1.2. Передача информации

ВЫ НАУЧИТЕСЬ: приводить примеры каналов связи, источников и приёмников информации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Канал связи | Байланыс арнасы | Link
Источник информации | Ақпарат көзі | The source of information
Приёмник информации | Ақпаратты қабылдағыш | Information receiver

Каждую секунду своей жизни человек имеет дело с такими процессами, как хранение, передача и обработка информации.

Где человек хранит информацию? Приведите примеры древних и современных носителей информации.

Человеку постоянно приходится участвовать в процессе передачи информации. Как происходит процесс передачи информации? Для передачи информации на большие расстояния человек использует различные способы связи.
К традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, Интернет.
Передача может происходить при разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи. 
К техническим средствам связи относятся телефон, радио, телевидение. Все они называются каналами передачи информации.

Передача информации – физический процесс, посредством которого осуществляется перемещение информации в пространстве

Для передачи информации должен быть источник, для приема – приёмник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приёмник ее получает (воспринимает). Передачу информации можно представить в виде схемы (рис. 1.9).

Рис. 1.9. Схема передачи информации

Процесс передачи информации бывает односторонним или двусторонним. В процессе передачи информация может искажаться или теряться. Искажения возникают, если каналы связи плохого качества или на линии связи действуют помехи (шумы). К примеру, плохая телефонная связь вызывает затруднения в общении.

В системе передачи информации различают три направления (рис. 1.10):

Рис. 1.10. Направления системы передачи информации

Приведем примеры передачи информации. Например, при чтении книги или просмотре телепередачи человек является приёмником информации. А когда он отвечает на вопросы, работает над проектом или сочинением, – источником информации.

Какие способы передачи информации существуют? Как воспринимает человек информацию из окружающего мира?

Первоначально человек получает сведения при помощи органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.
Информация, которую человек получает через зрение и слух, воспринимается им в речевой форме.

Информация, воспринимаемая человеком в речевой или письменной форме, называется символьной (или знаковой) информацией.

Запахи, вкусовые и осязательные ощущения не могут быть переданы с помощью знаков. Безусловно, они несут информацию, поскольку мы их запоминаем, узнаем и передаем. Такую информацию называют образной. Например, пение птиц, шум прибоя, картины природы, живопись и т.д. 
Передача информации осуществляется в разных системах: социальной, биологической и технической. К социальной системе относится любая информация в обществе. Это взаимодействие людей друг с другом и обмен информацией посредством органов чувств. 
Примером передачи информации в биологической системе является человеческая клетка. Каждая клетка содержит 75 мегабайт генетической информации. Информация о десяти клетках поместится на один компакт-диск. 
Технические системы – это радио, телефоны, Интернет и компьютеры, позволяющие передавать информацию намного проще и быстрее. 

Знание. Понимание

1. Какие вы знаете процессы, связанные с информацией?
2. Как вы понимаете понятие «средства связи»? Выучите ключевые слова.
3. Каким образом осуществляется передача информации? 
4. Объясните схему передачи информации. Приведите примеры из окружающего мира. 
5. В какой форме чаще всего происходит передача информации между людьми? 
6. Может ли происходить передача информации между людьми в образной форме? Если да, то приведите примеры. 
7. Приведите примеры передачи информации в разных системах: социальной, биологической и технической.

Знание. Понимание

8. Приведите примеры разных способов передачи информации через пять органов чувств человека.
9. Ниже представлены несколько ситуаций, в которых осуществляется передача информации. Определите, кто или что является источником, а кто или что – приёмником информации. Подпишите на рисунках источники и приёмники.   
    а) Пешеход переходит дорогу по регулируемому перекрестку (рис. 1.11).

Рис. 1.11. Переход через дорогу

    b) Школьник учит уроки по учебнику (рис. 1.12).

Рис. 1.12. Чтение учебника

    с) Вы набираете телефонный номер для того, чтобы позвонить другу (рис. 1.13).

Рис. 1.13. Звонок другу

Анализ

10. Может ли быть один приёмник информации, а источников несколько? Или наоборот: источник один, но много приёмников? Может ли быть взаимный обмен информацией между приёмником и источником информации? Приведите примеры. Сделайте выводы.

Синтез

11. Заполните таблицу 1.5 недостающими действиями при передаче информации. Докажите, что характер передачи информации выбран верно.

Таблица 1.5

Оценивание

12. Из предложенного списка запишите те действия, которые относятся к передаче и хранению информации:   
    1) фотографирование;
    2) игра по нотам;
    3) решение задачи по математике;
    4) объяснения учителя;
    5) игра на компьютере.
Есть ли в списке действия, относящиеся к обработке информации? Выскажите свое мнение.
Рекомендации для выполнения домашнего задания
1. Внимательно прочитайте тему «Передача информации».
2. Перерисуйте схему передачи информации (рис. 1.9).
3. Отметьте на ней источник и приёмник информации, канал связи.
4. Выпишите действия, относящиеся к хранению и обработке информации.

По проведенным исследованиям ученых, человек – существо биосоциальное. Это означает, что он взаимодействует со всеми системами передачи информации. Таким образом, передача информации в социальной, биологической, технической системах является неотъемлемой частью существования нашего мира. Это означает, что всё живое на Земле представляет собой средство передачи информации.

Электронные задания

×
×

Корзина