§3–4. Промыслы и ремесла

Цели обучения:
- охарактеризовать развитие ремесла и промыслов у казахов на основе этнографических материалов.

  1. Истоки традиционных ремесел и промыслов. По данным отечественного антрополога О. Исмагулова, на протяжении 4 тыс. лет значительная часть населения Казахстана была автохтонной – саки, гунны, средневековые тюрки, кыпчаки и т.д. Казахи стали преемниками богатейшей духовной и материальной культуры этих народов и племен, которые издревле проживали на территории Казахстана. Например, саки умели выделывать войлок, изготавливали из войлока и кожи предметы одежды и домашней утвари.

  В захоронении «Золотого человека» в кургане Иссык в 1969 году были обнаружены уникальные находки, аналоги которых бытовали у степняков в позднейшее время: металлические пластины (бляхи), холодное оружие, серебряные чаши, посуда из цельного дерева, а также гончарные изделия. Древние жители Казахстана изготавливали и юрты. Подобные предметы были распространены среди жителей Степи вплоть до ХХ века.

Вспомните
Из каких компонентов состоят деревянная и войлочная части юрты?

  Недалеко от Жезказгана известный казахский ученый, археолог А. Маргулан исследовал центры древней металлургии. Эти и другие факты однозначно свидетельствуют о том, что древние жители Казахстана умели плавить медь, бронзу и железо, и от предшествующих поколений казахские кузнецы и ремесленники переняли секреты обработки металла и мн. др.
  2. Казахские ремесла и промыслы в Новое время. В XVIII – начале XX века домашние ремесла и промыслы продолжали развиваться. Как известно, в традиционном обществе значительная часть предметов быта, одежды, украшений изготавливалась в натуральном хозяйстве. Занятие скотоводством обеспечивало кочевников всем самым необходимым, делая их хозяйство вполне самодостаточным.
  Скот и продукция скотоводства для степняков были практически всем: транспортом, едой, одеждой, товаром и пр. Вот как об этом писал прекрасный знаток степного быта Ш. Уалиханов: «Кочевой степняк ест, пьет и одевается скотом, для него скот дороже своего спокойствия. Первое приветствие киргиза (казаха – авт.), как известно, начинается следующей фразой: здоров ли твой скот и твое семейство?».

Проанализируйте
Является ли казахский народ продолжателем духовной и материальной культуры ранних кочевников?

  В натуральном хозяйстве скотоводов было налажено самое настоящее безотходное производство, что являлось ярким проявлением высокой экологической культуры. Вся продукция скотоводства и даже ее отходы шли на внутреннее потребление и производство.

Сырмақ (ковер) и аяққап (сумка для хранения посуды)

  Так, из шкуры домашних животных шили одежду и обувь. Из кожи мастерили украшения и посуду. Из кости делали различные шкатулки, украшения для музыкальных инструментов, домашнюю утварь, а также варили черное мыло, обладающее особыми дезинфицирующими свойствами. Из шерсти и производного из нее материала – войлока – изготавливали многие виды одежды, предметы быта, а также ковры (сырмақ, текемет, түскиіз, алаша и др.), из конского волоса – крепкие и долговечные арканы, из рога – гребни (тарақ). И даже помет домашних животных шел в дело: овечий – на топливо, а конский – на обмазку стен стационарных жилищ из дерна и самана.

  Исследователи отмечали четкое разделение ремесел на мужские и женские. Если мужчины занимались кузнечным, плотничьим ремеслом (изготовлением деревянных частей юрты), посуды, то женщины – обработкой войлока, ткачеством, пошивом одежды и головных уборов.

Подумайте
Почему кочевники не занимались массовой продажей ремесленных изделий?

  3. Мужские ремесла. Среди мужского населения наиболее популярными были ювелирное, кузнечное дело, резьба по камню и дереву, а также кожевенное и другие ремесла. В казахских аулах работали мастера-ювелиры (зергеры). Они изготавливали различные украшения из золота и серебра, которые, как правило, добывали сами, иногда приобретали у купцов. Нередко в качестве материала использовали царские монеты. Зергеры мастерили серьги, браслеты, застежки, амулеты, украшения для волос (шашбау), подвески из серебряных монет (шолпы) и мн. др.
  В конце XIX века широкое распространение получило кузнечное дело. Казахские кузнецы ковали подковы, стремена, ножи, трубы для самоваров, треножники, серпы, кетмени, ножницы для стрижки овец и т.д. Известный исследователь Нового времени И.Я. Словцов по этому поводу писал следующее: «Кузнецы (казахи – авт.) выделывают топоры, уздечки, седельные наборы, ножи, стремена… Качество этих вещей нисколько не уступает лучшим предметам производства этого рода у нас в России».

  Особым уважением пользовались резчики по кости (сүйекші). Основными материалами служили кости (лопатки, голень, ребра, челюсти) и рога животных. Из рога сайгака мастерили украшения для ружья, рукоятки кинжалов, плеток и ножей, из рога барана – емкости для хранения табака (шақша), из рога крупного рогатого скота – гребни (тарақ). Костью инкрустировались кровати (төсағаш), шкафы (асадал), вешалки (адалбақан), сундуки (сандық) и т.д.

Выскажите свое мнение по поводу того, что «во многих случаях члены одной династии, сохраняя лучшие традиции, продолжали ремесло своих предков, передавая его по наследству от отца к сыну».

Терi торсық (кожаный бурдюк), тостаған (чаша) и Сандық (сундук)

Седло

  Мастера кожевенного дела изготавливали одежду, обувь, конскую сбрую и т.д. Как правило, обработкой шкур занимались мужчины, а пошивом одежды из кожи – женщины. Шубы (ішік) шили из шкур диких животных. Большим спросом в степи пользовались сосуды из кожи домашних животных (саба, торсық, сүйретпе, көнек, мес и др.).
  Резьба по камню широко применялась в архитектурном декоре, при изготовлении надгробных памятников и была особенно распространена в Западном Казахстане, где имелись значительные запасы природного материала.
  Большим авторитетом в степи пользовались и мастера по обработке дерева. Все эти предметы – седло (ер), соха (жерағаш), борона, колесо, арба (повозка), сани, водоподъемное сооружение (шығыр), посуда (күбі, астау, шара и т.д.), мебель – были сделаны их талантливыми руками. Казахские умельцы нередко украшали свои изделия орнаментом из кости и серебра.
  Посуда была хорошо приспособлена к кочевому и полукочевому образу жизни. Она была очень легкая и прочная. Из кожи мастерили ведра – подойники (көнек), из дерева – большие глубокие чашки (тегене), посуду для кумыса (шара), черпаки (ожау).

  4. Женские ремесла. В Новое время дальнейшее распространение получили женские ремесла. Девочек с самого детства учили шить, вышивать, ткать ковры, плести циновки, делать изделия из войлока. И поэтому все казахские женщины прекрасно владели навыками домашних ремесел. Исследователь С. Броневским, который долго жил среди казахов, изучал их быт, отметил трудолюбие казахских девушек, прилежно и искусно занимавшихся вышивкой и др. Старший султан Кушмурунского округа Шынгыс Уалиханов сообщал, что «…рубахи, чапаны, тулупы, аргаки из шубы, малахаи, шалбары, бешметы, камзолы, тюбетейки, вышивка кошем – все это составляет предмет домашних забот – не покупаются, а шьются женщинами».
  Особенно популярным было ковроткачество. На специальных станках (өрмек) мастерицы ткали ковры – алаша. Процесс этот был очень трудоемким, и поэтому ковры всегда очень высоко ценились.

  Ковры расстилали на полу или развешивали на стенах, поэтому юрта внутри всегда выглядела ярко и нарядно. Они присутствовали в обмене дарами среди местного населения, нередко вручались в качестве приза победителям различных скачек. Ковры преподносили и в тех случаях, когда надо было искупить свою вину, или дарили по обычаю қалау. Продавать ковры казахи решались только в случае крайней необходимости.

Вспомните
Для каких ситуаций характерен обычай взаимопомощи казахского народа?

  5. Орнамент на изделиях домашних ремесел. Поскольку у степняков баран был самым почитаемым, тотемным животным, то именно с ним олицетворялись плодородие, достаток, благополучие. Казахи боготворили это животное, и не случайно основным орнаментальным мотивом стал бараний рог – «қошқар мүйіз». Ремесленники и мастерицы в орнаментах передавали свое видение мира, он был отражением их богатого внутреннего мира, духовной и материальной культуры.

Задание
Назовите на казахском языке головные уборы и одежду, изображенные на фотографиях.

  История казахских узоров насчитывает несколько тысячелетий. Например, орнамент на предметах искусства Пазырыкских и других курганов Горного Алтая очень похож на современный казахский, так же как и технология изготовления этих изделий. Подобные орнаментальные мотивы встречаются и на предметах Иссыкского кургана, где был обнаружен «Золотой человек». Академик А. Маргулан, верно заметив преемственность древних орнаментальных мотивов, писал, что «орнамент формировался на основе искусства древних скотоводческих племен – саков, усуней, гуннов, тюрков, канглы и кыпчаков».

  Многие исследователи отмечали, что казахи живут в мире орнамента: окружающая действительность ими своеобразно опоэтизирована в гамме узоров. Казахи украшали орнаментом практически все вещи и предметы быта: одежду и головные уборы, браслеты и серьги, кожаную и деревянную посуду, предметы утвари – тканые подвесные сумки (қоржын), сумки для посуды (аяққап); музыкальные инструменты, конское снаряжение – седла, уздечки; военные доспехи; мебель – кровати, люльки, сундуки, а также настенные и напольные ковровые изделия.
  В казахском орнаменте преимущественно присутствуют зооморфные, растительные, геометрические и космогонические мотивы. Наиболее распространенными являются зооморфные. Основным элементом, первоосновой всех орнаментов считается мүйіз – рога. Узор имеет различные вариации: қошқар мүйіз – бараньи рога, қос мүйіз – двойные рога, сынық мүйіз – сломанные рога, сыңар мүйіз – одиночный рог. Встречаются и другие орнаменты, связанные с домашними животными: түйетабан (ступня), түйемойын (верблюжья шея), қазмойын (гусиная шея), түйеөркеш (верблюжий горб).

  Вторую группу мотивов представляет растительный орнамент: листья, трилистники, цветок, дерево (жапырақ, үш жапырақ, гүл, ағаш) и мн. др.
  Третья группа орнаментальных мотивов – геометрического происхождения: ромбы, квадраты, треугольники, а также всевозможные линии – прямые, волнистые, зигзаги, закругленные, крестообразные (төртбұрыш, айқышты) и др.
  Четвертая группа – космогоническая (отражала представления древних людей о космосе). Узоры символизируют лунный цветок – айшықгүл, звезду – жұлдыз и мн. др.
  Что касается цветового решения, то казахи в орнаментах предпочитали яркие, насыщенные цвета. Выбор и использование в орнаментах тех или иных красок имели символическое значение и служили выражением определенных понятий и представлений. Например, синий цвет – символ неба, красный – огня и солнца, белый – радости и счастья, желтый – разума; зеленый – весны и молодости.

Внутреннее убранство юрты

1. Как вы думаете, что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел?
2. Раскрывают ли ремесленные изделия казахского народа его национальную самобытность?
3. Согласны ли вы с выводом о том, что «предметы народных промыслов основаны на экономических характеристиках народа»? Докажите.
4. Назовите изделия национальных ремесел, которые используются в повседневной жизни в настоящее время.

Автохтонный – то есть относящийся к первоначальному, исконному населению в определенном регионе.
Қалау – народный обычай, по которому гость мог попросить понравившийся ему в доме предмет или вещь у хозяина.

Творческие задания

Задание 1. Сделайте сравнительный анализ темы «Казахское народное ремесло: вчера и сегодня» по диаграмме Венна.

Задание 2. Методом интервью узнайте у взрослых о технологии изготовления некоторых казахских национальных изделий по выбору (текемет, сырмак и др.).

Задание 3. Исследуйте, есть ли в вашем регионе мастера декоративно-прикладного искусства. Узнайте подробнее о творчестве одного из них.

  Рукоделие и искусство
  «Другим важным видом ремесла является кожевенное дело. Шкуру промывают теплой водой и вначале сдирают ножом остатки мяса. Затем три-четыре дня ее вымачивают в кисло-соленом коровьем молоке. Потом сушат на солнце и разминают шкуру. Потом ее окуривают дымом, вновь разминают и протирают изнутри мелом. Шкуры овец и коз, такие как даха или джаха, обмоченные в теплой воде, заворачивают в рулоны и хранят в теплом месте. Затем снова замачивают в кислом молоке три-четыре дня. После выемки из молока шкуры сушат в тени, вновь мнут, придавая мягкость. И, наконец, окрашивают в черный или желтый цвета, краску получают из корней розмарина».
  
  Левшин А.И. «Описание киргиз-кайсацких орд и степей». – Алматы, 1996.

1. Как вы думаете, откуда автор получил подобную информацию?
2. Какими преимуществами обладают кожаные изделия, изготовленные по такой технологии?

×
×

Корзина