo обветшалое, старое и недостроенное. 3. Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса. 4. На протяжении веков не только фабриковали и подделывали исторические документы, но и географические карты. 5. В гостиной я увидел и обрадовался старому другу. 6. В произведениях Салтыкова-Щедрина присутствует как сатира на правящие круги, так и на мещан-обывателей.