Духовная связь поколений молодёжи разных эпох

Знаки препинания в бессоюзных предложениях

 

Вы научитесь!

•использовать разные виды чтения в зависимости от коммуникативных задач, которые ставит перед собой читающий;
•создавать тексты различных типов и стилей (публичное выступление), уместно употреблять цитирование с учётом цели, целевой аудитории и речевой ситуации;
•использовать знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Грамматический разбор

 Культура – это то, что остаётся, когда всё остальное забыто.

(Эдуард-Мари Эррио, французский писатель, историк, публицист)

  Прочитайте текст, используя приём «Изучающее чтение». Обсудите в парах высказывания автора, с которыми вы согласны. Какие изобразительно-выразительные средства, стилистические фигуры и другие приёмы использованы в тексте?

 

 Выпускники из Темиртау вскрыли 50-летнюю капсулу-послание

  I. Полвека назад темиртауские выпускники заложили в стены школы No1 капсулу с письмом-обращением к школьникам будущего. В 2017 году капсулу извлекли из тайника и зачитали послание одиннадцатиклассникам.
  
«Как будто вчера это было!.. Помню, провели среди учеников конкурс на лучший текст, был выбран отредактированный текст. И осенью 1967 это мероприятие было проведено, была заложена капсула с посланием грядущему поколению… Когда закладывали капсулу, казалось, 50 лет – это нереальное время… думали, что через 50 лет будет такая жизнь… совсем другая. Всё оказалось по-другому. 50 лет промелькнули как мгновение», – вспоминает выпускник школы Николай Овчинников, один из тех, кто полвека назад закладывал капсулу в стены школы. Среди ав- торов послания есть и его друзья, все они с трепетом вспоминают, как много лет назад представляли сегодняшний день.
  Одиннадцатиклассников письмо из прошлого очень растрогало: «Всё, что сегодня произошло, это невероятно. И послание, и прощание со школой – всё это очень волнительно». Традицию закладки капсулы потом- кам решили продолжить и они. Выпускники дружно написали свои об- ращения к выпускникам 2037 года, ровно к столетнему юбилею первой темиртауской школы.

ІІ. Милые, хорошие наши потомки!

  Какие вы, такие далёкие и близкие? Очень хочется посмотреть на вас, узнать, что вы делаете, о чём думаете, мечтаете? 
  Пишут вам девчонки и мальчишки 1967-го юбилейного года.

  Кто вы, наши потомки? Какие вы, люди 2017 года? Сейчас, накануне 50-летия Октября, мы замуруем это письмо в стену нашей школы, чтобы через 50 лет вы накануне 100-летия со дня Октябрьской революции прочитали его.
  Каждый из нас думает об этом дне. Мы не знаем, что с нами будет к тому времени. Возможно, кое-кто из нас будет присутствовать при этом событии, а некоторых, может быть, не будет в живых.
  Дорогие мальчики и девочки! Нам очень интересно, как вы живёте, чем отличается ваша жизнь от нашей. Об этом мы можем только мечтать. Мы думаем, что вам будут преподавать уроки не учителя, а автоматы. Физический труд уступит место умственному, а искусственное станет не хуже природного. Мы верим, что на других планетах уже открыта жизнь, и вы уже станете свидетелями этих открытий… <Благодаря> космическим трассам на ракетах-самолётах люди летают на другие планеты.
  На Севере у вас, наверное, искусственное лето, благоухают сады, цветут розы, строятся искусственные моря.
  За 50 лет Советской власти в нашей стране сделано очень много, об этом вы уже читали в письме старших. А что сделали вы, наши далёкие потомки? Да, мы не знаем, какие вы, чем интересуетесь, о чём мечтаете. Но мы уверены, что за 100 лет Советской власти вы должны ещё большего достигнуть.
  Возможно, кто-то из вас первым ступит на другую планету, встретит там новую цивилизацию, а ещё, наверное, в ваше время уже не будет угрозы войны над миром, у матерей не будут сжиматься сердца…
  Мы завидуем вам, мальчишки и девчонки грядущих лет. Нам хотелось бы перенестись на 50 лет вперёд, в век регулярного космического движения между планетами Солнечной системы.
  И через 50 лет, где бы мы ни были, мы обязательно приедем в свою школу в канун празднования Октября. Пусть нам будет за 60, пусть мы будем убелены сединами, но сердцем мы всегда будем молоды.
  Мы обещаем!

  ІІ. 2 октября в Алматинской области, на Талдыкор- ганском ипподроме, состоялась историческая рекон- струкция легендарной Орбулакской битвы.
Уже к полудню собралось большое количество людей. До начала основного действия, организаторы провели фестиваль национальных традиций, культуры, ремёсел и кухни.

хoбби
досeг
ипподрoм 
экипирoвка

 

• Какие ассоциации вызвали у вас тексты?
• Что вас удивило (поразило, вызвало недоумение и т. п.) в письме ваших сверстников?
• Назовите несколько специфических признаков молодёжной культуры поколения 60-х гг. ХХ века. Обоснуйте ваши ответы.
 

  Подготовьте письменно тезисы выступления по теме «Письмо будущему поколению», руководствуясь схемой, расположенной ниже. Схема может быть использована и для оценивания.

Теоретический материал

  Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП)

  Изучите таблицу «Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях (БСП)». В тексте упражнения расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их расстановку.

  О б р а з е ц: Летом пролежишь – зимой с сумой побежишь (Посл.) (Условные)

  1. Зелёные дорожки в лесу все как будто курятся туман везде поднимается вода пузырьками садится на листья на хвоинки ёлок на паутинные сети на телеграфную проволоку. (Пришв.) 2. Леса задумчиво вспыхивают золотом изумрудно играют озими на лёгких осенних морозцах. (Гриб.) 3. Тихи пруды холод и мрак вод их угрюмо заключён в тёмно-зелёные стены садов. (Н. Г.) 4. Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы грибы стоят отдельно под своими шляпками. 5. Сырая земля упруга под ногами высокие сухие былинки не шевелятся длинные нити блестят на побледневшей траве. (Тург.) 6. Шестнадцать лет служу такого со мной не было. (Л. Т.) 7. С миру по нитке голому рубаха. (Посл.) 8. В полдень пройти по мёртвой улице человека не встретишь. (Шол.) 9. Он говорил ему покорялись. (Тург.) 10. Не приложишь души никакое дело не заиграет. (Вас.) 11. Пришла беда отворяй ворота. (Посл.) 12. Поднимешь глаза вверх белки видны среди ветвей. (Пауст.) 13. Ремонт был бы гибелью для дома нельзя тормошить старые, задубелые кости. (Бел.) 14. Форма и содержание есть два измерения вещей искусства форма измерение внешней поверхности содержание измерение в глубину. (Пришв.)

  I. Руководствуясь таблицей на с. 107, расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их расстановку.

  1. Летом в лесах средней полосы снегирей не увидишь гнездятся они в лесах северных. (Песк.) 2. Солнце садилось ветер всё крепчал закат разгорался пурпуром. (Кор.) 3. Я сразу понял медведь добывает мёд. (Арс.) 4. Смелые побеждают трусливые погибают. (Посл.) 5. По реке кружились снежные вихри они зарождались неожиданно словно сговорившись бежали в одну сторону и так же неожиданно пропадали. (Арс.) 6. Равномерное движение лодки было нарушено направление утеряно. (А. К. Т.) 7. Сквозь обнажённые бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо тонкий туман стоит вдали над жёлтыми полями. (Тург.) 8. Резкий воздух омыл лицо холодной водой сон сразу пропал. (Пауст.) 9. В чистом поле идёшь ветерок встречает и лицо обвевает. (Никит.) 10. Так было и в этом году осень стояла холодная голая земля промёрзла и была твёрдая, как камень. (Скреб.) 11. Непрерывно трещали кузнечики пели перепела вдали где-то лениво посвистывали соловьи. (Ч.) 12. Вижу что-то мелькну- ло в просвете потом ещё и ещё. (Федос.)

  II. Напишите текст публичного выступления по теме раздела «Молодёжная культура: проблемы молодого поколения», руководствуясь памяткой на с. 40.

×
×

Корзина