§5–6. Роль Великого Шелкового пути в развитии городской культуры Казахстана

Цели обучения:
- исследовать направления и трассы Великого Шелкового пути на территории Казахстана, используя карту;
- проанализировать роль Великого Шелкового пути в возникновении и развитии городов Казахстана.

  1. Великий Шелковый путь и Казахстан. Значительную роль в налаживании торговли между народами и странами, сближении культур, развитии городов в Казахстане сыграл Великий Шелковый путь, который проходил и по его территории. Термин «Шелковый путь» впервые предложил в 1877 году известный немецкий ученый-географ Ф. Рихтгофен, для того чтобы обозначить контакты между Востоком и Западом, между Китаем и государствами Средиземноморья.

Вспомните
Каково значение Великого Шелкового пути в истории человечества?

  Это название прочно закрепилось среди ученых, торговцев, писателей и политиков. Позднее, в силу значимости пути для народов мира, а также его большой протяженности, к основному названию было добавлено прилагательное «Великий».

Е. Толепбаев. Шелковый путь

  Крупнейшая караванная дорога начала функционировать во II веке до н. э., когда из Китая были проложены торговые пути в сторону Средиземноморья. Часть Великого Шелкового пути проходила по территории Южного Казахстана и Жетысу. Из Жетысу Великий Шелковый путь пролегал на Восток, а из Южного Казахстана – на Запад (см. карту на с. 37), поэтому Казахстан стал связующим звеном на пути взаимовлияния и взаимообогащения культур Востока и Запада.

Выясните
В какое время и в связи с какими событиями Персия начала препятствовать торговле Китая с Византией?

  По Шелковому пути распространялись знания и технологии, культуры и религии, разнообразные товары. Через этот путь Азия и Европа активно обменивались различной информацией.
  По китайским источникам, еще с середины I века до н.э. нагруженные шелком караваны направлялись на запад. Первая трасса по территории Казахстана пролегала к землям саков, канглы, усуней, т.е. проходила через Жетысу (Юго-Восточный Казахстан) и далее в глубь Южного Казахстана к среднему течению Сырдарьи.

  В VI–XШ веках наиболее оживленной трассой стал путь, который проходил следующим образом: Сирия – Персия – Цент- ральная Азия (Средняя Азия) – Южный Казахстан – Таласская долина – Шуйская долина – Иссык-Кульская котловина – Восточный Туркестан.
  Еще один путь шел из Византии через Дербент в Прикаспийские степи – Мангыстау – Приаралье – Южный Казахстан и далее. Отдельные ответвления пути направлялись через Центральный Казахстан в сторону Западной Сибири, а также в Восточный Казахстан.
  Маршруты Великого Шелкового пути направлялись вдоль Аральского моря, затем по берегам рек Сырдарьи, Шу, через Жетысу до Джунгарских ворот.
  Основными товарами были шелк, арабские скакуны, нефрит, фарфор, семена люцерны, сухофрукты, ковры, предметы быта и др. Например, известно, что через земли усуней прошел крупный торговый караван китайцев с большим количеством драгоценных камней, шелком и фарфором.
  По мнению ученых, технология получения шелка насчитывает около 6 тыс. лет. Шелк высоко ценился, он был легким, мягким, прочным и удобным для ношения, а также обладал и некоторыми дезинфицирующими свойствами.
  Китайцы долгое время под страхом смерти хранили секрет производства шелка, которое приносило государственной казне огромную прибыль. Позднее шелкопряд стали выращивать и в ряде других регионов: в Восточном Туркестане, Центральной Азии, Индии, Персии, Византии и др.
  Шелк наряду с золотом превратился в признанную международную валюту, служил мерилом обмена, подарком для послов, жалованьем – воинам и чиновникам. Тюркская знать охотно облачалась в одежду из этого материала. Например, Тон-Жабгу каган (VII в. н.э.) предпочитал шелковую одежду зеленого цвета. По сведениям арабского географа аль-Идриси, кимакские аристократы наряжались в одежду красного и желтого цветов. На шелк средневековые тюрки охотно обменивали своих скакунов. Известный ученый XVIII века И. Георги подчеркивал, что степняки одевались в шелк различных цветов. Например, цена одного скакуна равнялась стоимости 130–180 м китайского шелка.

  В Казахстан также везли стекло, монеты, бронзовые зеркала, лаковую посуду, металлические застежки для одежды, а вывозили кожу и шерсть, лошадей и овец. При перевозке грузов особым спросом пользовались двугорбые верблюды.
  В Жетысу находились ставки тюркских каганов, которые контролировали торговые пути, проходящие через их владения. Каганы и состоятельные тюрки стали массовыми потребителями иноземных товаров.

Выскажите свое мнение
Можно ли возобновить и модернизировать Великий Шелковый путь в настоящее время?

Торговый караван

  После возникновения в XIII веке Золотой Орды появились предпосылки для оживления торговли на древних маршрутах Великого Шелкового пути. Ставки монгольских правителей и их представителей располагались в крупных городах. Начали строиться новые города и караван-сараи, была создана система таможен и транзитных пунктов, где проезжие купцы и путешественники могли получить лошадей, продовольствие, одежду и проводников. Тюрко-монголы, проявив веротерпимость, всячески поддерживали развитие торговли. Они обеспечивали караваны и религиозные миссии иммунитетом и пайцзами для быстрого и беспрепятственного передвижения по территории огромной империи.
  Определенный спад торговли на Великом Шелковом пути был связан с возвышением эмира Тимура в последней трети XIV века. Но в период создания и укрепления Казахского ханства торговля на казахстанских маршрутах Великого Шелкового пути на некоторое время активизировалась.

Обсудите
Какую роль играет развитие торговли в жизни общества?

  Развитие торговли привело к появлению своих монетных систем, обмену монетами разных стран. В XI–XIII веках свои монетные дворы появились в Отраре, Испиджабе, Таразе, Женте, Коялыке и других городах. В них чеканили пулы (медные монеты), дирхемы (серебряные) и динары (золотые). В улусе Джучи (Жошы) монетные дворы были в Сарайчике, Сыгнаке и др.

  Великий Шелковый путь сыграл огромную роль в развитии политических отношений, а также способствовал налаживанию экономических и дипломатических контактов государств Азии и Европы.
  2. Города на Великом Шелковом пути. Великий Шелковый путь, проходивший по территории Казахстана, способствовал по- явлению и развитию ряда небольших и крупных городов.
  Тараз – один из самых древних городов на казахстанском участке Шелкового пути, возраст которого более 2 тыс. лет. Именно здесь тюркский каган Дизабул в 568 году принимал дипломатическое посольство знаменитого византийского императора Юстиниана II, прибывшее в том числе и для решения вопросов о торговле шелком.

Б. Аканаев. Ремесленники

  Позднее город становится столицей тюргешей, затем – карлуков и Караханидов, что свидетельствует о его важном значении как стратегического военного и торгового центра. Жители города славились как отважные воины и активно участвовали в охране проходивших караванов. Персидский поэт XI века Тебризи так описывал мужество и отвагу жителей города и его округи: «Отважен, как таразец, да щедр, как араб». В городе разрабатывались свинцовые и серебряные рудники, было налажено производство железа и золота. Арабский ученый Ибн Хаукаль писал, что «Тараз – место торговли мусульман с тюрками» или «Тараз – город купцов». В городе имелись базары, ремесленные мастерские, общественная баня и водопровод.

  Суяб – крупный торговый и административный центр Жетысу, столица западных тюрков, позднее – тюргешей и карлуков. В 629 году в Суябе в гостях у тюркского кагана побывал буддийский паломник Сюань Цзянь. Он оставил следующие сведения: «Лошади этих иноземцев были прекрасны… Воины, облаченные в одежды, подбитые мехом, и в мягкие головные уборы, несли бердыши, знамена и луки. Едущих на верблюдах и лошадях было столько, что невозможно охватить взглядом».

Подумайте
Каким было стратегическое значение городов вдоль Великого Шелкового пути?

  Испиджаб (Сайрам) – город-крепость, крупный центр торговли и развития ислама. В источниках впервые упоминается в VII веке. Вот как описывал его Махмуд Кашгари: «Сайрам – название Белого города, который называется Испиджаб». Здесь были свои караван-сараи, монетный двор, крытые базары и тканевые рынки, на которых местные купцы продавали белые ткани из хлопка, оружие, ювелирные изделия, посуду.

Средневековый город Испиджаб

Работа с картой
Используя вышеуказанную карту, покажите основные направления казахстанской части Великого Шелкового пути.

  Крупные караван-сараи ограждали мощными стенами, которые защищали постояльцев от незваных гостей. Внутри располагались комнаты для отдыха, временные складские помещения, а также загоны для лошадей и верблюдов. Караван-сараи служили не только местом отдыха и торговых сделок, но и выполняли функции сбора информации о правителе, стране, городе, куда направлялся караван. Некоторые из караван-сараев принадлежали купцам из других городов Центральной Азии – Бухары, Самарканда и др.

  В окрестностях Испиджаба находилось много мелких поселений. Население города говорило на согдийском и тюркском языках. Его численность увеличивалась за счет притока приезжих и естественного прироста населения.
  Отрар (Фараб) – крупнейший торговый и культурный центр Присырдарьинского региона. Здесь находился один из монетных дворов династии Караханидов, огромная библиотека, мечети и медресе, базары и знаменитые восточные бани. Отрар известен как место рождения великого ученого Востока Абу Насыр аль Фараби – «Второго учителя» после Аристотеля. Отрарский оазис – компактная зона проживания двух культур – кочевой и земледельческой. Поэтому между горожанами и кочевым населением округи существовали тесные связи: в период иноземного вторжения горожане и скотоводы быстро объединялись и вместе оборонялись в стенах почти неприступного города.
  Туркестан (Йасы) в конце XIV – начале XV века становится крупным административным, идеологическим, торговым, политическим и культурным центром Южного Казахстана и сопредельных территорий. Это было связано с возведением мавзолея в честь суфийского проповедника и философа Х.А. Ясауи. Именно Туркестан казахские ханы выбрали своей столицей. По данным Ибн Рузбихана, город был местом схода торговых путей из Великой степи, Центральной Азии и Китая: «…Перевозят в Йасы товары и редкостные вещи. Здесь происходит торговля. Это перевалочный пункт для купцов, место остановки путешественников из (разных) стран». Город был центром земледельческого оазиса.

  Сауран – один из известных средневековых торговых городов, расположенный в 35 км северо-западнее г. Туркестана. Первые письменные упоминания о Сауране оставили арабские географы аль-Истахри и аль-Макдиси в Х веке. Последний писал: «Сауран – большой город, окруженный семью стенами одна за другой, а в нем есть рабад, соборная мечеть находится во внутреннем городе».

Исследуйте
Почему пришли в упадок города вдоль Великого Шелкового пути?

  В XVI веке город был хорошо описан историком Ибн Рузбиханом: «Необыкновенно приятный город. Построен он в открытой, ровной степи… По всей округе растут и виднеются разного рода красивые деревья. Сам город окружен высокой стеной, вокруг него ров». Город имел водоснабжение, а также был мощной крепостью.
  3. Обеспечение безопасности караванов. Караваны на маршрутах Великого Шелкового пути нередко подвергались нападениям грабителей. Поэтому торговцы заранее принимали все меры, которые могли обеспечить их личную безопасность и сохранность товаров. С этой целью они нанимали охрану, причем славу самых лучших охранников имели кочевники из Степи.
  Нападения на проходящие караваны других государств считались тяжким преступлением. Правители стран, по территории которых проходили караваны, были заинтересованы в безопасности иностранных купцов, ибо казна пополнялась за их счет налогами. Поэтому они принимали меры для охраны купцов и взимали крупные штрафы в случае нападения на караваны.
  Арабский путешественник Ибн Фадлан сообщает о порядке пребывания иноземцев у огузов: «И не может ни один мусульманин проехать в их страну, пока не назначат из их среды друга, у которого он останавливается и привозит ему из страны ислама одежду, а для жены его покрывало, немного перца, проса, изюма и орехов. И вот когда он прибывает к своему другу, то тот ставит для него юрту и доставляет ему овец сколько может».

Торговый караван в пути

  4. Социокультурное значение Великого Шелкового пути. Караванные пути, проходившие через Казахстан, способствовали развитию культуры и искусства, налаживанию контактов с Китаем, Передней Азией, Волжской Булгарией и др. Торговля выполняла и функцию проводника новых технологий и открытий. Например, в Казахстан таким образом попали бумага, порох, искусство разных народов в виде танца, музыки, живописи и архитектуры.
  По Великому Шелковому пути через Казахстан шло распространение различных религий. Население Казахстана становилось более веротерпимым и уважительно относилось к представителям разных конфессий. Из Индии через Казахстан и Центральную Азию пришел буддизм в Китай, Корею и Японию. Из Сирии, Ирана и Аравии – христианство и ислам. По Шелковому пути распространялось и манихейство. Но ислам постепенно вытеснил другие религии из Казахстана и Центральной Азии.
  В 1987 году по решению ЮНЕСКО началась реализация международного проекта «Комплексное исследование Шелкового пути – пути диалога» по возрождению Великого Шелкового пути. В 1996 году в Ташкенте была принята совместная декларация президентов тюркоязычных государств, где они выразили готовность к совместной разработке и реализации программы восстановления Шелкового пути. В числе участников проекта был и Казахстан. Были поставлены задачи по развитию познавательного туризма, возрождению, сохранению и устойчивому развитию культурного наследия тюркоязычных государств.
  В 1997 году Первый Президент РК Н.А. Назарбаев подписал Указ «О реализации Ташкентской декларации глав тюркоязычных государств, проекта ЮНЕСКО и ВТО по развитию инфраструктуры туризма на Великом Шелковом пути в Республике Казахстан». На следующий год была утверждена государственная программа «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культуры тюрко-язычных государств, создание инфраструктуры туризма».

  В настоящее время государства Центральной Азии в рамках стратегической программы Китая «Один пояс и один путь» разрабатывают ряд проектов сухопутных и морских путей, которые свяжут Азию с Европой. Часть этих коммуникаций проходит и через территорию нашей республики. Внешне они напоминают возрождение Великого Шелкового пути. Сухопутные трассы объединены общим названием «Экономический пояс Шелкового пути», морские – названием «Морской Шелковый путь XXI века». Через территорию нашей страны также проходит транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай».

Выскажите свое мнение
Какие возможности дает модернизация Великого Шелкового пути государствам, расположенным вдоль этой дороги?

Этот транснациональный инфраструктурный проект, призванный укрепить экономические и культурные связи между Европой и Азией, также способствует превращению Казахстана в крупнейшую транзитную территорию, принося стране определенные финансовые дивиденды.

1. Объясните, почему именно в тюркский период торговля на Великом Шелковом пути достигла особого расцвета.
2. Назовите, какие функции выполнял Великий Шелковый путь в развитии дипломатических отношений между государствами.
3. Какие древние города, расположенные на Великом Шелковом пути, сохранились до настоящего времени?
4. Дайте оценку вклада Великого Шелкового пути в историю Казахстана.

Купец – человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.
Рабад
– окраина, ремесленно-торговое предместье в Средние века.
Пайцза
– верительная бирка, металлическая или деревянная пластина с надписью, выдававшаяся монгольскими правителями разным лицам как верительная грамота, как символ делегирования власти, наделения особыми полномочиями.

Творческие задания

Задание 1. Вместо многоточия поставьте следующие вспомогательные слова «торговцы, купцы, послы, миссионеры, путешественники» и продолжите предложение.
На маршрутах Великого Шелкового пути … ставили перед собой цели: …

Задание 2. Определите значение Великого Шелкового пути в истории Казахстана, используя PEST-анализ:
P – political (политический)
E – economical (экономический)
S – social (социальный)
T – technical (технический)

  О Великом Шелковом пути
  «Уникальное географическое расположение Казахстана – в самом центре Евразийского материка – с древнейших времен способствовало возникновению транзитных «коридоров» между различными странами и цивилизациями. Начиная с рубежа нашей эры, эти сухопутные маршруты трансформировались в систему Великого Шелкового пути – трансконтинентальную сеть торговых и культурных связей между Востоком и Западом, Севером и Югом Большой Евразии. Он стал устойчивой платформой для становления и развития глобального взаимообмена товарами и интеллектуального сотрудничества между народами. Ключевыми посредниками важнейшей торговой магистрали древности и Средневековья, обеспечивающими безупречную организацию и безопасность транспортных артерий, стали насельники Великой степи. Степной пояс соединил китайскую, индийскую, персидскую, средиземноморскую, ближневосточную и славянскую цивилизации.
  С момента своего возникновения карта Великого Шелкового пути в большей степени располагалась в пределах тюркских империй. Именно во времена господства тюрков в Центральной Евразии Великий Шелковый путь достиг наивысшего расцвета и способствовал экономическому процветанию и культурному подъему в международном масштабе».

Из статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой степи»

Насколько важным является упоминание Елбасы в своей статье об истории Великого Шелкового пути?

×
×

Корзина