Молодёжь и культура речи

Морфология. Превосходная степень имён прилагательных

 

Вы научитесь!

 •понимать применение изобразительно-выразительных средств, стилистических фигур и других приёмов в тексте;
•использовать различные изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения;
• использовать разные виды чтения в зависимости от коммуникативных задач.

Грамматический разбор

  Если человека пич…кать обры…ками культуры, которой тот не понимает, то он становится пр…красным фанатиком и оружием в чужих руках.

(А. П. Чехов, русский писатель, прозаик, драматург

  Прочитайте текст, используя приём «Изучающее чтение». Обсудите в парах высказывания автора, с которыми вы согласны. Какие изобразительно-выразительные средства, стилистические фигуры и другие приёмы использованы в тексте?

                  Как говорить?

  Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе.
  А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
  
1. Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, н…ряшеством в одежде, – распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищё(н, нн)ости человека, о его слабости, а вовсе не о силе.

Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищёнными против них.
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргон- ных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весoмо.
  2. (По) тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем су- дить о том, с кем мы имеем дело: мы можем опр…делить степень инте(л, лл)…гентности человека, степень его психол…гической уравнове- ше(н, нн)ости, степень его возможной «закомплексова(н, нн)ости» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяс- нять его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).
  3. Учит…ся хорошей, спокойной, инте(л, лл)…гентной речи надо долго и внимательно – прислуш…ваясь, зап…миная, замечая, читая и изучая.4 Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей лич- ности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д. С. Лихачёву)

• Выпишите из текста предложения 1–3, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Произведите разбор отмеченных слов и предложений.
• Выпишите из текста 1-2 примера использования автором изобразительно- выразительных средств, стилистических фигур. В случае затруднения обратитесь к таблице на с. 51.

Разделитесь на три группы. Используя таблицу, образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных.

1-я группа: Бурный, беличий, важный, волевой, гибкий, гордый, гу- стой, двойной, дорогой.
2-я группа: Жаркий, жадный, змеиный, крутой, лёгкий, маленький, низкий, оловянный, плохой, редкий.
3-я группа: Резкий, собачий, сочный, спорный, тихий, каменный, узкий, хороший, чуткий, юный.

• Подготовьте краткое сообщение об образовании степеней сравнения имён прилагательных. Что показало ваше наблюдение?

Проверьте знания по теме «Имя прилагательное».

1. Укажите пример, в котором нет ошибки в образовании формы слова.

а) самый важнейший
b) более красивый
c) красивше
d) менее ужаснейший

2. Укажите ряд, в котором во всех словах пишется -нн-.

a) письме…ый, оловя…ый, земля…ой
b) ветре…а, фаза…ий, конопля…ик
c) више…ик, жестя…ой, масля…ые
d) ветчи…ая, лекарстве…ый, тыкве…ая

3. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска пишется буква -о-.

а) со свеч…й, марганц…вый, дворц…вый
b) нож…вое, саранч…вый, над дач…й
с) кумач…вый, серьёзный ож…г, под плеч…м
d) под плющ…м, копч…ности, реч…вка

4. Укажите словосочетание, в котором во всех словах на месте пропуска пи- шется буква -е-.

а) об умнейш…х людях
b) о син…м пламени
с) с ближайш…м планом
d) сентябрьск…м утром

5. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква.

а) гречн…вый, ландыш…вый, вкрадч…вый
b) поршн…вой, черешн…вый, милостл…вый
с) ключ…вой, диагонал…вый, юрод…вый
d) гуттаперч…вый, влюбч…вый, назойл…вый

   I .Готовимся к эссе. Напишите текст публичного выступления по теме «Для меня культура речи – это…», используя таблицу «До» – «После» из упр. 70.

  Глаза мальчика с бе…молвным любопытством были пр…кованы к нему, и, хотя их взгляды встретились на одно мгн…вение – на крат- чайшую долю секунды, – этого было д…статочно, чтобы старик понял, что за ним следят. Оливер с вел…чайшим изумлением пер…водил взгляд с одного на другого, но задать вопроса не пришлось, так как оба мальчика н…заметно пер…бежали через дорогу и по…крались сзади к старому джентльмену… «Это правда?» – крикнул он, бросив ещё более злобный взгляд и пр…няв угр…жающую позу.

(Ч. Диккенс)

 

   II.   Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

  1. Картины Левитана требуют медленного рассматривания. 2. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, 
знакомых рек и просёлков. 3. В картине «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. 4. На картине «Над вечным покоем» поэзия ненастного дня выражена с ещё большей силой. 5. С косогора, где тёмные берёзы гнутся под порывистым ветром и стоит среди этих берёз почти сгнившая бревенчатая церквушка, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, громадное облачное небо. 6. Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. 7. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

(По К. Г. Паустовскому)

 

  • Из 3-го предложения выпишите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом.
  • Среди предложений 4–6 укажите предложение, в котором лексический повтор служит средством связи с предыдущим предложением.

×
×

Корзина