Природоохранные и экологические проблемы нефтяной промышленности

Повелительное наклонение глагола

Вы научитесь!

•прогнозировать содержание текста по таблицам и схемам;
•понимать применение изобразительно-выразительных средств, стилистических фигур и других приёмов в тексте.

Грамматический разбор

  Изобразительные средства выразительности языка – это художественно-речевые явления, которые создают словесную образность повествования: тропы, различные формы инструментовки и ритмико-интонационной организации текста, фигуры.

(https://uchim.org/russkij-jazyk/izobrazitelnye-sredstva-yazika)

Прочитайте текст. Проанализируйте его по стратегии «Инсерт». Найдите предложение или абзац, в котором содержится основная мысль текста. В чём заключается идея текста? Выскажите свою позицию по отношению к тексту. Оцените информацию, содержащуюся в тексте.

  Науку часто делят на фундаментальную и прикладную. Это деление условное, потому что фундаментальные открытия зачастую находят применение на практике, например, все технологии по изучению электричества основаны на фундаментальных работах Фарадея и Максвелла.С другой стороны, прикладные открытия часто ведут к интересным фундаментальным исследованиям.
  Большинство компаний поддерживают прикладные исследования в своей области. Например, «Газпромнефть», «Яндекс» имеют большие исследовательские отделения и ведут разработки на переднем крае науки.
  Основную роль в поддержке фундаментальной науки должно играть государство, потому что именно государство может позволить себе долгосрочное планирование. В большинстве развитых стран бизнес активно поддерживает фундаментальную науку.
  Можно выделить несколько моментов: во-первых, если существует развитая фундаментальная наука, то есть и учёные, которые могут на

Многие научные идеи рождаются в научно-технологических центрах

  практические вызовы отвечать более гибко, чем те, которые работают над какой-то конкретной проблемой. 
  Во-вторых, если хорошо развита фундаментальная наука, то подготовка студентов лучше осуществляется не только по фундаментальным областям, но и по практическим.
  Таким образом, фундаментальная наука для бизнеса важна, поскольку отдачу от вложений можно получить в течение короткого периода.В разное время ведущие американские компании имели большие отделы фундаментальных разработок – 30 лет назад это были AT&T и IBM, а сегодня Microsoft.
  Большая часть современных технологий основана на математике. Когда мы говорим о цифровой экономике или новом технологическом укладе, надо понимать, что это потребует работы математиков и хорошей математической подготовки людей многих других профессий.

 (https://studopedia.ru/9_172491_fundamentalnie-i-prikladnienauchnie-issledovaniya.html)

Обменяйтесь мнениями и задайте друг другу два «толстых» вопроса по проблемам, освещённым в тексте.

Изучите таблицу «Изобразительно-выразительные средства русского языка».Устно приведите по одному примеру изобразительно-выразительного средства к каждому столбцу.

Рассмотрите коллаж. Составьте по нему сообщение в публицистическом стиле о научной идее в бизнесе (см. памятку на с. 40). Определите тему выступления, целевую аудиторию. Запишите план. В сообщении используйте изобразительно-выразительные средства языка.

Редактирование. Прочитайте размышления Е. Богата (текст I) и фрагмент рецензии (текст II). Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

  I. 1. Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний.4 2. В редкие высокие минуты детство в нас оживает. 3. Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? 4. Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства…»? 5. «Дети – поэты, дети – философы», – утверждает Я. Корчак. 6. Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь. 7. А потом? 8. Куда это уходит? 9. Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы – редкость?

 (Е. Богат)

 II. Основную тему данного отрывка позволяют определить _________, которые неоднократно повторяются в тексте, пронизанном сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _________ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).

Т е р м и н ы :

1) метафора 2) фразеологизм

3) ключевые слова 4) синтаксический параллелизм

5) риторический вопрос 6) цитация

7) гипербола

8) инверсия

9) эпитеты

10) сравнительный оборот

• Составьте и напишите словарную статью «Экологические проблемы нефтяной промышленности» для Википедии на основе прочитанного текста.Сравните свою словарную статью с данной в Интернете.
• На основе сравнения сделайте выводы.
• Рассмотрите иллюстрацию. Составьте по ней императивные предложения по теме «Опасности, связанные с добычей и перевозкой нефти».
Запишите их
.

• Ответьте на вопросы

1. Что такое глагол?
2. Продолжите: «У глагола имеется 2 спряжения, 3 времени и 3 …»
3. О каком наклонении глагола говорится: «Не изменяется по временам,
но имеет форму прошедшего времени и частицу бы; может изме
няться
по числам и родам в ед. числе»?
4. О каком наклонении глагола идёт речь: «Изменяется по временам;
глагол этого наклонения чаще всего используется в русском языке»?
5. Глаголы в данном наклонении по временам не изменяются, выражают
приказ, просьбу. Какого наклонения эти глаголы?

Теоретический материал

 

  Императив, или повелительное наклонение глагола, – одно из значений категории наклонения. Форма императива обозначает приказ, повеление, призыв к действию. Основу повелительного наклонения составляют формы 2-го лица единственного и множественного числа глагола.Они образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов.

 

  Формы 3-го лица повелительного наклонения образуются аналитическим способом: с помощью частиц пусть (пускай), да и форм 3-го лица ед. или мн. числа настоящего или простого будущего времени:
Пусть процветает экономика страны! Да здравствует Казахстан!
  Не образуют форм повелительного наклонения:
• безличные глаголы: знобит, трясёт, смеркается, светает;
• глаголы состояния: недомогать, зябнуть, темнеть, светлеть;
• модальные глаголы: хотеть, желать, мочь;
• глаголы восприятия: слышать, видеть, чувствовать.

Из текста упр. 11 выпишите 10 глаголов и образуйте от них форму повелительного
наклонения. Запишите. Составьте алгоритм образова
ния повелительного наклонения глаголов несовершенного и совершенного видов.

Домашний репетитор. Образуйте формы глаголов повелительного наклонения множественного числа на основе глаголов, данных на рисунке, используя частицу не. Обращайтесь к теоретическому материалу.

×
×

Корзина