Вы научитесь!
• корректировать и редактировать все имеющиеся недочёты в тексте, учитывая цель, целевую аудиторию, ситуацию общения и воздействие на читателя;
• использовать знаки препинания в простых, простых осложнённых предложениях, в простых предложениях с обращением;
• соблюдать синтаксические (при пассивных конструкциях с краткими страдательными причастиями, в безличных предложениях) и стилистические нормы.
Грамматический разбор
Математика появилась одновременно со стремлением человека изучить мир вокруг себя. Изначально она входила в состав философии матери наук и не была выделена как отдельная дисциплина наравне с той же астрономией, физикой. Однако с течением времени ситуация изменилась. Знаний у людей накапливалось всё больше, в итоге произошло разделение точных и естественных наук.
(https://autogear.ru/article/162/262/drevnegrecheskiy-matematik-i-filosofvyidayuschiesya-drevnegrecheskie matematiki-i-ih-dostijeniya/)
Прочитайте текст. Определите проблему. Укажите микротемы. Найдите и выпишите
ключевые слова и словосочетания каждоймикротемы. Обоснуйте собственные пути решения проблемы. Объясните расстановку знаков препинания в предложениях с краткими страдательными прича-стиями. Найдите безличные предложения. Укажите, чем в них выражена грамматическая основа.
Современные открытия в области математики в первую очередь связаны с именем петербургского математика Григория Перельмана. Он известен своими работами по теории пространств Александрова и тем, что сумел доказать ряд гипотез.
В 2002 году Григорий Перельман впервые опубликовал новаторскую работу, посвящённую решению одного из частных случаев гипотезы геометризации Уильяма Терстона. Из неё следует справедливость известной гипотезы Пуанкаре, которую в 1904 году сформулировал французский математик, физик и философ Анри Пуанкаре. Описанный Перельманом метод изучения потока Риччи назвали теорией Гамильтона-Перельмана.
В 2006 году Григорий Перельман решил гипотезу Пуанкаре, за что ему была присуждена Международная премия «Медаль Филдса», но он от неё отказался. В 2006 году журнал Science назвал доказательство теорем Пуанкаре научным прорывом года. Это первая работа, которая заслужила такое звание.
В 2007 году в британской газете The Daily Telegraph был опубликован список ста ныне живущих гениев. В нём Григорий Перельман находится на девятом месте.
В 2010 году Математический институт Клэя присудил Перельману премию в размере 1 миллиона долларов США за то, что он доказал гипо- тезу Пуанкаре. Впервые в истории премия была присуждена за решение одной из Проблем тысячелетия.
Что касается других современных открытий в области математики, за прошедшие годы был решён ряд важнейших классических проблем, которые сохраняют актуальность в современной науке, намечены и развиты новые пути исследований, поставлены и решены серьёзные прикладные задачи. Всё это стало возможным благодаря инновационным технологиям.
инновация
дискретность
Например, в Математическом институте им. В. А. Стеклова академик А. А. Болибрух решил классическую проблему сведения произвольной неприводимой системы линейных дифференциальных уравнений с рациональными коэффициентами к стандартной биркгофовой форме при помощи аналитических преобразований.
В Санкт-Петербургском отделении того же института академик Л. Д. Фадеев разработал новый метод исследований квантовых интегрируемых моделей, в основе которого лежит постулирование дискретности переменных пространства-времени при сохранении точной интегрируемости моделей. Из единой дискретной модели как предельные случаи могут быть получены основные модели квантовых интегрируемых систем с непрерывным пространством-временем.
В Институте математики им. С. А. Соболева СО РАН академик Ю. Л. Ершов сумел построить принципиально новое расширение поля рациональных чисел при помощи разрабатываемой им в течение нескольких лет теории локальных полей.
Коллектив учёных Института вычислительной математики РАН построил модели, основанные на применении сопряжённых уравнений гидротермодинамики для анализа глобальных изменений окружающей среды и, прежде всего, климата.Благодаря достижениям в области математики, совершаются открытия в биологии и медицине. Математика является основной производящей силой в обществе, поэтому современные открытия в области математики влияют на судьбу человечества в целом.
(https://www.virtualacademy.ru/news/covremennye-otkrytijav-oblasti-matematiki/)
• К какому стилю речи относится данный текст? Докажите. Приведите примеры.
• Составьте по тексту 3 предложения с обращением. Запишите их.
Вспомните теоретический материал по теме «Обращение». Запишите его в виде схемы или таблицы. В соответствии с ситуациями общения составьте и запишите предложения с обращениями:
1-я ситуация. Вы – ведущий молодёжного ток-шоу на радио или телевидении. Тема обсуждения «Бизнес-идеи в математике».
2-я ситуация. Вы – топ-менеджер компании и проводите обучение своих сотрудников.
3-я ситуация. Вы на презентации своего проекта.
Прочитайте отрывки из стихотворений. Какой общей темой они объединены? Найдите и запишите предложения с обращениями, выделяя грамматическую основу. Объясните постановку знаков препинания. Какую стилистическую функцию выполняют обращения в поэзии?
1.Я люблю тебя за поля Пенье птиц тебя будет ласкать,
Те, что нам подарила земля, Лучше края тебе не сыскать.
И закаты, и звёзды в ночи, В этом крае краше земля!
Солнца дар – золотые лучи! Казахстан, как люблю я тебя!
(А. Соболева)
2. Мой Казахстан, не зря же ты в чести!
В войне великой для врагов отлито
Тобою девять пуль из десяти.
И я уверен: так же будет впредь.
Не стариться тебе, а молодеть.
Ясна дорога наша, потому-то
Мне радостно на Родину смотреть.
(С. Муканов)
3. Моя Родина, моя светлая,
Под названием Казахстан.
В нашем будущем ты безбедная,
На планете ты – великан…
(А. Чудинов)
4. Ты – наилучшее лекарство,
Моей души большой секрет,
Я поклонюсь, скажу «рахмет»,
Мой Казахстан, степное царство,
Священный край, второй Тибет,
Земли великое богатство!
(П. Егоров)
5. Цвети, мой край родной!
Цвети, мой Казахстан!
Живи мечтой одной,
Красив твой величавый стан!
Шумные реки, высокие горы,
Бескрайны твои земные просторы.
(К. Ушкалова)
• Определите способ образования выделенных слов.
• Найдите эпитеты, используемые с обращениями.
Проверьте знания по теме «Обращение».
1. Укажите неверное утверждение.
a) Обращение – это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.
b) Обращение – это мощное средство поддержания речевого контакта.
c) Обращение – это одушевлённые существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.
d) Обращение – это подлежащее.
2. Укажите ошибочное утверждение.
a) Обращение может быть выражено неодушевлённым существительным в форме именительного падежа.
b) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.
c) Обращение может стоять в любой части предложения.
d) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.
3. Укажите ошибочное утверждение.
a) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.
b) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.
c) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией,
оно оформляется восклицательным знаком.
d) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ты и вы.
4. Укажите предложения, в которых обращения выражены одушевлённым существительным.
a) Как хорошо ты, о море ночное! (Тютч.)
b) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (П.)
c) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (П.)
d) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, – всё ваша музыка плоха. (Крыл.)
5. Укажите предложения, в которых обращения выражены неодушевлённым существительным.
a) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять. (Павл.)
b) Свет Родионовна, забуду ли тебя? (П.)
c) Ты хочешь мёду, сын? – так жала не страшись. (Бат.)
d) Плачь, душа моя, плачь, моя милая! (А. К. Т.)
6. Укажите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.
a) Твой лик, о ночь, не мог меня томить! (Фет)
b) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил. (Плещ.)
c) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе. (Некр.)
d) Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде. (Пущ.)
7. Установите соответствие.
а) подлежащее
b) обращение
А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.
Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.
8. Установите соответствие.
a) Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте? (П.)
b) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились. (П.)
c) Вот что, князь, тебя смущает? (П.)
d) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит. (П.)
А. Гости – подлежащее.
Б. Князь – подлежащее.
В. Гости – обращение.
Г. Князь – обращение.
9. Укажите, чем осложнено данное предложение.
Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Некр.)
a) обращением и вводным словом
b) вводным словом и словом-предложением
c) обращением и уточняющим обстоятельством
d) словом-предложением и обособленным приложением
10. Укажите предложение, осложнённое нераспространённым обращением.
a) Ты, солнце святое, гори! (П.)
b) Вы откуда будете, молодые люди? (Фад.)
c) Вперёд чужой беде не смейся, голубок. (Крыл.)
d) Простите, верные дубравы! (П.)
11. Укажите предложение, осложнённое распространённым обращением.
a) Пётр, куда ты спрятался? (Тург.)
b) Он был, о море, твой певец. (П.)
c) Расскажи свою биографию, Артём! (Остр.)
d) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Остр.)
12. Укажите предложение с правильно расставленными знаками препинания.
a) Вы, дядечка помолчите. (Ч.)
b) Здравствуй матушка, зима! (Вяз.)
c) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Некр.)
d) Пётр Андреевич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. (П.)
13. Укажите предложение с правильно расставленными знаками препинания.
a) Простите, вольные станицы, и край отцов, и тихий Дон. (П.)
b) Дружная идёшь, ты, с нами осень. (Щип.)
c) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (Сул.)
d) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (П.)
14. Укажите, что употребляется для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи.
a) обращение
b) вводное слово
c) слово-предложение
d) обособленное приложение
e) уточняющие члены предложения
15. Укажите предложение без обращения.
a) Зачем ты, Балда, к нам залез? (П.)
b) Воротись, поклонися рыбке. (П.)
c) Постой, бабушка, постой немножко.
d) Ребята, не Москва ль за нами? (Л.)
16. Укажите предложение без обращения.
a) Ребята, вероятно, уже все в сборе?
b) Взвейтесь кострами, синие ночи! (Жар.)
c) Ты, видимо, меня не услышал.
d) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.
17. Укажите предложение с обращением.
a) Откуда ты идёшь?
b) Мама! Тебе эти строки пишу я. (Асад.)
c) О тех, кто уже не придёт никогда, – помните! (Рожд.)
d) Посвящаю эти стихи тебе, высокая женщина в чёрном… (Бл.)
18. Укажите предложение, в котором имеется пунктуационная ошибка.
a) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься. (Купр.)
b) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить. (Тульч.)
c) Ну что ж, Владислав Юрьевич, от души поздравляю вас! (Баж.)
d) Ты письмо моё, милый, не комкай. (Ахм.)
19. Укажите предложение, в котором имеется пунктуационная ошибка.
a) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа. (Набок.)
b) Так что будьте осторожны, девушки.
c) Саша, как я рад тебя видеть!
d) Чаадаев, помнишь ли былое? (П.)
20. Укажите предложение, в котором имеется пунктуационная ошибка.
a) О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (П.)
b) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.
c) Не гаси, любимая, огонёк. (Мал.)
d) Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Крыл.)
Представьте, что вам нужна помощь в решении важного вопроса, связанного с вашим математическим открытием. Обратитесь в Национальную академию наук РК и попросите о помощи президента Академии. Для этого напишите ему письмо. Оно должно быть написано строго по существу, с чёткими и лаконичными формулировками, в деловом и соответствующем этикету стиле. Не забывайте, что сразу его адресат не прочитает, ведь есть определённый порядок регистрации и обработки писем. В тексте используйте обращения. Определите основную мысль текста. К какому типу и стилю речи он относится? Объясните постановку знаков препинания при обращении.