1. Политика Казахстана в межэтнической сфере. Казахстан – полиэтническая страна, где в дружбе и согласии проживают представители многих наций и народностей.
На протяжении всех лет независимости Казахстану удается сохранить согласие между различными этническими группами. В республике сумели объективно оценить опасность межнациональных конфликтов, которые могли привести к серьезным столкновениям. Такого рода конфликты происходили на постсоветском пространстве на рубеже 80–90-х годов XX века. Поэтому сохранение стабильности в обществе стало одним из основных направлений внутренней политики Казахстана. На протяжении очень длительного времени в стране складывалась особая традиция взаимоотношений между народами. В основе «казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия» лежит толерантное и уважительное отношение казахов ко всем этническим диаспорам и последних друг к другу и к казахам.
В статье 14 Конституции Республики Казахстан подчеркивается, что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства.
Важное значение имеет идея о необходимости консолидации казахстанцев на основе общегражданской идентичности, а не на признаке этнической принадлежности.
В Конституции Республики Казахстан были признаны неконституционными любые действия, нарушающие межнациональное согласие. Выступления сепаратистов, террористов одинаково жестко осуждаются руководством республики. Законы страны запрещают нашим гражданам участвовать в качестве наемников в военных конфликтах на территории зарубежных государств. В республике проводится сбалансированная языковая, кадровая политика, когда в местных и центральных органах исполнительной власти работают представители разных этносов. На первый план поставлены прежде всего деловые качества человека
Исследуйте
Состояние межнациональных отношений в стране в настоящее время.
2. Доктрина национального единства народа Казахстана – стратегически важный документ. Заметную роль в консолидации нашего народа сыграла Доктрина национального единства Казахстана. Процесс всенародного обсуждения проекта был весьма бурным и продолжительным.
Весьма показательно, что Доктрина была принята в 2010 году – в год проведения в Астане (ныне Нур-Султан) Саммита глав государств ОБСЕ, на котором председательствовал Казахстан.
В документе с особой силой подчеркивается, что наша цель и сверхзадача заключаются в том, чтобы сплотиться и стать великой нацией, бережно сохранив и передав потомкам самое дорогое, что у нас есть, – суверенный и независимый Казахстан, где царят гражданский мир, политическая стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие.
Выясните
Какие еще доктрины вы знаете?
Доктрина состоит из трех важных частей. Первая часть «Одна страна – одна судьба» подчеркивает единство чаяний и помыслов граждан Казахстана: «Наличие общего исторического пути в прошлом, настоящем и будущем – мощный консолидирующий фактор при достижении народного единства. Пройдя совместно все трудности политических репрессий, голода и войны, этносы Казахстана естественным образом стали единым народом страны. Сохранить единство, несмотря на непростые вызовы современности, – важнейшая задача государства».
Вторая часть «Разное происхождение – равные возможности» свидетельствует о том, что «Каждый гражданин страны имеет равные права, обязанности и возможности. Дальнейшее совершенствование в сфере демократизации общества, предупреждения появления этнической, конфессиональной и социальной напряженности – ключевые направления дальнейшего развития страны».
В третьей части «Развитие национального духа» подчеркивается, что «Духовное начало – это сила, которая сплачивает нацию в единое целое. Дух нации определяет неповторимость облика любой страны, задает направление и дает импульс к развитию. Для подъема нашего национального духа главными приоритетами должны стать: дух традиций и патриотизма, дух обновления, состязательности и победы».
Принятие этого документа имело важное историческое значение. Он сыграл свою позитивную роль в создании целого ряда других документов, эффективных решений в сфере межэтнических отношений. Доктрина стала достойным ответом на вызовы глобализации, столкновения цивилизаций.
В мире существует немало подобных документов. Например, в свое время были приняты доктрины Конфуция и Монро.
3. Языковая политика страны. В 70–80-е годы ХХ века в результате непродуманной языковой политики руководства СССР существенно сузилась сфера применения и использования родного языка в республике. Как правило, в каждом областном центре функционировало всего по одной школе с преподаванием на казахском языке. Ранее были закрыты газеты на казахском языке, особенно в северных и северо-восточных областях.
В сентябре 1989 года впервые приняли Закон «О языках в Казахской ССР»: казахский язык был объявлен государственным языком в республике, а русский – языком межнационального общения. Были созданы условия для развития языков представителей других диаспор.
Конституция Республики Казахстан 1995 года подтвердила статус казахского языка как государственного. В 1996 году утвердили «Концепцию языковой политики Республики Казахстан». В 1998 году приняли постановление Правительства «О расширении сферы применения государственного языка в государственных органах» и создали Государственную терминологическую комиссию, а год спустя – Республиканский центр ускоренного изучения государственного языка. 29 июня 2011 года была принята Государственная программа функционирования и развития языков в Республике Казахстан на 2011–2020 годы.
Подумайте
Почему граждане страны должны знать государственный язык?
Выясните
Как в вашем регионе выполняется политика активного изучения государственного языка?
В стране действуют более 90 национальных и 170 воскресных школ, где обучение ведется на языках разных народностей. В школах национального возрождения работают 22 отделения по изучению национальных языков. Этим национально-культурным учреждениям оказывается помощь как со стороны центральных органов власти, так и со стороны местных исполнительных органов. Они имеют право участвовать в многочисленных грантах, выделяемых государством.
В настоящее время в стране выходят СМИ на 15 национальных языках, в том числе 35 газет и 26 сайтов этнокультурных центров. Ежегодно издается несколько десятков книг на языках этнических групп. В 2018 году усилиями ученых-историков, географов и специалистов информационных технологий была разработана «Интерактивная научная историческая карта «Народ Казахстана», в которой на трех языках наглядно показано изменение этнической карты Казахстана с древнейших времен до наших дней, дана краткая информация о представителях более чем 50 этносов.
4. Основные факторы межэтнической стабильности в Казахстане. Казахстан – уникальная страна, где сохраняются мир и согласие между представителями различных этносов. И причем «казахстанская модель межэтнического согласия и мира» выгодно отличается от аналогов других стран. Фундамент межнациональной стабильности и согласия в Казахстане базируется на нескольких специфических факторах.
Во-первых, руководство страны с самого начала нашей независимости проводит целенаправленную, последовательную и системную политику формирования толерантного отношения к представителям разных культур и этносов, проживающих в нашей стране. Эта политика обязывает казахский народ быть ответственным за безопасность представителей других этнических групп.
В-третьих, определяющая роль в сохранении межнационального мира принадлежит особой ментальности казахов, которые выработали в себе такие черты этнического характера, как открытость миру, толерантность, гостеприимство, уважение к старшему поколению и представителям других этносов. По этому поводу Елбасы подчеркивает: «Золотой ключ дружбы и согласия между народами отлит из добродетелей, присущих казахам».
Представители народа Казахстана, живущие в мире и согласии
В-четвертых, стабилизирующую роль играет специфика религиозного воззрения казахов и ряда представителей тюркских и мусульманских народов Казахстана. Они исповедуют ислам суннитского направления, что само по себе закладывает основы толерантности и мирного сосуществования с представителями других конфессий, допускает перенятие народных обычаев и обрядов казахов и представителей других этносов. Иногда это направление ислама, исповедуемого казахами веками, называют «степным» или «казахским» исламом.
Узнайте
Как в советский период граждане республики воспринимали идеологию атеизма?
В-пятых, существует специфика формирования полиэтнического населения Казахстана. Многонациональность формировалась немного иначе, чем в других государствах, поскольку полиэтническая карта Казахстана составлялась в ходе массовых депортаций, ссылок, голода, заключения в лагеря системы ГУЛАГа и других политических катаклизмов, созданных царизмом и тоталитарным режимом. Поэтому вынужденные переселенцы знают цену истинной дружбы, когда казахи делились своим кровом, последним куском хлеба с обездоленными, дав им выжить в невыносимых условиях. Не случайно Елбасы Н.А. Назарбаев на сессии АНК в 2015 году предложил ввести День благодарения (1 марта) – дань уважения представителей различных этносов друг другу и казахскому народу в особенности.
5. Политика межконфессиональных отношений. Казахстан относится к странам, где никогда не было конфликтов на религиозной почве. С древних времен рядом с многочисленными мечетями нередко возводились иудейские синагоги, христианские церкви и буддийские храмы. Значительная их часть находилась в городах по маршруту Великого Шелкового пути. Культовые сооружения в основном предназначались для иностранных торговцев и купцов, периодически приезжавших в край.
Российская империя на территории Казахского края проводила политику односторонней поддержки православия, заметного ограничения прав мусульман и даже были сделаны попытки христианизации казахов. Например, в 1881 году для этой цели на территории Семипалатинской области была создана Киргизская духовная миссия. И лишь отчаянное сопротивление лучших представителей казахского народа не допустило христианизации степного населения. Советская власть, особенно в первые десятилетия, активно преследовала религиозных деятелей. Были случаи массовых ссылок и расстрелов местного духовенства, не говоря об элементарных ограничениях прав, свободы слова и вероисповедания. Широко пропагандировался атеизм.
С первых лет независимости руководство Казахстана вело и продолжает проводить политику мирного сосуществования конфессий. Первый Президент РК Н.А. Назарбаев нашел золотую середину: с одной стороны, не пошел по пути советского атеизма, с другой – не выбрал религиозный фанатизм: «Одинаково важно остерегаться двух крайностей – религиозного фанатизма и абсолютного безбожия».
В 1992 году был принят Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», который признается как один из самых либеральных на всем пространстве СНГ. Именно Казахстан по инициативе Первого Президента РК в 1992 году стал местом проведения I Всемирного конгресса духовного согласия.
В 2001 году новый Закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» упорядочил религиозную сферу на основе взаимных обязательств. Была проведена перерегистрация религиозных объединений. Активно действует Конгресс религиоведов Казахстана. В 2014 году между Агентством РК по делам религий и Духовным управлением мусульман Казахстана (ДУМК), Православной церковью республики были подписаны Соглашения о сотрудничестве в сфере сохранения согласия и толерантности в обществе. Этот шаг был уникальным опытом совместной работы и партнерства государства и религиозных организаций.
Конституция и законы страны гарантируют защиту свободы совести и вероисповедания. Они запрещают любые формы дискриминации по конфессиональному и иным признакам. Страна присоединилась к важнейшим международным соглашениям и договорам в области прав человека.
Казахстан – светское государство, в котором религия отделена от государства. Государство не вмешивается в дела религиозных общин, если они не противоречат законам и не мешают гражданам. В конфессиональной политике Казахстан, придерживаясь Декларации о принципах терпимости, выступает сторонником религиозной толерантности и мирного сосуществования.
6. Казахстан – центр межрелигиозного диалога. Казахстан по инициативе руководства республики стал организатором съездов лидеров мировых и традиционных религий. Весьма высокую оценку этой деятельности в свое время дали влиятельные политические лидеры современного мира Кофи Аннан, Джордж Буш, Маргарет Тэтчер и мн. др. Участниками этих судьбоносных форумов стали главы крупнейших конфессий мира, известные политики, представители международных религиозных организаций. Проведение съездов именно в Казахстане стало его конкретным вкладом в развитие диалога культур и цивилизаций как одного из важных механизмов поддержания безопасности в мире.
В 2006 году специально для этих целей в Астане (ныне Нур-Султан) возвели Дворец мира и согласия (Пирамида), ставший мировым центром духовного понимания. Здесь успешно работает Международный центр культур и религий – организация, участвующая в осуществлении диалога цивилизаций. Важной миссией этого Центра является пропаганда опыта Казахстана на международной арене по укреплению межконфессионального согласия и единства народа.
Обсудите
Как жизнь представителей различных религий влияет на мирное общественное развитие?
Дворец мира и согласия, г. Нур-Султан
С этой целью Центр формирует устойчивые связи с зарубежными государствами, активно изучает и перенимает позитивный опыт других стран.
Казахстанский опыт мирного религиозного сосуществования оказался востребованным на глобальном уровне, столица Казахстана стала местом встречи и диалоговой площадкой религиозных лидеров.
I Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся 23–24 сентября 2003 года в Астане (ныне Нур-Султан). В форуме приняли участие представители 17 религиозных организаций ислама, христианства, буддизма, иудаизма, индуизма, синтоизма, даосизма и других конфессий из 13 стран Европы, Азии, Ближнего Востока и Африки. Инициатива проведения в Казахстане Съезда лидеров мировых и традиционных религий вызвала в мировом сообществе большой интерес. Свою поддержку этой идеи выразили главы таких крупнейших держав, как США, КНР, Россия, Великобритания, Франция. Откликнулись также влиятельные политики и лидеры многих религиозных конфессий.
Съезд убедительно продемонстрировал актуальность и необходимость воплощения идеи сотрудничества и единства представителей различных религий во имя мирной и достойной жизни людей всей планеты, невзирая на религиозные различия. По итогам Съезда была принята Декларация, где, в частности, подчеркнуто, что целью каждой религии должна быть проповедь таких ценностей, как справедливость, истина, человеколюбие, терпимость. По мнению участников Съезда, экстремизм, терроризм и другие виды насилия и злодеяния, совершаемые под прикрытием религиозных знамен, не имеют никакого отношения к подлинной вере. Съезд отметил, что в Казахстане достигнуто межрелигиозное и межконфессиональное согласие. В ходе I Съезда было принято решение о проведении форумов лидеров мировых и традиционных религий на регулярной основе и создании рабочего органа – Секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий. В последующие годы в столице было проведено еще несколько подобных съездов.
17-я сессия Съезда лидеров мировых и традиционных религий, г. Нур-Султан, 17 сентября 2018 года
Обсудите
В чем состоит значение религиозных съездов в Казахстане?
Проведение съездов лидеров мировых и традиционных религий имеет огромное историческое значение. Казахстан стал не только географическим центром Евразии, но и духовно-конфессиональным центром всего мира. Проведение этих форумов оказало позитивное влияние и на укрепление межконфессионального согласия в самой республике.
К этим форумам добавились и форумы духовного согласия, где наряду с религиозными лидерами принимает участие гуманитарная интеллигенция практически всего мира. В 2008 году американский конгрессмен Дана Рорабахер заявил, что «Казахстан – уже не только центр Азии, но и центр мира».
1. Какие стороны политики полиязычного образования вы можете выделить?
2. Назовите страны с несколькими государственными языками.
3. Напишите эссе «Как укреплять межконфессиональный мир в стране».
Атеизм – отрицание существования бога, отказ от религиозных верований.
Доктрина – учение, научная или философская теория, система, руководящий теоретический или политический принцип.
ДУМК – Духовное управление мусульман Казахстана.
Сепаратисты – последователи отделения, обособления; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.
Джеймс Монро (1758–1831) – американский политический и государственный деятель, пятый президент США (1817–1825), один из организаторов Луизианской покупки и разработчик внешнеполитической концепции, получившей название доктрина Монро. (Доктрина Монро – декларация принципов внешней политики США «Америка для американцев», провозглашенная 2 декабря 1823 г. в ежегодном послании Президента США Джеймса Монро к Конгрессу США. В президентском послании был выдвинут принцип разделения мира на европейскую и американскую системы государственного устройства, провозглашена концепция невмешательства США во внутренние дела европейских стран и, соответственно, невмешательства европейских держав во внутренние дела стран Западного полушария).
Творческие задания
Задание 1. Используя дополнительные материалы, сравните Доктрину национального единства Казахстана и доктрину Монро.
Задание 2. Используя знания, приобретенные на уроке, сделайте SWOT-анализ современного религиозного положения в Казахстане.
Задание 3. Проанализируйте межэтническую политику Казахстана.
Астана – центр диалога мировых религий
(О Съезде лидеров мировых и традиционных религий в Астане 2003 года)
В 2003 году 22–24 сентября по инициативе Н.А. Назарбаева в Астане прошел Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Прошло уже два года. Это не много, но и не мало. Тем не менее хотелось бы подвести некоторые итоги этого знаменательного события.
До Астаны подобного рода форумы проводились и в других городах мира. Но на них не собиралось такое количество представителей различных религий и конфессий. Главная задача таких встреч – укрепление согласия и установление конструктивного диалога между цивилизациями и культурами человечества. Проведение съездов именно в Казахстане, как яркий пример сосуществования представителей различных народов и разных религий, стало его конкретным вкладом в развитие диалога культур и цивилизаций как одного из важных механизмов поддержания безопасности в мире.
Для участия в работе съезда в Астану прибыли 17 делегаций из стран мира, представители международных организаций ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Президент Всемирного Совета религиозных лидеров при ООН Шри Шри Сугендра Тиртха Свами Мадхавачарья, экс-премьер-министр Японии Цутому Хата, генеральный министр г. Ассизи Томас Геремек, 250 отечественных и около 60 зарубежных журналистов.
Диалог цивилизаций в мире – очень актуальная задача. Религия, как часть структуры общества, не должна оставаться в стороне от общественно-политической жизни. Мировому сообществу приходится пожинать плоды межэтнических конфликтов, и поэтому утверждение межрелигиозного диалога для сохранения стабильности и безопасности является актуальной задачей. Именно поэтому «единственный путь к регулированию и решению этих проблем – это межрелигиозный диалог», утверждают сами лидеры религий. Диалог должен строиться на основе равенства и взаимопонимания. Религия – один из ключевых способов сохранения мира и согласия. Если будет согласие между религиями, то и в государстве будут царить мир и спокойствие.
Дербисали А. Жемчужины и наследия Ислама. – Алматы, 2008. С. 201–204.
Какое значение имеет проведенный в Астане (Нур-Султане) диалог мировых и традиционных религий?