§1–2. Развитие кочевого скотоводства
и земледелия на территории Казахстана

Цели обучения:
- исследовать влияние природно-географического фактора на формирование и развитие системы жизнеобеспечения населения Казахстана;
- определить особенности кочевого скотоводства и земледелия, используя понятия «система жизнеобеспечения», «система расселения», «экосистема»;
- классифицировать традиционную хозяйственную деятельность, используя карту.

  1. Зарождение и развитие кочевого скотоводства. Как известно, специфические условия природы и климата Казахстана повлияли на развитие форм хозяйственной деятельности населения. В середине 2 тыс. до н.э. началось опустынивание казахских степей, количество осадков было таким незначительным, что не позволяло повсеместно заниматься земледелием. Повышенный уровень солнечной радиации, периодически повторяющаяся засуха, ограниченность водных и почвенных ресурсов, разреженность и низкая кормовая продуктивность растительного покрова, а также предрасположенность почвенного слоя к эрозии привели к тому, что человек был вынужден выбрать своеобразные формы социокультурной и экономической адаптации.

Интересные сведения
Кроме Казахстана, такими специфическими регионами были Монголия, Аравийский полуостров, пустыни и полупустыни и часть Северной Африки.

Работа с картой
Обозначьте на карте Казахстана месторасположение поселения Ботай.

  Природно-климатические условия значительной части Казахстана были более пригодны для развития кочевого скотоводства. Когда человек приручил лошадь, он смог относительно легко передвигаться на огромные расстояния. Одним из регио- нов, где впервые одомашнили лошадь, был Северный Казахстан. Об этом свидетельствуют археологические находки, обнаружен- ные в ходе раскопок на поселении Ботай (рук. В. Зайберт).

Поселение Ботай

  Кочевое скотоводство являлось лучшей формой адаптации скотоводов к существующим природно-климатическим условиям. Это отмечают и большинство исследователей Казахстана XIX века, которые также подчеркивают природную обусловленность многих сторон кочевого и полукочевого образа жизни (И.Ф. Бларамберг, М.И. Макшеев, Л.Л. Мейер, Г.Н. Потанин, И.И. Завалишин, А.И. Добросмыслов и др.).
  Скотоводы сумели хорошо приспособиться к окружающей среде и выработали наиболее оптимальные и мобильные варианты кочевания, системы расселения, оберегая свой скот от набегов не приятелей, холода и жары, нехватки воды и корма. В связи с суровым климатом стали держать скот, способный к дальним передвижениям и тебеневке, в основном лошадей и овец.
  В условиях кочевого скотоводства наши предки были вынуждены делиться на небольшие родовые подразделения: это позволяло равномерно распределять нагрузку на пастбищные угодья. Скотоводы в целях сохранности пастбищ очень бережно и рационально использовали окружающую среду – экосистему. Пастбища подразделялись на зимние, весенние, летние и осенние. Все маршруты кочевников в течение сезона были строго определены, а их дальность достигала нескольких сотен километров.

Бронзовые
конские удила

  Традиционное скотоводство казахов состояло из трех основных типов: кочевое, полукочевое и оседлое. При кочевом скотоводстве скот круглогодично находился на подножном корму и скотоводы проживали в переносных жилищах (юртах). Для полукочевого скотоводства характерно наличие пастбищно-полустойлового содержания животных. Полукочевники в зимнее время жили в стационарных жилищах, а весной, летом и осенью – в переносных, имели небольшие очаги земледелия и сенокосных угодий. При оседлом скотоводстве казахи большую часть года жили в поселениях, в холодное время года скот содержали в закрытых помещениях. Кроме того, занимались земледелием и заготовкой сена с естественных сенокосов. В теплое время года скот пасли на небольшом отдалении от поселений.

  Занятие кочевым и полукочевым скотоводством помогло степнякам не только максимально приспособиться к существующим природно-климатическим условиям, но и адаптироваться в самых сложных условиях окружающей природы, частью которой они стали. Земледелие широко развивалось по берегам рек Иле, Талас, Арыс, Шу, Сырдарья и в Жетысу. Так была создана уникальная система жизнеобеспечения кочевников. Кочевое скотоводство стало наиболее эффективным способом использования энергетических и биологических ресурсов Великой степи. Традиционное скотоводческое хозяйство казахов сохранилось вплоть до начала ХХ века.
  В конце 20-х годов – начале 30-х годов усилились коллективизация и переход казахов на оседлость, в результате которых из-за голода численность казахов значительно уменьшилась. В 1950-е годы в результате политики освоения целинных и залежных земель 10 млн гектаров из них подверглись эрозии. Советские методы привели к разрушению 55 млн гектаров скотоводческих земель.
  2. Традиционное скотоводство – основа жизнеобеспечения. Некоторые ученые – сторонники евро-центристской концепции (А. Тойнби и др.) – придерживались ошибочного мнения, что занятие кочевым скотоводством является признаком отсталости народа, что кочевники – это скитающиеся народы, не имеющие границ. Однако кочевники скотоводы Великой степи бережно относились к своим землям, умели разграничивать территории и покидали их только в исключительных случаях (например, во время эпидемий). Этот момент зафиксирован и вы- дающимся тюркологом-лингвистом В. В. Радловым: «Не может быть и речи о не плановых переездах… племя или племенные подразделения рассматривают какую-то территорию как свою собственность и не терпят вторжения на нее соседей».

Быт кочевников

  Евроцентристы также считали, что кочевые народы не знают ни права, ни морали и ничего не привнесли в мировую цивилизацию. Противники евроцентризма (Л.Н. Гумилев и др.) доказывали, что кочевники внесли свой вклад в развитие мировой цивилизации: они изобрели юрту, повозку, изогнутую саблю, удила, седло, стремена и мн. др.
  Российские исследователи края отмечают удивительный факт: вплоть до ХІХ века значительная часть жителей Степи была весьма состоятельной. Богатство в первую очередь исчислялось многотысячным поголовьем скота. Наличие большого количества скота позволяло многим степнякам безбедно жить: женить своих сыновей, уплатив немалый калым за невесту; проводить пышные поминки (асы) в честь своих уважаемых предков; достойно принимать гостей, в том числе и иностранных. Кроме того, скот давал продукты питания, материал для одежды и жилища, служил транспортом и был средством обмена на предметы первой необходимости.

  Русский офицер С. Броневский, исследовавший жизнь и быт казахов Северо-Восточного и Центрального Казахстана в первой трети XIX века, писал: «В Средней Орде есть весьма богатые киргизцы (казахи – авт.): например, в Карпытской (Карпыкской – авт.) волости Сапак имеет до 10 тыс. лошадей, множество верблюдов и скота; когда он кочует с одного места на другое, то обовьючивает более 150 верблюдов своим имением».
  Яркими примерами богатых и успешных скотоводов были Тюйте Нурекенов, Муса Шорманов, Нурмагамбет и мн. др. Так, старшина кыпчакского улуса султан Султанмамет, проживавший в районе Среднего Прииртышья в XVIII веке, имел 20 тыс. голов только одних лошадей.
Некоторые обычаи связаны именно с тем, что богатые и успешные степняки – султаны, баи, батыры – раздавали скот, деньги, одежду своим бедным сородичам. Так, известный исследователь ХVШ века И. Георги свидетельствует: «Ежели табуны чьи-нибудь скоро размножатся, то он почитает сие благодатию и разделяет по бедным людям знатное число скота». Кроме того, существовал и обычай, согласно которому при распределении полученных доходов часть из них передавалась семьям, потерявшим кормильца. Многие другие традиции степняков также свидетельствовали о проявлении заботы, милосердия и сострадания к ближним, о высокой духовности и нравственности.
  Степняки никогда не разоряли чужие зимние жилища, двери свои держали открытыми для гостей, не пересчитывали поголовье скота, считая это плохой приметой, среди них практически не было воровства. Вот как об этом писал в середине ХІХ века Н.И. Красовский: «Воровство … в степи собственно между киргизами (казахами – авт.) почти не имеет места».
  Кочевники были хорошо вооружены и имели опыт защиты своей земли, скота и жилищ. В Степи часто проводили праздники, на которых устраивали игры, конные и спортивные состязания, занимались охотой и торговлей. Личная свобода, преимущественно кочевой образ жизни, наличие огромных степных пространств и богатых пастбищ, низкая плотность населения создали культ самодостаточных жителей. Состоятельные скотоводы – К. Укибаев, М. Оразбаев, И. Адилов и мн. др., представлявшие практически все регионы Казахстана, – оказывали финансовую помощь лидерам и участникам зарождающегося национально-демократического движения Алаш, выступающего за возрождение казахской государственности в начале XX века.

  3. Развитие земледелия. Разнообразие природно-климатических условий Казахстана способствовало тому, что на его территории издавна занимались не только кочевым скотоводством, но и земледелием. Однако в советское время было широко распространено ошибочное мнение, что степняки никогда не занимались земледелием и что многому они впервые научились у переселенцев – русских крестьян и казаков. Этот тезис был одним из аргументов, подкрепляющих «пользу» принятия казахами российского подданства и служащих оправданием военной и хозяйственной колонизации Казахстана.
  Земледелие в Казахстане возникло еще в эпоху неолита и энеолита. Доказательством этого является серп, обнаруженный археологами в Восточном Казахстане. У племен Андроновской культуры земледелие играло вспомогательную роль. Для обработки земли они использовали каменную мотыгу, бронзовый и медный серп.

Проанализируйте
Почему основным видом хозяйственной деятельности народов, живших на территории Казахстана, было не земледелие, а скотоводство?

Распашка земли

  Основными регионами, где издревле существовало земледелие, были Южный Казахстан (Сырдарья, предгорья Каратау) и Жетысу (Шу, Талас, Иле). Отдельные очаги земледелия зародились также по берегам рек (Нура, Урал, Иртыш) и озер (Балхаш, Алаколь, Зайсан и др.). В VIII–VII веках до н.э. древние жители Казахстана вступили в эпоху раннего железа. В этой связи на юге Казахстана и в Жетысу стали развиваться хозяйства скотоводческо-земледельческого направления. Древние жители занимались земледелием и использовали для этих целей ирригационные сооружения. Кангюи, расселившиеся в основном на территории среднего течения Сырдарьи, сочетали земледелие и оседлое скотоводство. О развитии земледелия свидетельствует обнаруженный археолога- ми канал Зах, протяженностью 20 км. Он питался водами реки Чирчик.
  Земледелие было развито и в тюркских каганатах. Так, арабский ученый аль-Идриси отмечает, что в ІХ–Х веках кимаки в районе Среднего При иртышья выращивали зерновые – пшеницу, ячмень, рис, а также виноград.

Древний канал Зах

  Позднее походы Чингисхана и Тимура на земли Казахстана привели к тому, что земледелие пришло в упадок. Но создание Казахского ханства несколько стимулировало развитие земледелия, особенно в Жетысу и Присырдарьинском регионе. Об этом свидетельствуют находки, обнаруженные в 1970 году археологической экспедицией на городище Отрар: следы арыков, остатки дамб, установки чигирей (рук. К. Акишев).
  В 1692 году российское посольство В. Кобякова сообщает: «… Хлеб у Тауке хана родится многое число, пшеница, ячмень и просо, а хлебы сеют озимые и яровые».

Работа с картой
Определите основные центры земледелия

  Нередко казахи продавали хлеб и русскому населению. Об этом писал в 1830 году С. Броневский: «Начатки хлебопашества в степи очень ощутимы… в города Усть-Каменогорск, Семипалатинск и линию Иртышскую… киргизы (казахи – авт.) привозили на продажу …пшеницу и просо; событие, удивляющее всякого старожила русского».
  Казахи возделывали пшеницу, просо, ячмень, овес, рис, кукурузу. Кочевое и полукочевое население зерно хранило в мешках и хозяйственных пристройках (шошала), оседлое и полуоседлое – в закромах или ямах.
  В Чимкентском и Перовском уездах выращивали хлопчатник (мақта), в Верненском уезде в небольших количествах – табак, в южных и юго восточных районах Казахстана возделывали арбуз, тыкву, лук и морковь. В конце XIX века в районах чересполосного проживания с крестьянским населением казахи стали выращивать картофель, огурцы и другие овощные культуры. Из кормовых трав значительное распространение получила люцерна. В южных регионах Казахстана некоторые состоятельные казахи могли позволить себе заниматься садоводством (выращивали яблоки, вишню, урюк, сливу) и виноградарством.

Инструменты, использовавшиеся в хозяйстве

  Основными орудиями труда были соха, борона, серп, деревянные вилы, лопата и мотыга. Для полива пашен использовали различные водоподъемные приспособления (атпа, чигирь). В конце XIX – начале XX века в районах совместного проживания казахов и крестьян в хозяйствах степняков стали использовать железные плуг и борону.
  Земледелие, как правило, носило натуральный характер, а урожай преимущественно шел на внутреннее потребление. Хозяйства были мелкие, орудия труда – примитивные. Некоторые из обедневших земледельцев обрабатывали поля богатых степняков за часть собранного урожая. Со стороны царского правительства казахи-земледельцы не получали никакой поддержки: ни в виде выдачи семян, ни в виде новых орудий труда.
  4. Массовый переход казахов к земледелию в начале XX века. Основных причин, повлекших массовый переход казахов к земледелию, было три.
Первая – резкое сокращение пастбищных угодий в результате усиления темпов переселения крестьян на земли кочевников и роста городского населения. Прокормить имеющийся скот можно было только с помощью заготовок сена с естественных сенокосов, а также посевов зерновых и кормовых культур.
  Вторая – вероятность принудительного выселения казахов с родных земель в случае, если они не перейдут к занятию земледелием добровольно. Вот как об этом писали составители книги «Азиатская Россия» (СПб, 1914, т. 1.): «Русское население идет здесь (Степной край) вместе с оседанием на землю киргиз (казахов – авт.). Постепенное сокращение земельного простора заставляет последних переходить … от скотоводческой культуры – к оседлой – земледельческому образу жизни».
  Третья – решительные меры царского правительства по массовому переводу казахов на оседлый образ жизни. В результате этих мер должны были высвободиться большие участки земли для заселения их переселенцами, что обеспечило бы лучшую управляемость казахскими общинами.
  5. Охота и рыболовство. После скотоводства и земледелия большую роль играла охота, которая имела вспомогательное значение. Существовали несколько видов охоты: облавная, требующая специальной выучки и навыков, соколиная и т.д. Охота требовала выносливости и являлась своего рода подготовкой юношей к военному делу. Повсеместно охотились на волков, лисиц, корсаков и т.д. Шкуры диких животных реализовывались на ярмарках. Из них шили зимнюю одежду. Добытым мехом украшали головные уборы и одежду. В центральной части юрты нередко можно было увидеть трофеи хозяина: обработанные шкуры лис, волков и других зверей.

Охотники

Охотник с беркутом. Фото С. М. Дудина

  В районах крупных озер, рек, а также Аральского и Каспийского морей некоторое распространение получило рыболовство. Им занималась преимущественно обедневшая часть казахского общества. Сами степняки рыбу потребляли в небольших количествах, в основном она шла на продажу. В начале ХХ века казахов-рыболовов в районе Сырдарьи и Аральского моря насчитывалось до 10 тыс. человек. Большой толчок развитию рыболовства дало строительство железной дороги Оренбург–Ташкент, портов на побережьях Каспийского моря.
  В настоящее время земледелие и животноводство Казахстана, опираясь на достижения прошлых эпох, достигли значительных результатов.

1. Существовало ли классовое разделение (на богатых и бедных) в традиционном кочевом обществе?
2. В чем причина растущего интереса русских исследователей к кочевому казахскому обществу в XVIII–XIX веках?
3. «Кочевники занимались только скотоводством, не производили собственных земледельческих продуктов». Вы согласны с этим мнением?
4. В каких областях Казахстана в настоящее время развивается земледелие?
5. Какую роль играли состоятельные кочевники в казахском обществе?

Атпа – деревянный ковш для поднятия поливной воды, устройство для орошения.
Евроцентристская концепция – характерная философская тенденция и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере, превосходство образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории. Ирригационные сооружения  искусственные водные сооружения для орошения земли или почвы.
Чигирь – водоподъемное устройство в виде колеса с ковшами или барабана с канатом, снабженным черпаками.
Эрозия – процесс полного или частичного разрушения плодородного слоя почвы под воздействием ветра и других природных факторов.

Творческие задания

Задание 1. Сравните кочевой и оседлый образы жизни и проанализируйте их различия.

Задание 2. Перечислите факторы, повлиявшие на массовый переход
казахского народа от традиционного скотоводства к оседлому образу жизни.

Об уборке хлеба у казахов

«Кайсацкий (казахский – авт.) серп немного согнутый, походит скорее на ножик; один кайсак (казах – авт.) при хорошем и густом урожае хлеба выжинает в день самое большее 25–30 снопов величины три четвертых в окружности.
Молотьба хлеба производится волами, которые гоняются целый день по хлебу, уложенному на земляном гумне. Гумно устраивается на глиняном грунте, для чего предварительно орошается то место водой, утаптывается, а потом просушивается. Смотря по средствам, кайсак заводит на гумно (определенное число) волов, но я не видел меньше шести.
Вытоптанный хлеб при легком ветре провеивается обыкновенным образом. Если ветра нет, то кайсак прибегает к своему подручному средству: один взбрасывает кверху зерно, а двое, трое или более машут мешками и производят движение в воздухе, через которое зерно провеивается. Но это редкие случаи, к которым кайсак прибегает в крайности, когда ему нечего есть, а то он терпеливо дожидается ветра, который здесь дует, не скупясь.
Рассчитав количество проса или другого хлеба, нужного киргиз-кайсаку на зиму, он везет в аул это количество, где просо поступает в распоряжение его жены, которая обязана все очистить от шелухи. Для этого просо (недолго) жарят в чугунном котле, толкут в ступке и потом очищенное и поджаренное (зерно) складывают в кабы (особые, для этого сделанные крепкие шерстяные мешки). Остальной лишний запас сырого проса на пашне же зарывается в ямы и засыпается землей, где хранится или всю зиму, или до первой надобности зимой».

О хлебопашестве// Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. – Алма-Ата, 1984. – Т. 1. – С. 184–185.

Какие способы использовали кочевники при уборке хлеба? Сравните их с современными способами.

×
×

Cart