§16. Системы управления в биологии. Понятие «система управления» в биологии

Цель изучения этой темы: описать системы управления в биологии.

Какие системы органов в организме человека занимаются «управлением»? Может ли организм существовать без окружающей среды? Без других живых организмов? По каким признакам живые существа объединяются в один вид, популяцию?

Что нужно повторить для успешного изучения темы? § 13 – учебник для 9 класса; § 5 – учебник для 10 класса.

  Понятие о системе. Управление системами, или система управления. В переводе с греческого языка слово система означает «целое, составленное из частей». Приведем одно из распространенных определений понятию система – это множество элементов, находящихся в связи друг с другом, образующих определенное целостное единство.
  Что же мы пониманием под словом система? Вероятно, некую сущность, состоящую из более мелких частей, структур, находящихся в упорядоченной взаимосвязи, способную сохранять себя и достигать определенную цель, т. е. быть результативной.
  Как вы понимаете, каждый биологический объект, начиная от клеток или даже субклеточных структур, представляет собой сложно организованную систему.
  Можно утверждать, что не каждая система будет иметь собственную систему управления. А что же такое система управления? Это совокупность управляемого объекта и того устройства управления, которые и будут руководить объектом, с целью улучшения его работы, повышения эффективности и т. д. В идеале в систему управления обязательно входят как минимум три компонента:
  1) средство для сбора данных;
  2) средства обработки (данных) и передачи информации (команд);
  3) структура, формирующая управляющие сигналы или команды (при нормальной работе на основе полученных данных).
  Биологические объекты как сложные системы. В качестве примера самых микроскопических биологических систем можно рассмотреть функционирование субклеточных объектов. Например, двумембранных органоидов: митохондрий или хлоропластов.
  Как и любая система, пластиды и митохондрии включают в себя системы более мелкого порядка. Их структура представлена двумя мембрана ми, у каждой из них есть особенности строения (кристы, граны и ламеллы) и биохимические особенности (наличие белков-каналов, встроенные ферменты и пигменты). При этом функционирование органоидов только с участием мембран невозможно. Обязательный компонент этой системы – их внутренняя среда – строма хлоропластов или матрикс митохондрий. Причем в этой жидкости плавают не просто ферменты и другие необходимые вещества, но и собственный генетический аппарат с кольцевой ДНК, всеми видами РНК и мелкими рибосомами. Далее можно рассматривать генетический аппарат (как самостоятельную систему более мелкого порядка) и т. д.
  Иначе говоря, практически каждый биологический объект представляет собой сложно организованную систему, включающую в себя множество систем более мелкого порядка.
  Наименьшей структурной и функциональной единицей всего живого является клетка (рис. 15). Именно клетка – это система, которая способна проявлять все свойства живого: метаболизм, рост, размножение, наследственность и изменчивость, саморегуляцию и гомеостаз. Системой, управляющей жизнью эукариотической клетки, является ядро, а точнее, наследственная информация, заключенная в нем.
  Надклеточными системами являются ткани и органы, которые являются системами более высокого порядка, чем клетка. Они появляются у высших растений и большинства многоклеточных животных. Как вы помните, по выполняемым функциям органы объединяются в системы органов. Например, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная и другие системы органов у животных или вегетативная и генеративная системы органов у растений. Для человека и высших животных управляющими системами органов являются нервная и эндокринная системы.
  Следующей по уровню организации биологической системой является целостный организм, или особь, т. е. одно живое существо. И только у одноклеточных (бактерий, простейших, дрожжей, хлореллы и т. д.) клеточный и организменный уровни совпадают.

Рис. 15. Уровни организации жизни

  Надорганизменная биологическая система – популяция. Она возникает тогда, когда организмы одного и того же вида в течение длительного времени обитают на одной территории. Организмы одной популяции свободно скрещиваются между собой. Популяция, почти как и всё живое, является саморегулирующейся системой. Саморегуляция обеспечивает постоянство (численность, половой и возрастной состав, ареал обитания) или развитие популяции (расселение или формирование нового вида). Если в популяции непропорционально изменяется количество особей разного пола и (или) возраста, популяция погибает, мигрирует или объединяется с другой популяцией.

  Возможно также скрещивание между особями разных популяций, относящихся к одному виду организмов. Например, между особями популяций волков, обитающих на соседних территориях. На популяционном уровне протекают элементарные эволюционные процессы, накопление изменений и появление новых видов.

  Виды и популяции различных организмов, обитающих на определенной территории, в определенных условиях, образуют экосистемы или биогеоценозы. В эту надвидовую систему входят популяции разных видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, образуя сообществафитоценозы и зооценозы, а также компоненты литосферы, гидросферы и атмосферы данной местности. Надо помнить, что все живые организмы находятся во взаимосвязи с окружающей средой, так как потребляют вещества и энергию, необходимые для жизнедеятельности, и выделяют в окружающую среду продукты обмена. Поэтому основным показателем функционирования экосистемы являются процессы перераспределения веществ и энергии между живой и неживой природой. Саморегуляция как основа «управления» обеспечивает также постоянство экосистем. Если в экосистеме меняется соотношение хищников и травоядных, травоядных и растений, живых компонентов и абиотических ресурсов, экосистема должна будет «переприспособиться» (превратившись в какую-то иную экосистему) или погибнуть.
  Биологической системой наивысшего порядка является биосфераживая оболочка, совокупность всех живых организмов и всех биогеоценозов планеты, или оболочка Земли, заселенная живыми организмами. Для нее характерны круговорот веществ и превращение энергии, связанные с жизнедеятельностью всего живого.
  Открытость и саморегуляция биологических систем. Понятно, что компоненты любой биологической системы взаимодействуют между собой и с неживой природой. Без метаболизма живое не смогло бы расти, размножаться и поддерживать свою организацию на высоком уровне. Ведь сохранять жизнь без энергии и веществ, необходимых для обновления (регенерации) и размножения, невозможно. Поэтому любая биологическая система является открытой.
  В то же время, чтобы сохраниться, организмы должны постоянно приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды, разнообразным воздействиям живой и неживой природы. Если жизнь сохраняется, значит, она способна к саморегуляции. А для того чтобы это осуществлять в биологических системах, должны функционировать системы управления. Конкретные примеры, их работу в организме человека мы рассмотрим в следующем параграфе.

Система и системы управления, вид, популяция, биогеоценоз, сообщества, фитоцинозы, зооцинозы, экосистема, биосфера.

Знание и понимание
1. Как вы понимаете, что такое система и система управления? Определите связь между этими понятиями.
2. Перечислите биологические системы, в которых сложно выделить отдельную систему управления. Объясните, почему.

Применение
1. Сравните системы управления клеткой и организмом. Содержат ли они три обязательных компонента?
2. Назовите причины, по которым все биологические системы являются открытыми.

Анализ
1. Проанализируйте системы управления организменными, клеточными и надорганизменными биологическими системами. Можно ли выделить отдельные структуры системы управления надорганизменных биологических систем?
2. Докажите на примерах (мира или Казахстана), что популяции и виды являются открытыми и саморегулирующимися биологическим системами.

Синтез
1. Порассуждайте, какие системы управления можно предположить и выделить у представителей царства грибов и растений.
2. Порассуждайте, смогла ли бы в природе сохраниться надорганизменная биологическая система, не способная к самореализации. Приведите альтернативные аргументы к противоположному мнению или смоделируйте гипотетические условия, делающие ситуацию возможной.

Оценка
1. Оцените, почему биологический объект можно назвать системой. Обсудите, правомочно ли утверждать, что абсолютно любой биологический объект является системой.
2. Каждая ли биологическая система имеет собственную систему управления? Приведите доводы «ЗА» и «ПРОТИВ», аргументируя и доказывая противоположные суждения на примерах.

×
×

Корзина