Проблемы молодого поколения

Фразеология и культура речи. Морфология. Синтаксис и пунктуация

Вы научитесь!

• определять типы, признаки и языковые особенности текстов разных жанров публицистического стиля и подстилей (публичное выступление);
• строить развёрнутый монолог (рассуждение на заданную тему, убеждение), включающий не менее трёх микротем в пределах общественно-политической и учебно-научной сфер;
• использовать знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Грамматический разбор

Красивым быть – не значит им родиться, 
Ведь красоте мы можем научиться.   
Когда красив душою Человек –
Какая внешность может с ней сравниться?


(Омар Хайям, персидский философ, математик, астроном и выдающийся поэт)

  Разделитесь по группам. Обсудите тексты упр. 87. Выберите спикера от группы. Что можно добавить к плану вашего выступления?

  Составьте постер по теме «Молодёжная культура: проблемы молодого поколения» на основе ваших текстов. Какие аргументы можно привести из текста вашего выступления? Определите порядок выступления. Придерживайтесь правил:

1. Перед тем как выступать, подумайте, что именно вы должны ска- зать.
2. Обязательно выскажите и аргументируйте своё мнение.
3. Говорите просто и ясно, логично и последовательно.
4. Говорите только то, что вас интересует, что вы знаете, в чём вы уверены; не утверждайте того, в чём сами не уверены.
5. Помните, что лучшие доказательства – точные факты.
6. Уважайте того, кто может спорить с вами; ваше тактичное поведение доказывает, что вы не только сильный оппонент, но и воспитанный человек.

• Оцените своё выступление в соответствии с критериями.

Критерии качества участия учащегося в дискуссии

Проверьте знания по теме «Знаки препинания в бессоюзных предложениях».

1. Укажите бессоюзное предложение.

а) Холодная вода Байкала похожа на жидкое стекло: сквозь неё весной видно вглубь на сорок метров. (Мих.)
b) В это время подъехала к крыльцу бричка, и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперёд.(Л.Т.) 
c) Наступили те неустойчивые дни, когда зима ещё не кончилась, а весна по-настоящему ещё не начиналась. (Шол.)

2. Укажите знак препинания, который должен стоять в бессоюзном сложном предложении.

Лёгкая пыль поднимается над дорогой (?) далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши. (Тург.)

а) двоеточие 
b) запятая
с) точка с запятой

3. Укажите знак, который должен стоять на месте вопросительного знака.

Дед оказался прав (?) к вечеру пришла гроза. (Пауст.) 

а) запятая
b) тире
с) двоеточие

4. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить двоеточие.

а) Посередине улицы шагает ночной сторож с трещоткой в руке. (М. Г.)
b) Я любил бродить с ним по лесам (…) он знал все тропы, все глухие углы леса, все травы, кустарники. (Пауст.)
с) Он попробовал пошевелить левой рукой (…) она не двигалась. (Пауст.)

5. Укажите вариант ответа с правильно указанными цифрами, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Звонче жаворонков пенье (1) ярче вешние цветы (2) сердце полно вдохновенья (3) небо полно красоты. (А. К. Т.)

а) 1, 2  b) 2, 3  с) 1, 2, 3

6. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире.

а) Куст заденешь плечом (…) на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (Никит.)
b) Ястреб, неспешно махая крыльями, пролетел высоко над даль- ним лесом (…) другой точно так же пролетел в том же направ- лении и скрылся. (Тург.)
с) Я приехал как раз вовремя (…) поезд стоял у платформы. (Кор.)

7. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить двоеточие.

а) Начальство узнает (…) не похвалит. (Кор.)
b) Я поднял голову (…) ни насмешки, ни гнева в её лице, а была лишь её свежая, весёлая улыбка. (Дост.)

с) Вдруг мужики с топорами явились (…) лес зазвенел, застонал, за- трещал. (Некр.)

8. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

а) О том, кто часто меняет свои решения.
b) Об очень дальних родственниках.
с) О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём-нибудь.

9. Подберите синонимы к фразеологизмам. Образец: Тютелька в тютельку – очень точно.

а) Без году неделя –
b) Беречь как зеницу ока –
с) Куры не клюют –

Подведите итоги по изученному разделу по таксономии Блума.
Заполните в тетради таблицу «Проверь себя».

×
×

Корзина