Вы научитесь!
• извлекать информацию из различных источников, устанавливая взаимосвязи и делая обоснованные выводы (научные статьи, энциклопедии, СМИ);
• представлять информацию в виде презентации, используя таблицы, графи- ки, диаграммы, аудиофайлы, фотографии;
• использовать знаки препинания в сложных предложениях.
Грамматический разбор
Учитель сказал: «Есть грубую пищу и пить ключ…вую воду, спать, положив голову на собственный лок…ть, – во всём этом есть своя радость. А неправ…дно2 (при, пре)обр…тённые богатство и знатность для меня – что плывущие облака!»
(Конфуций, древнекитайский мыслитель)
Распределитесь в пары или группы. Используя приём «До» – «После», поразмышляйте о том, что вам известно о «сингапурском экономическом чуде». В таблице из двух столбцов заполните часть «До», в которой запишите свои предположения. Часть «После» заполните после про- чтения информации из различных источников. Сравните содержание «До» и «После» и сделайте вывод. Объясните значения новых слов.
Сингапурское экономическое чудо
I. Государство, которое ещё в конце 1970-х годов буквально утопало в долгах, сегодня обладает инвестициями за рубежом в размере около 300 миллиардов долларов. Более того, правительство имеет в своём распоряжении около 200 миллиардов долларов на будущие проекты. На территории Сингапура, население которого составляет около 6 миллионов человек, живёт не менее 60 тысяч миллионеров и миллиардеров. Сингапурское чудо Ли Куан Ю, которое он творил всю свою жизнь, сегодня считается примером для многих стран мира.
II. 1. Секрет «сингапурского чуда» скрыт в уникальном подходе Ли Куан Ю к развитию страны. Он сделал упор на то, что все граждане государства чрезмерно заинтересованы в своём личном росте и в высоких доходах. Концепция воспитания под авторством Ли легла в основу кардинальных перемен. Премьер принял решение сформировать мощную основу для развития и создания таких семей, которые дадут жизнь здоровому и умному поколению, что в перспективе окажет благоприятное воздействие на экономику в целом.
2. Поощрение от государства молодых семей в форме кредита на жильё. В 60-е годы XX века была создана система ипотечного кредитования, резко выросло жилищное строительство, и к 1996 году лишь 9% квартир сдавались внаём, а остальные были заняты собственниками. Этому помогает также налог на недвижимость, который составляет 3,7% от потенциальной цены аренды для проживающего собственника, и 10% – для недвижимости, сдающейся в аренду.
3. Реформы в системе образования. Было принято решение предоставить всем детям одинаковые условия развития. Дети, показавшие лучшие результаты, автоматически становились учениками лучшей школы страны Raffles. Именно там происходило обучение будущего руководства государства. Такой подход обеспечил страну высокоинтеллектуальными кадрами.
инвестор
коррупция
эталон
4. Активное привлечение инвесторов в страну всеми возможными способами. По показателю ВВП, страна практически в два раза опередила Саудовскую Аравию, Великобританию, Германию и Америку.
5. Борьба с коррупцией. Власти значительно упростили механизмы принятия решений и ограничили количество разрешений и лицензий. Существенно был увеличен срок уголовного наказания за взятки. Расширены полномочия правоохранительных органов.
6. Интеграция в мировую банковскую систему. Статус финансового центра достался стране за то, что она сделала возможным круглосуточное банковское обслуживание. Такой подход к развитию финансовой отрасли сделал страну не только крупным финансовым центром в регионе, но и обеспечил ей достойное место на мировой арене. По мнению экспертов, сингапурское экономическое чудо – эталон того, как должна строиться эффективная экономическая система.
III. Результаты реформ Ли Куан Ю в Сингапуре.
IV. Сингапур до и после реформ.
• Как часто вам приходится использовать те экономические понятия, о которых идёт речь в этих текстах?
• Где эти понятия встречаются чаще: в литературе, в СМИ, в телепереда- чах, в повседневной речи? Почему именно там?
• Какую информацию вы дополнительно извлекли из диаграммы (III) и ил- люстраций (IV) для более глубокого понимания смысла темы?
Разделитесь на 4 группы. Поясните, как вы понимаете роль экономики в обществе. Каждая группа даёт пояснение к выбранному разделу схемы. Оцените своё выступление в соответствии с критериями к упр. 89.
Работая в паре или группе, представьте информацию по теме «Чему может научить сингапурское экономическое чудо» в виде презентации, используя таблицы, графики, диаграммы, аудиофайлы, фотографии.
Теоретический материал
Знаки препинания при однородных членах предложения
Обособленными членами предложения являются второстепенные члены предложения, выделенные по смыслу с помощью интонации. На письме они обособляются запятыми или тире, а в речи выделяются паузой.
Запишите предложения, соответствующие столбцам таблицы. Графически обозначьте свой выбор.
1. Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек. (Тург.) 2. Вместо ответа на какой-то запрос, он [Зурин] захрипел и присвистнул. (П.) 3. Он, со своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отмечала его. (П.) 4. Четыре орудия поочерёдно слали снаряды туда, но сверх Григорьева ожидания, орудийный огонь не внёс заметного замешательства в ряды красных. (Шол.) 5. Беспечный и весёлый, он совсем упал духом. (Григ.)
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте основы предложений. Проведите пунктуационный анализ текста, объясняя постановку каждого знака препинания. Определите, какими обособленными членами осложнены предложения.
По субботам ему [Каупервуду] час(?)тенько разрешалось пр…ходить в банк, и он с огромным инт…ресом наблюдал, как производятся операц…и и как ловко обмен…ваются (все) возможные бумаги. Ему хотелось знать, откуда б…рутся все эти ценности, для чего клиенты обращают(?)ся в банк за учётом векселей, почему банк такой учёт производит и что люди де- лают с получе(н, нн)ыми деньгами. Отец, д…вольный, что сын инт…ресуется его делом, охотно давал ему об(ь, ъ)яснения, так что Фрэнк в очень ра(н, нн)ем возрасте – между десятью и пятнадцатью годами – уже составил себе пр…дставление о финансовой системе Америки, знал, что такое банк штата, что такое акции и почему их курс постоянно колеблется. Он был финансистом по самой своей природе и всё связа(н, нн)ое с этим трудным ис(?)кус(?)твом схватывал (так) же, как поэт схватывает тон(?)чайшие пер…живания, все от(?)енки чувств.
(Теодор Драйзер)
Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Объясните пунктуацию. Подчеркните обособленные согласованные и несогласованные определения.
1. Но ещё выше всё засыпанное зимними звёздами. (Кат.) 2. От свежих золотисто-белых щепок грудами лежавших около влажных пней веяло особенным чрезвычайно приятным горьким запахом. (Тург.) 3. Небо покрытое облаками всё же давало достаточно света чтобы мокрые леса могли загореться вдали как багряные пожары. (Пауст.) 4. Оглушённый падением Григорий еле поднялся на ноги. (Шол.) 5. Это была счастливая жизнь незатейливая конечно не богатая но радостная свежая честная ничем не смущаемая. (Купр.) 6. Над домами висели мутные облака а внизу лежал белый снег пушистый и холодный. (Кор.) 7. Мало найдётся в нашей литературе таких щемящих рассказов полных скрытой любви к простому человеку. (Пауст.) 8. Весёлая и жизнерадостная она шла мимо стражи чиновников которые улыбались впервые в жизни. (Ол.) 9. Я шёл и поминутно оглядывался поражённый мрачной прелестью природы. (П.) 10. Русый с кудрявой головой без шапки и с расстёгнутой рубахой Дымов казался красивым и необыкновенно сильным. (Ч.)