§37–38. Общенациональные ценности казахстанского общества

Цели обучения:
- определить значимость консолидирующих ценностей идеи «Мәңгілік Ел»;
- объяснить политику государства в сфере идеологии на основе изучения патриотического акта «Мәңгілік Ел» и «Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства».

Ключевые слова:

Обратите внимание:

Какие общенациональные ценности объединяют народ Казахстана?

  1. Консолидирующие ценности идеи «Мәңгілік Ел». На протяжении многих веков в Казахстане формировались свои ценности – межэтническое согласие, толерантность, открытость и добрый нрав жителей страны, уважение к старшим, традиции приличия и вежливости, гостеприимство, взаимопомощь, которые постепенно приняли общенациональный характер. Среди них особое место занимает идея «Мәңгілік Ел», основное содержание которой состоит из семи концептуальных ценностей.

  В настоящее время Казахстан представляет собой уникальную страну, где сохраняются мир и согласие между представителями различных этносов. И причем казахстанская модель межэтнического мира и согласия выгодно отличается от аналогов других стран. Фундамент межнациональной стабильности и согласия в Казахстане в основном базируется на нескольких факторах. В сохранении мира и согласия в Казахстане ведущая роль принадлежит политике руководства страны. С самого начала нашей независимости проводится целенаправленная и последовательная политика формирования толерантного отношения к представителям разных культур и этносов, проживающих в нашем государстве.

  Важное значение в сохранении мира и согласия в стране имеют давние традиции взаимопонимания и добрососедства. Все диаспоры республики чувствуют себя вполне комфортно в рамках существующих законов и общепринятых правил поведения. Взаимовосприятие лучших и позитивных сторон традиций и обрядов друг друга стало нормой жизни наших граждан.

  Необходимо особо отметить важную роль особенной ментальности казахов в обеспечении мира между представителями различных этносов. Граждане Казахстана не только не утеряли эти качества до сих пор, но и развивают их дальше, в цивилизованном, усовершенствованном русле.

Подумайте
Какова роль Ассамблеи народа Казахстана в обеспечении межэтнического согласия?

  Начиная с 1991 года после обретения независимости всех казахстанцев объединяет общественное согласие. Большое внимание уделяет руководство страны созданию условий для возвращения казахов, проживающих за рубежом, на историческую родину.

  Укрепление и развитие казахстанской идентичности и единства. В 2015 году Указом Президента Республики Казахстан была утверждена «Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства». Ее фундаментом являются общенациональные ценности, основанные на культурном, этническом, языковом и религиозном многообразии.

  Казахстанская идентичность и единство базируются на том, что каждый гражданин страны независимо от этнического происхождения связывает свою судьбу и будущее с Казахстаном. Всех объединяют в одно целое единое прошлое, совместное настоящее и общая ответственность за будущее.

Саммит ОБСЕ, г. Астана (ныне Нур-Султан), 2010 г.

  Работа по укреплению и развитию казахстанской идентичности и единства выстраивается на принципах гражданства, триединства языков и т.д. Заложен курс на формирование «Нации единого будущего»: нация всеобщей культуры и прогресса, интеллектуальная нация, нация труда и профессионалов, инновационная нация, нация здорового образа жизни.

  В 2010 году в столице был проведен саммит ОБСЕ. В разные годы состоялись съезды лидеров мировых и традиционных религий, всемирные курултаи казахов, ЭКСПО-2017 и т.д. Все это говорит о высокой международной репутации нашей республики и международном признании реальных достижений Казахстана в социально-экономической и политической жизни.

  2. Открытость и добрый нрав жителей Казахстана. Жители Великой степи всегда обладали такими качествами, как доброта, гуманность, милосердие. По этому поводу Ш. Уалиханов писал: «Казахский народ – один из самых добрых народов планеты». Поэтому представители других этносов и конфессий живут в дружбе и согласии среди коренных жителей Казахстана.

  Добрым нравом и человеколюбием обладали не только казахи, но и все их ближние и дальние предки – саки, гунны, средневековые тюрки, кыпчаки. Возможно, одной из причин могущества гуннов была их толерантность по отношению к военнопленным.

  3. Уважение к старшим – одна из главных ценностей граждан нашей страны. В Великой степи всегда существовала традиция очень уважительного отношения к старшим независимо от родовой, племенной, жузовой и этнической принадлежности. Обычай уважать старших придавал всему степному сообществу стабильность и устойчивость. Уважение к старшим внедрялось в сознание жителей Великой степи как основное правило поведения, следуя которому можно было достичь заметных успехов в жизни и снискать уважение народа. От старших к младшим из поколения в поколение передавались накопленные знания, умения и навыки. Степняки довели это правило до совершенства.

Проанализируйте
Как происходит процесс адаптации казахов-репатриантов в казахстанском обществе?

  Одним из правил степного этикета и уважительного отношения к старшим было прибавление частицы -аке (-еке) при упоминании их имени. Вот как об этом писал известный ученый начала ХХ века Л. Баллюзек: «Одним из правил киргизской (казахской – авт.) вежливости и почтительности к старшим считается произношение имени их с прибавлением частицы “әке”». Молодежь часто называла аксакалов не по имени, а по должности или званию: Би-ага, Батыр-ага, Болыс-ага и т.д.

Выскажите свое мнение
Насколько сохраняется традиция уважения старших в настоящее время?

Исследуйте
Какие традиции гостеприимства казахи сохранили в современном обществе?

  4. Гостеприимство – одно из лучших качеств жителей Степи. Традиция гостеприимства формировалась на протяжении многих тысячелетий. Святой Коркыт-Ата, которого до сих пор почитает весь тюркский мир, наставлял наших предков придерживаться обычаев гостеприимства следующим поучением: «Дому, куда не приходит гость, лучше обрушиться». «Доля гостя» обязательно была в хозяйстве или имуществе любого степняка.

  Немецкий исследователь Казахстана ХIХ века Ф. фон Хелльвальд по этому поводу писал: «Киргиз-кайсаки» (казахи – авт.) в высшей степени гостеприимны, так что чужестранец может спокойно спать в юрте, не боясь быть ограбленным или убитым».

  Также по достоинству оценил эту черту характера жителей Великой степи и французский исследователь Ш.Е. Ужвальди де Мезе-Ковез: «По своим человеческим качествам казах весел, открыт, умен, честен и очень гостеприимен. … Они встречают иностранцев в своих кибитках с отменным гостеприимством».

  Согласно древнему казахскому преданию, святой Кыдыр обходит дома и приносит в них счастье и благополучие. И, следуя ему, казахи всегда старались принимать гостя достойно. Оставшийся без угощения и приюта путник мог пожаловаться степному бию, а отказавший в қонақасы (угощении), подвергался общественному осуждению. Нередко за несоблюдение священного обычая гостеприимства скупых хозяев приговаривали к штрафу – ат-тон айып (размер штрафа – конь и шуба – авт.).

  Восторженно отзывался о гостеприимстве казахов и польский ссыльный А. Янушкевич: «Если вдоль всего земного шара расселить казахов, то благодаря им можно было бы объездить весь мир, не потратив на то ни одной копейки».

  У степняков широкое распространение получил обычай бата беру (дать благословение). Произносивший бата просил милостей у Всевышнего для других, счастья, материального благополучия, успехов в разных начинаниях. Пожелание произносил старший по возрасту или гость.

М. В. Горелик. Казахи. XVIII–XIX вв.

  5. Обычаи и традиции вежливости. У наших предков-степняков существовали также традиции приличия, вежливого и бережного отношения друг к другу.

  Младшие по возрасту называли на «Вы» старших или незнакомых людей, используя такие обращения, как «аға» (брат – авт.), «ағатай» (более мягкое уважительное слово «брат» – авт.), «ата» (дедушка – авт.), «апа» (бабушка – авт.), «апке» (форма обращения к старшей по возрасту женщине – авт.), «көке» (отец, брат – авт.), «жеңге» (обращение к жене старшего брата – авт.) и т.д.

  Замужние женщины часто называли младших братьев и сестер мужа ласковыми вторыми именами: шырақ – светик, жарқын – сияющий, айнам – зеркальце, баурым – родственник и т.д. Другим родственникам придумывали новые благозвучные имена. Жители Степи никогда не переходили дорогу беременным женщинам и старшим по возрасту. Невестки старались не показывать свои лица свекру и старшим братьям мужа. В случае отсутствия хозяина дома никакой взрослый мужчина не имел права заходить в дом, кроме близких родственников. Это было непреложным законом Степи. При входе в дом степняки всегда оставляли оружие за юртой. При входе к хану оставляли даже плети.

  Самым приятным был обычай распространения хорошей новости. Человека, принесшего добрую весть и произнесшего слово «Сүйінші!» («Радость-то какая!»), хорошо одаривали. «Сүйінші!» говорят по поводу рождения детей, получения другой позитивной новости. Воин, вернувшийся из дальнего похода, должен был в знак уважения к оставшимся дома родственникам по первой же их просьбе давать сауға (подарок из похода – авт.). Так, во время казахско-джунгарских войн вернувшиеся из дальних военных походов батыры, как правило, дарили родственникам в качестве сауға скот, украшения и т.д.

  6. Традиции взаимопомощи. В Великой степи издавна существовали традиции взаимопомощи, которые объединяли общество в единый, сплоченный народ.

  Смысл взаимопомощи состоял в том, что погорельцы или семьи, пострадавшие от набега или суровой зимы, пожара, наводнения или голода, получали существенную материальную помощь со стороны аульчан или однородцев. Им выделяли скот, одежду, жилье и посуду. Это был акт проявления искреннего сочувствия и сострадания. Отказавший в помощи мог быть изгнан из рода. Как правило, исключенный из рода не мог воспользоваться защитой своей общины и практически не имел никаких прав. Он сам и его имущество становились добычей первого встречного грабителя.

Подумайте
Сохранились ли традиции «асар» и «жұртшылық» в вашей местности?

  В Степи получил распространение и обычай жұртшылық, суть которого заключалась в том, что однородцы помогали соплеменнику в возвращении долга. Совет старейшин принимал решение просить помощи у народа. Это было показателем сплоченности людей, проявлением милосердия и заботы о каждом из своих соплеменников.

  Обычай асар был традицией степняков по совместному безвозмездному труду. Со всего аула собирались люди и общими силами выполняли какую-либо тяжелую работу. Например, подобным образом строили помещения для скота, зимние жилища, копали колодцы. Асар был ярким отражением братства и единства сородичей. Все работали бесплатно, без какого-либо расчета на вознаграждение. Не прийти на объявленный асар считалось недостойным поступком и всегда осуждалось степняками.

  В начале XX века казахи, используя этот обычай, повсеместно строили светские школы и мечети. Постепенно этого обычая стали придерживаться и представители других народов, по различным обстоятельствам оказавшиеся на территории края. Каждый житель Степи старался помогать нуждающимся. Однородцы и аульчане оказывали помощь в поиске украденного скота, в организации погони за конокрадами. Степняк в случае крайней нужды или когда касалось дела, не терпящего отлагательств, имел право воспользоваться лошадью из табуна другого степняка. На это специального разрешения хозяина не требовалось. В случае отказа его подвергали штрафу ат-тон и общественному осуждению.

  Эти и многие другие обычаи сохранились до сегодняшнего дня и являются общенациональными ценностями современного Казахстана.

1. Как вы понимаете выражение «неписаные законы Степи»?
2. Какие слова назидания, пословицы и поговорки об уважении к старшим вы знаете?
3. Какие обычаи и традиции казахского народа сохраняют свою значимость и актуальность по сей день, а какие из них устарели?

Асар – обычай взаимопомощи, согласно которому люди, собравшись вместе, безвозмездно выполняют трудную для одного человека работу.
Бата беру (дать благословение)
– выражение добрых пожеланий.
Толерантность (лат. tolerantia – терпимость, благосклонность)
– терпимость к чужому мнению, верованиям, поведению, взглядам, убеждениям, действиям, идеям.

Творческие задания

Задание 1. «Советский Союз проводил жесткую национальную политику с целью ослабления народной самобытности. Вследствие этого мы лишились многих обычаев, традиций, обрядов». Выскажите свои мысли с помощью формулы ПОПС относительно приведенного мнения.

П – позиция (я так думаю …)
О – объяснение (потому что …)
П – примеры (приведу примеры …)
С – следствие ( заключение …)

Задание 2. Сделайте сравнительный анализ систем ценностей между традиционным и сегодняшним казахским обществом по диаграмме Венна.

  «Не подлежит сомнению, что киргизы (казахи – авт.) богато одарены способностями. Народ этот и до сих пор сохранил много самобытного. Произведения народного творчества, в обилии дошедшие до нас в виде пословиц, песен, загадок, сказок, исторических рассказов и проч., свидетельствуют о богатом прошлом этого народа, составляя вместе с тем и залог его будущего развития. Любовь к свободе, радушие, приветливость, доверие, любознательность – все это такие свойства в киргизе (казахе – авт.), которые не позволяют ему застыть в невежестве, а, напротив, свидетельствуют о способности его при благоприятных условиях к широкому развитию…».

Васильев А. В. Материалы к характеристике
взаимных отношений татар и киргизов с предварительным
кратким очерком этих отношений. – Оренбург, 1898. – С. 28–29.

1. В чем автор видит самобытность казахов?
2. Какие особенные качества характера коренных жителей Казахстана отмечает исследователь А.В. Васильев?

×
×

Корзина