Вы научитесь!
• корректировать и редактировать все имеющиеся недочёты в тексте, учитывая цель, целевую аудиторию, ситуацию общения и воздействие на читателя;
• создавать тексты различных типов и стилей (публичное выступление), уместно употреблять цитирование с учётом цели, целевой аудитории и речевой ситуации;
• соблюдать синтаксические (при пассивных конструкциях с возвратными глаголами и краткими страдательными причастиями, в безличных предложениях) и стилистические нормы.
Грамматический разбор
Культура – это стр…мление к с…вершенству п…осредством п…знания того, что более всего нас заботит, того, о чём думают и говорят…
(Мэтью Арнольд, английский поэт, культуролог)
Прочитайте текст, используя приём «Изучающее чтение». Обсудите в парах высказывания автора, с которыми вы согласны. Какие изобразительно-выразительные средства, стилистические фигуры и другие приёмы использованы в тексте?
І. Историческая реконструкция – довольно молодой вид творческой деятельности. Исторические реконы (реконструкторы) превосходно обучены военному делу, великолепно владеют холодным оружием, обладают навыками ори- ентирования на местности, марш-броска, рукопашного боя.
Реконструкция
Выделяют два значения исторической реконструкции:
• воссоздание культуры и духовной жизни предков, их быта и обычаев, отнесённое к тому или иному историческому периоду;
• движение, с помощью которого воссоздаются те или иные исторические события для научного и более глубокого изучения исследуемого вопроса. Историческая реконструкция – весьма интересное и достойное хобби. Родители знают, что их дети изучают историю, тренируются, учатся полезным жизненным навыкам выживания в суровых природных условиях. Они воспитывают в себе выдержку, волю, характер. Но прежде всего – это команда. Это семья. Здесь тебе всегда помогут: рекон рекону – друг и брат.
ІІ. 2 октября в Алматинской области, на Талдыкор- ганском ипподроме, состоялась историческая рекон- струкция легендарной Орбулакской битвы.
Уже к полудню собралось большое количество людей. До начала основного действия, организаторы провели фестиваль национальных традиций, культуры, ремёсел и кухни.
хoбби
досeг
ипподрoм
экипирoвка
Площадка перед ипподромом была поделена на несколько тематичес- ких зон. Десантники, изображавшие казахских и джунгарских воинов, отдыхали в ожидании команды к началу проведения реконструкции. На соседней площадке участники битвы плотно обступили небольшое татами. Они не хотели уступать ни сантиметра, что только подогревало интерес публики.
Детально проработанные доспехи, оружие, шлемы вызывали восторг у публики. Каждый воин был индивидуален. Особенно привлекали внимание детали экипировки, соответствующие роли воина в будущей реконструкции.
С невозмутимым выражением лиц батыры стояли грозной живой стеной. Большая часть участников реконструкции – около 500 человек массовки – были набраны из числа талдыкорганских десантников. Глав- ные роли в спектакле и самые сложные трюки выполняли каскадёры из группы Kazakh Union Action Team под руководством Мурата Бисембина. Они отличались мастерством и профессионально подобранной экипиров- кой. М. Бисембин, опытный каскадёр и актёр, работавший над картина- ми «Кочевник» и «Мын бала», был главным режиссёром-постановщиком реконструкции.
(TINFO. Служба новостей)
• Какие ещё направления молодёжной субкультуры вы можете назвать?
Ролевая игра. Преобразуйте тексты предыдущего упражнения в текст публичного выступления для семинара по проблемам молодёжи. Расскажите в нём о положительных аспектах исторических реконструкций, используя цитирование.
Прочитайте приведённую ниже информацию о пассивных конструкциях в безличных предложениях. Обсудите, что вам известно из материала, усвоенного в ходе предыдущего обучения, и что вызвало затруднение.
Теоретический материал
В современном русском языке можно выделить два типа синтаксических конструкций, в которых выступает глагол, – пассивную и активную. Форма действительного залога представляет действие как исходящее от субъекта. Конструкции с глаголами действительного залога называют активными: Комиссия оценивает работу. Преподаватели определяют план работ.
В активной конструкции позицию подлежащего занимает название действующего субъекта, а объект выражен формой В. п. Формы страдательного залога представляют действие как пассивный признак объекта, а конструкции с глаголами страдательного залога называют пассивными: Работа оценивается комиссией. План работ определён преподавателями.
В пассивной конструкции подлежащее обозначает объект, испытывающий воздействие, а название действующего субъекта стоит в форме Т. п. Выражение значений действительного и страдательного залога тесно связано с синтаксисом.
В безличных предложениях единственный главный член – сказуемое, которое может быть выражено словами категории состояния, безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, глаголом в неопределённой форме, существительным. Субъекта действия нет и не может быть, действие происходит само по себе или возникает независимо от какого-либо субъекта. Безличные предложения очень много- образны по форме и значениям, в отличие от других односоставных.
Разделитесь по парам, распределите между собой чётные и нечётные предложения. Запишите их. Используя информацию, данную в таблице, определите, чем выражено сказуемое, его форму. Сделайте совместные выводы по теме.
1. Сколько раз было схожено в кино, езжено на катере! (Грек.) 2. Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. (Л. Т.) 3. Да не мешало бы, дескать, в баньку сходить – три года не хожено. (Зощ.) 4. Стоит куст. С него кора содрана. Под кустом натоптано, наслежено. (Биан.) 5. С математикой было покончено. (Гран.) 6. От радости в зобу дыханье спёрло. (Крыл.) 7. Худенький, болезненный лакей-коридорный, виновато опустив глаза, объяснял, что завтра покойницу заберут, родственникам телеграфировано. (Рощ.) 8. «Свистнуто, не спорю», – снисходительно заметил Коровьев, – «действительно свистнуто, но, если говорить беспристрастно, свистнуто очень средне!» (Булг.) 9. Нет уже ни положения в обществе, ни прежней чести, ни права приглашать к себе в гости. (Ч.) 10. Мне стыдно ваших поздравлений, мне страшно ваших гордых слов! (Брюс.) 11. Было у него ещё одно развлечение, в которое он втянулся незаметно, мало-помалу, – это по вечерам вынимать из карманов бумажки, добы- тые практикой, и, случалось, бумажек было понапихано во все карманы рублей на семьдесят. (Ч.) 12. Не было ни гроша, да вдруг алтын. (Посл.) 13. Марьяша подобострастно смеялась, мать отводила глаза, и Николай понял, что о нём отцу сказано не было. (Рощ.) 14. Комната не протоплена, не убрана; суп, который один вам можно есть, не заказан повару, за лекар- ством не послано. (Л. Т.) 15. И сказать мне правду было жаль. (Фет) 16. Теперь бы повернуть эскадру на шестнадцать румбов. (Н.-Пр.)
Найдите сложные предложения, в составе которых имеется односоставная безличная часть. Запишите эти предложения, сделайте их синтаксический разбор.
1. «Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться», – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. 2. Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага… 3. С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. 4. Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. 5. Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. 6. И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…
(Л. Леонов)