Культура речи

Фразеологизмы. Пословицы. Крылатые фразы

 

Вы научитесь!

• определять типы, признаки и языковые особенности текстов разных жанров публицистического стиля и подстилей (публичное выступление);
• создавать тексты различных типов и стилей (публичное выступление), уместно употреблять цитирование с учётом цели, целевой аудитории и речевой ситуации;
• использовать фразеологизмы, пословицы, крылатые фразы;
• использовать разные виды чтения в зависимости от коммуникативных задач.

Грамматический разбор

 Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой.

 

(К. Г. Паустовский, русский советский прозаик и драматург)

Прочитайте текст, составленный вами по заданию упр. 68. Оцените публичное выступление друг друга.

Составьте таблицу «До» и «После». В столбце «До» запишите свои идеи по культуре речи до прочтения текста, а столбец «После» за- полните после прочтения текста.

  Культура речи – это, прежде всего, правильная речь, это соблюдение норм литературного языка. Различают лексические, фонетические, грамматические, морфологические и синтаксические нормы.
  Речь называется правильной, если говорящий правильно произносит слова, правильно употребляет формы слов, правильно строит предложения. Хотя этого может быть мало. Хорошая речь содержит по меньшей мере следующие признаки: разнообразие, богатство, выразительность, а также точность употребления слов.
  Богатство речи характеризуется использованием огромного словарного запаса, различных морфологических форм. Употребление сложных синтаксических конструкций также свидетельствует о разнообразии речи.
  Выразительность речи достигается путём поиска и подбора языковых средств, соответствующих целям и условиям общения. Они помогают наилучшим образом отразить содержание высказывания, раскрывают его основную идею, характеризуют точность речи.
  Всё разнообразие связано с внутренней и внешней речью, с культурой речи. Выбор слов и словосочетаний, грамматически и логически правильное построение предложений, разнообразие языковых средств и приёмов являются характерным как для речи оратора, так и для научных докладов. Культурного человека отличает высокий уровень речевой культуры. Необходимо постоянно совершенствовать свою речь.

(По Д. А. Головановой)

 

• Найдите ту часть текста, которая могла бы дополнить вашу таблицу.

• Что нового вы узнали по сравнению с ранее изученным материалом?

• Кратко сформулируйте основную мысль текста.

• Найдите ту часть текста, которая отвечает на вопрос о признаках правильной речи.

• Определите в тексте ключевые слова, несущие основную информацию.

Готовимся к эссе. Напишите текст публичного выступления по теме «Для меня культура речи – это…», используя таблицу «До» – «После» из упр. 70.

Подберите слово (слова) или словосочетание к приведённым глаголам, чтобы получились фразеологизмы.

Слова и словосочетания: как рыба об лёд, вверх, в оборот, себя в руки, голыми руками, взгляд, за ум, камень в огород, измором, на буксир, быка за рога, об заклад, пример, на ветер, на прицел, тень, в лицо.

Обоснуйте выбор слитного или раздельного написания частицы не или ни.

  1. (Не, ни) шатко (не, ни) валко, (не) чуять ног под собой, час от часу (не) легче. 2. (Не) говоря худого слова, (не) початый край, (во) (что) (бы) (то) (ни) стало. 3. (Не) тут (то) было, как (бы)(то) (не, ни) было, (не, ни) чего (не) попишешь. 4. Спать (не) пробудным сном, (не, ни) жданно(не, ни) гаданно. 5. (Не) взирая на обстоятельства, (не, ни) кола (не, ни) двора.

Теоретический материал

  Крылатые выражения – это устойчивые изречения, образные выражения, вошедшие в язык (речь) из произведений художественной литературы, публицистических, научных источников, высказывания известных писателей, поэтов, драматургов, учёных, философов и т. д., которые актуальны в любое время. Например: счастливые часов не наблюдают (А. Грибоедов. «Горе от ума»); и крестьянки любить умеют (И. Карамзин. «Бедная Лиза»); не хочу учиться, а хочу жениться (Д. Фонвизин. «Недоросль»).
  Пословицы и поговорки – это краткие изречения, которые метко и чётко дают оценку какому-либо событию, поступку человека.
  Пословица – это краткое образное изречение, имеющее назидательный смысл и представляющее собой законченное выражение. Например: Век живи – век учись. В гостях хорошо, а дома лучше. Язык до Киева доведёт. Дело мастера боится.
  Поговорка – это краткий образный языковой афоризм, который, в отличие от пословиц, не заключает в себе прямого поучения. Поговорки, как правило, имеют буквальный смысл. Например: Поживём – увидим. Коса – девичья краса. В тесноте, да не в обиде.

I. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.
Составьте устную иллюстрацию, смысл которой должны будут угадать одноклассники.

1. Люб…шь катат…ся – люби и сан…чки возить. 2. Кто (не, ни) работает, тот (не, ни) ест. 3. Без труда (не, ни) вын…шь и рыбку из пруда. 4. А…етит приходит во время еды. 5. Ученье – свет, а н…ученье – тьма. 6. В чужом глазу с…ринку вид…м, а в своём бр…вна не замеча…м. 7. Тише ед…шь – дальше буд…шь. 8. Гора с горой не сходит…ся, а чело- век с человеком сойдёт…ся.

   II. Готовимся к эссе. Напишите эссе о хорошо знакомой вам ситуации, используя одну из следующих пословиц.

1. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. 2. Где родился, там и при- годился.

×
×

Корзина