Предпринимательские идеи: удачи и провалы

Знаки препинания в предложениях, осложнённых вводными словами и конструкциями

 

Вы научитесь!

• сравнивать стилистические особенности текстов (композиционные, языковые и жанровые), учитывая тему, основную мысль, проблему, цель, целевую аудиторию, позицию автора и воздействие, произведённое на читателя;
• писать разные виды эссе, в том числе аргументативное и дискуссионное, рассматривая и анализируя проблему, представленную в научной, публицистической литературе, предлагая и обосновывая собственные пути решения данной проблемы;
• соблюдать орфографические нормы.

Грамматический разбор

 Наж…ть много денег – храбрость, сохранить их – мудр…сть, а умело рас- ход…вать – и(с, сс)ку(с, сс)тво

(Бертольд Ауэрбах, немецкий писатель)

  Прочитайте отрывок из произведения И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Запишите отмеченные цифрами предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясните орфограммы, произведите указанные виды разбора.
  Работая в парах, определите тип, признаки и языковые особенности жанра и стиля текста, ответьте на вопросы.

• Какие лексические, грамматические и текстовые особенности характерны для этого стиля?
• Насколько иллюстрация соответствует вашему представлению о персонаже?

  Порывистая душа отца Фёдора не знала покою. Не знала она его никогда…
  Идеи осеняли отца Фёдора неожиданно, и он сейчас же принимался за работу. Отец Фёдор вдруг начинал варить мраморное стирочное мыло; наваривал его пуды, но хотя мыло, по его уверению, заключало в себе огромный процент жиров, оно не мылилось и вдобавок стоило втрое дороже, чём «плугимолотовское».
  Прочитав в каком-то животн…водчес- ком2 журнале, что мясо кроликов нежно, как у ц…плёнка, что пл…дятся они во множ…стве и что разв…дение их может принести рачит…льному хозяину н…малые барыши, отец Фёдор н…медленно обзавёлся (пол) дюжиной производителей, и уже через пять месяцев собака Нерка, испуганная неимоверным количеством ушастых существ, заполн…вших3 двор и дом, сбежала неизвестно куда.4 Проклятые обыватели города N оказались чрезвычайно консервативными и с редким для неорганизованной массы единодушием не покупали у Вострикова ни одного кролика.

  Тогда Востриковы решили давать вкусные домашние обеды. Новая затея имела большой успех. Целую неделю дело шло великолепно, и отец Фёдор уже подумывал об открытии небольшого скорняжного производства, без мотора, когда произошёл совершенно непредвиденный случай.

скорняжный

  Кооператив «Плуг и молот» выкатили на задний двор, общий с двором отца Фёдора, бочку гнилой капусты, которую и свалили в выгребную яму. Привлечённые пикантным запахом, кролики сбежались к яме, и уже на другое утро среди нежных грызунов начался мор. Свирепствовал он всего только три часа, но уложил всех 240 производителей и весь не под- дающийся учёту приплод.
  Ош…ломлённый, отец Фёдор притих на целых два месяца и вз…грал духом только теперь, в…звратясь3 из дому Воробьянинова и запершись, к уд…влению матушки, в спальне.4 Всё показывало на то, что отец Фёдор озарён новой идеей, захватившей всё его существо.

  Напишите эссе-рассуждение, почему предпринимательские идеи отца Фёдора не имели успеха (тему сформулируйте самостоятельно). Постарайтесь продемонстрировать умение воспринимать информацию текста; анализировать точку зрения автора и форму подачи информации; выражать свою точку зрения на предложенную проблему, независимо от того, совпадает ли она с авторской; использовать богатство лексики русского языка для выражения своих мыслей; грамотно оформлять свою точку зрения на письме в соответствии с синтаксическими и орфографическими нормами.

Вспомните!

Вводными называются слова и словосочетания, грамматически не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и показывающие отношение говорящего к высказываемой мысли или способу её выражения. В произношении они выделяются паузами и особой интонацией, на письме – запятыми: Миша Алпатов, конечно, мог бы нанять лошадей. (Пришв.) Кто-то, видно, надоумил девочку отправиться с котёнком именно на птичий рынок. (Сол.)

  1. Ростов (не, ни)чего (не, ни)видел кроме бежавших вокруг него гу- сар ц…плявшихся шпорами и бр…нчавших саблями. (Л.Т.) 2. Закованные в гранит волны моря подавле…ы громадными тяжестями скользящими по их хребтам бьются о борта судов о берега бьются и ропщут вспене(н, нн)ые загрязнё(н, нн)ые разным хламом. (М. Г.) 3. Ты, стройная, с тугой косою прошла по ч…рным пятнам шпал. (Бл.) 4. Широкая свободная аллея (в) даль влечёт. (Брюс.) 5. Солнце великолепное и яркое подн…малось над морем. (М. Г.) 6. Только люди способные сильно любить могут испытывать и сильные огорчения… (Л. Т.) 7. Месяц уже не жёлтый а серебря(н, нн)ый поднялся к самой верхушке тополя. (Купр.) 8. Они вступили в коридор узкий и тёмный. (Н. Г.) 9. Говорила больше мать дама с седыми волосами. (Тург.) 10. Офицеры в новых сюртуках белых перчатках и блестящих эполетах щеголяли по улицам и бульвару. (Л. Т.) 11. Люди же изумлённые стали как камни. (М. Г.) 12. Вошёл человек лет шестидесяти бел…волосый и смуглый в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. (Тург.) 13. Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.) 14. Сама Бережкова в шёлковом платье в чепце на затылке сидела на диване. (Гонч.)

  Рассмотрите таблицу. Составьте лингвистическое сообщение по теме «Значение вводных слов». Придумайте по одному примеру или подберите примеры из литературных источников к каждой группе значений.

 

  Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу в предложениях с вводными конструкциями.

  1. Казалось земля во много раз увеличивала силу своего притяжения (Пол.) 2. Вронский к ужасу своему почувствовал что он сделал скверное непростительное движение. (Л. Т.) 3. В доме ты говоришь, никого нет? (Тург.) 4. Впрочем он всё-таки написал Алексею и написал довольно быстро. (Пол.) 5. Однажды во время утреннего осмотра шеф госпиталя назовём его Васи- лием Васильевичем натолкнулся на две койки стоявшие рядом. (Пол.) 6. Вы может быть должны судьбу благословлять за то что маску не хочу я снять. (Л.) 7. Одним словом дом где жил Петя во всех отношениях был превосходный. (Кат.)

  Домашний репетитор. Запишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Укажите вводные и вставные конструкции.

 

  Вот говорили н…которые счастье это богатство деньги. Конечно богатым всегда жилось луч…ше чем бедным. Но ведь настоящего счастья например верной дружбы за деньги не купишь. Если скажем человек знает что добыл деньги нечес…но обделил кого (то) отнял у других а людям вокруг живётся плохо и они его кл…нут то как (не, ни) богат человек а ему немно…ко не по себе. Совесть точит. А от совести (не, ни) какими деньгами не откупишься. Конечно очень важно быть здоровым сильным справлят…ся с любым делом.
  (По) нашему счастлив тот кто ладит счастье не только для себя а для всех. Кто чувствует что у него хватает сил знаний и умения чтобы вместе со всеми людьми делать жизнь лучше. Радуется жизни тот кто знает и любит своё дело смело думает о завтр…шнем дне не боится трудностей чувствует себя нужным человеком среди других людей и отдаёт им все свои силы. Ведь счастье это не только уметь брать получать. Разве ты например (не, ни) радуешься когда можешь (что) нибудь подарить отцу с матерью т…варищу или подруге как (то) помоч… им? Значит счастье и в том чтобы отдавать помогать другим делит…ся с ними радостью. Тот только и счастлив (по) настоящему кто может сказать людям Моё счастье ч…стичка нашего большого общего счастья.

(Л. Кассиль)

×
×

Корзина