1.1. ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС

ВЫ НАУЧИТЕСЬ: приводить примеры разных видов информации
и представлять информацию в разных формах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Информация
Ақпарат
Information

Ежедневно мы можем получать до миллиона единиц информации. Кто-то может сказать, что информация – это сведения из газет, журналов, книг, телепередач. Кто-то будет утверждать, что это тот учебный материал, который преподают в  школе. А  кто-то заметит, что информацию мы получаем, когда смотрим в окно или пробуем пирожное. Все они будут правы. Поскольку информация – это сведения об окружающем нас мире, которые воспринимаются с помощью различных органов чувств, знаков и сигналов.

Информация (от лат. information – изложение, разъяснение) – это сведения, знания, команды, которые мы получаем из окружающего мира (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Информация

Какие органы чувств (или каналы получения информации) человека участвуют в обмене информацией?
С помощью ушей мы получаем звуковую информацию – слышим. Всё, что мы видим глазами, – зрительная информация. Зрение и слух взаимно дополняют друг друга и используются для приема информации. Всё, что мы ощущаем кожей, – тактильная информация. Например, пощупав пальцами ручку двери, можно догадаться, из чего она сделана: из пластмассы, металла или дерева, гладкая или шершавая, холодная или теплая. Это чувство, которое дает нам сведения о количестве и форме предметов только при касании. Обонятельная информация – это запахи дыма или газа, дерева или металла, дождя или травы. Человек ощущает запахи при дыхании. Вкусовая информация – это информация, которую мы ощущаем с помощью языка, когда принимаем пищу. В таблице 1.1 отражена взаимосвязь между каналами получения информации, видами информации и органами чувств.  

Звуковая, зрительная, тактильная, обонятельная, вкусовая – это виды информации, которые воспринимает человек.

Таблица 1.1

В жизни мы часто слышим команды, которые передают какие-то сведения, информацию. Например, перед контрольной работой учитель говорит ученикам: «Ребята, к следующему уроку повторите темуИнформация“. В среду будет контрольная работа».

Взгляните на рисунок 1.2. Примените свои знания в конкретной практической ситуации. В каком виде была дана информация учащимся?

Рис. 1.2. Информация для учащихся

Не вся информация, воспринимаемая человеком, может быть обработана компьютеро

Компьютеры и другая вычислительная техника работают с тексто­вой, числовой, звуковой, графической и видеоинформацией (табл. 1.2).

Таблица 1.2

На рисунке 1.3. представлены приложения для обработки разных видов информации. К какому виду информации они относятся?

Рис. 1.3. Информация, обрабатываемая на компьютере

Обмен информацией между людьми может осуществляться в различных формах: письменной, устной или с помощью жестов. Для обмена информацией всегда используется определенный язык (казахский, русский, английский, азбука Морзе
и т.д.). Для того чтобы информация была понятна, язык должен быть известен всем людям, участвующим в общении. 
В повседневной жизни человек всё время сталкивается с различными процессами: подготовка к урокам, смена времен года, приготовление пищи и другое. В результате произведенных действий происходит последовательная смена состояний объекта, т.е. происходит процесс. Основными видами информационных процессов являются хранение, передача
и
обработка информации (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Виды информационных процессов

Информация – это отображение окружающего нас мира в виде знаков, сигналов, команд, сведений
и знаний.

1.5. Виды информации

Знание. Понимание

1. Что такое информация для каждого из вас? Что можно делать с ней? Произнесите ключевые слова урока на казахском 
и английском языках.
2. С помощью каких органов чувств человек получает больше всего информации? Обоснуйте свои ответы.
3. Какие виды информации можно представить в компьютере?
4. Назовите виды информации, которые воспринимает человек, но нельзя обрабатывать компьютером.
5. Почему тактильную информацию нельзя передать через Интернет?
6. Какая информация нужна ученику, приступающему к выполнению домашнего задания?
7. Какое, по вашему мнению, чувство (зрение, слух, обоняние, осязание) является наиболее развитым у кошки, собаки, дельфина, летучей мыши?
8. Объясните значение поговорки «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
9. Какие виды информации способны получать животные, растения?
10. Почему маленькие дети стремятся всё потрогать руками или попробовать на вкус?

Применение

11. С помощью каких органов чувств люди и животные получают информацию об объектах (названия объектов выделены жирным шрифтом) в приведенных ниже примерах? 
    А) Мальчик читает книгу.
    B) Девочка ест мороженое.
    C) Собака идет по следу.
    D) Слепой человек читает книгу.
    E) Повар пробует суп на вкус.
    F) Дельфины общаются друг с другом.
12. Опишите примеры информационного обмена в обществе: 
    – обмен информацией в социальных сетях Интернета;
    – обмен информацией между участниками дорожного движения и светофором.

Анализ

13. Очень часто в жизни нам приходится находить (угадывать, вычислять) правило, по которому происходит обработка информации. Попробуйте определить в следующих примерах правила обработки информации (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Синтез

14. Синтезируйте полученные знания. Заполните недостающую информацию в таблице 1.4, в которой отражена взаимосвязь между каналами получения информации, видами информации и органами чувств.

Таблица 1.4

В таблице 1.4 представлена информация по способу восприятия. Составьте примеры по следующим критериям: по форме представления, по значению и назначению.

Оценивание

15. Оцените информацию на рисунке 1.6 и дайте аргументированные ответы на вопросы: 
    – На что летит пчела?
    – Какую информацию получает пчела?   
    – Что соответственно передает цветок?

Рис. 1.6. Полет пчелы

Очень часто в понятия «информация» и «данные» вкладывают один и тот же смысл. Чем же эти слова отличаются?
Данные от информации отличаются тем, что данные – это фиксированные сведения о событиях
и
 явлениях. Данные хранятся на определенных носителях. А информация появляется в результате обработки данных при решении задач. В свою очередь, знания – это вид информации (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Данные, информация, знания

Информацию можно получать из различных источников: радио, телевидение, газеты, люди, природа и т.д. Мы непрерывно получаем информацию из окружающего мира с помощью пяти органов чувств: слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания (рис. 1.8). Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% – с помощью слуха
и только 1% – с помощью других органов чувств.

Рис. 1.8. Получение информации

Электронные задания

Задание 1. Найдите пары: орган чувств и вид получаемой информации.

×
×

Корзина