Экономика в хозяйстве

Сложные предложения

 

Вы научитесь!

•интерпретировать содержание фрагмента текста, соотнося его с темой, основной идеей, авторской позицией;
•использовать различные изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения;
•использовать знаки препинания в сложных предложениях.

Грамматический разбор

 Духовное бога…ство – это то, чем владе…т человек, а материальное богатство – это то, что владеет человеком.

(Бертольд Ауэрбах, немецкий писатель)

  Разгадайте зашифрованные слова, связанные с экономикой.

  1. Нередко их отправляют на ветер, порой потом жалея об этом. 2. Отложенные на чёрный день средства. 3. Этим предметом можно грести деньги. 4. Если налогами обложить рояль, останется это. 5. Поступления в ту или иную организацию. 6. В каждом коллективе свои погодные условия. 7. Основной соперник доллара на валютных торгах. 8. Денежная валюта, непосредственно связанная с деревом. 9. Киргизская валюта, пахнущая рыбой. 10. Ровно 1% от целого рубля. 11. Когда у бумаги появляется курс, она превращается в это. 12. В этом ящике хранится немало ценностей. 13. Некий намёк на будущую зарплату. 14. Тот, кто совместно владеет долей в предприятии. 15. То же самое, что и купюра. 16. Меняя на мыло, вы должны получить именно это. 17. Дающий деньги в долг. 18. В этом месте драгоценности попадают в заложники.

Слова-помощники: шило, ломбард, деньги, кредитор, крона, аванс, сбережения, банкнота, лопатой, евро, арфа, дебет, климат, копейка, сом, акция, сейф, акционер.

  Распределитесь по парам для выполнения задания. Что вам известно о герое Д. Дефо Робинзоне Крузо? Как вы оцениваете созданное им хозяйство с точки зрения экономики? Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите тему, основную идею, автор- скую позицию.

 

  В первые разы я так основательно обшарил нашу каюту, что, мне казалось, там уж ничего невозможно было найти; но тут я заметил шифоньерку с двумя ящиками: в одном я нашёл три бритвы, большие ножницы и с дюжину хороших вилок и ножей; в другом оказались деньги, частью европейской, частью бразильской серебряной и золотой монетой, всего до тридцати шести фунтов. Я улыбнулся при виде этих денег. «Ненужный хлам! – проговорил я, – зачем ты мне теперь? Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей. Мне некуда тебя девать: так оставайся же, где лежишь, и отправляйся на дно морское, как существо, чью жизнь не стоит спасать!» С радостью отдал бы я пригоршню этого металла за десяток трубок для табаку или ручную мельницу, чтобы размалывать своё зерно! Да что я! – я отдал бы все эти деньги за шестипенсовую пачку семян репы и моркови, за горсточку гороха и бобов или за бутылку чернил. 

Так и лежали они у меня в шкафу и в дождливую погоду плесневели от сырости моей пещеры. И будь у меня полон шкаф брильянтов, они точно так же не имели бы для меня никакой цены, потому что были бы совершенно не нужны мне.
  Я придавал цену лишь тому, чем мог как-нибудь воспользоваться. Я был сыт, потребности мои удовлетворялись. Для чего же мне было всё остальное? Если б я настрелял больше дичи или посеял больше хлеба, чем был бы в состоянии съесть, мой хлеб заплесневел бы в амбаре, а дичь пришлось бы выкинуть или она стала бы добычей червей. Срубленные мною деревья гнили, и я мог употреблять их только на топливо, а топливо мне было нужно только для приготовления пищи.
  Одним словом, природа, опыт и размышление научили меня понимать, что мирские блага ценны для нас лишь в той степени, в какой они способны удовлетворять наши потребности, и что сколько бы мы ни накопили богатств, мы получаем от них удовольствие лишь в той мере, в какой можем использовать их, но не больше.4

  Рассмотрите схему «Предложение» на с. 139, выполните задания по тексту Д. Дефо (упр. 114).

I. Запишите и составьте схемы:

  1. Простое предложение.
  2. Предложение с однородными членами. 
  3. Сложносочинённое предложение.
  4. Сложноподчинённое предложение.
  5. Бессоюзное сложное предложение.

II. Запишите вводные слова из текста.

III. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.

 

IV. Какие изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры автор использует в тексте? Запишите несколько из них.

  Самооценивание

Комплексная работа с текстом. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Вы- полните комплекс заданий 1–11.

  1. Сейчас где бы я н… жил у меня нет и в помине той жаркой радост- ной тяги в город которая была в юности. 2. Наоборот, я всё чаще и чаще чу…твую что мне не хватает дедушкиного дома. 3. Может быть потому, что дедушкиного дома уже нет – старые ум…рли, а молодые переехали в город или (по) ближе к нему. 4. А когда он был всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё ост…влял про запас. 5. И вот теперь там никого нет и мне кажется что я ограблен что какой (то) мой главный корень обрубл…н. 6. Даже если я там бывал ре…ко, самой своей жизнью, своим очажным дымом доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали делал меня смелее и увере(н, нн)ей в себе. 7. Я был почти (не) уязвим потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. 8. Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней распол…гает своей жизнью и его труднее ограбить, потому что не все свои богатства держ…т при себе. 9. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зелёным двором, со старой яблоней (обнимая её ствол лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром гре…кого ореха. 10. Сколько (не) дозрелых яблок по(с, з)бивали мы с нашей старой яблон…, сколько (не) дозрелых орехов покрытых толстой зелёной к…журой с ещё нежной ск…рлупой, с ещё (не) загустевш…м ядрышком внутри! 11. Мне не хватает пр…сторной кухни в дедушкином доме с её земл…ным полом с большим жарким очагом с длинной тяж…лой скамьёй стоящей у очага. 12. На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых кр…постях. 13. Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с к…тловины в гору или с горы в ложбину. 14. Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе! 15. Я всё чаще и чаще чу…твую что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф. Искандеру)

 

Вспомните!

Вводными называются слова и словосочетания, грамматически не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и показывающие отношение говорящего к высказываемой мысли или способу её выражения. В произношении они выделяются паузами и особой интонацией, на письме – запятыми: Миша Алпатов, конечно, мог бы нанять лошадей. (Пришв.) Кто-то, видно, надоумил девочку отправиться с котёнком именно на птичий рынок. (Сол.)

  Домашний репетитор. Запишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Укажите вводные и вставные конструкции.

 

  1. Укажите предложение, в котором раскрывается основная мысль текста.

а) 1
b) 5
c) 7
d) 8

2. Укажите стиль и тип речи текста.

а) язык художественной литературы, повествование
b) язык художественной литературы, рассуждение и описание
c) разговорный стиль, повествование
d) публицистический стиль, описание

3. Укажите слово и сочетание слов, употреблённых в тексте в прямом значении.

а) ограблен (в предложении 5)
b) шумело (в 7)
c) очажный дым (в 6)
d) богатства (в 8)

4. Укажите количество словосочетаний со связью управление в предложении 2.

5. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

6. Среди предложений 1–4 найдите сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

7. Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое с параллельным под- чинением придаточных.

8. Среди предложений 1–8 найдите предложение, связанное с предыдущим с помощью подчинительного союза и лексического повтора.

9. Среди предложений 9–12 найдите предложение с обособленным обстоя- тельством.

10. Выпишите все частицы из предложений 6–8.

11. Укажите средство выразительности, не использованное в тексте.

а) анафора
b) экспрессивный повтор
c) развёрнутая метафора
d) сравнение

×
×

Корзина