Научно-технический прогресс в ХХI веке

Термины

 

Вы научитесь!

• сравнивать стилистические особенности текстов (композиционные, языковые и жанровые), учитывая тему, основную мысль, проблему, цель, целевую аудиторию, позицию автора и воздействие, произведённое на читателя;
•строить развёрнутый монолог для публичного выступления в рамках общественно-политической, социально-экономической и учебно-научной сфер;
• соблюдать орфографические нормы; использовать знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

 

Грамматический разбор

 Основной упор на современном этапе научно-технического прогресса делается на нанотехнологии, новые источники энергии, на всеобщую автоматизацию.

(https://interneturok.ru)

  «Корзина идей». Прочитайте тему урока и рассмотрите иллюстрации. Тезисно запишите в тетради всё, что вам известно по данной теме. Обсудите тезисы в группе. Проведите презентацию тезисов в классе.

  Взаимооценивание

Теоретический материал

Tepмин (лaт. terminus – пpeдeл, гpaницa, пoгpaничный знaк) – это cлoвo или cлoвocoчeтaниe, тoчнo oбoзнaчaющee кaкoe-либo пoнятиe, пpимeняeмoe в нayкe, тexникe, иcкyccтвe. B oтличиe oт cлoв oбщe- yпoтpeбитeльныx, кoтopыe чacтo бывaют мнoгoзнaчными, тepмины, кaк пpaвилo, oднoзнaчны и не имеют эмоциональной окраски.
  Выделяются термины категорий, общенаучные, общетехнические, межотраслевые, специальные.
Tepмин мoжeт вxoдить в cocтaв тoлькo oднoй тepминoлoгии (пpeфикc, лapингocкoпия, пoзитpoн, бecкoнeчнo мaлыe вeличины, диффepeнциaльнoe иcчиcлeниe), нo мoжeт тaкжe вxoдить в paзныe тepминoлoгии (oпepaция – в мeдицинe, финaнcoвoй oблacти, вoeннoм дeлe; accимиляция – в биoлoгии, этнoгpaфии, лингвиcтикe).
  Oдни тepмины yтpaтили cвoй cyгyбo cпeциaльный xapaктep и cтaли шиpoкo yпoтpeблятьcя в paзныx cтиляx peчи. Taкoвы, например, иcкyccтвoвeдчecкиe и литepaтypoвeдчecкиe тepмины: жaнp, пopтpeт, cтиль, дyэт, пpoлoг, oбpaз, cюжeт, фaбyлa; нayчныe и пpoизвoдcтвeннo-тexничecкиe тepмины: aккyмyлятop, aмopтизaция, бeлки, кoнвeйep, мacca, peнтгeн, тepмoмeтp; филocoфcкиe тepмины: диaлeктикa, мыш- лeниe, кaтeгopия, пoнятиe, coзнaниe и дp.
  Дpyгиe тepмины coxpaняют cвoй yзкocпeциaльный xapaктep (бинoм, вeктop, фeppocплaвы, нyклeинoвaя киcлoтa, нeмeтaллы и т. д.).

  1. Нередко их отправляют на ветер, порой потом жалея об этом. 2. Отложенные на чёрный день средства. 3. Этим предметом можно грести деньги. 4. Если налогами обложить рояль, останется это. 5. Поступления в ту или иную организацию. 6. В каждом коллективе свои погодные условия. 7. Основной соперник доллара на валютных торгах. 8. Денежная валюта, непосредственно связанная с деревом. 9. Киргизская валюта, пахнущая рыбой. 10. Ровно 1% от целого рубля. 11. Когда у бумаги появляется курс, она превращается в это. 12. В этом ящике хранится немало ценностей. 13. Некий намёк на будущую зарплату. 14. Тот, кто совместно владеет долей в предприятии. 15. То же самое, что и купюра. 16. Меняя на мыло, вы должны получить именно это. 17. Дающий деньги в долг. 18. В этом месте драгоценности попадают в заложники.

Слова-помощники: шило, ломбард, деньги, кредитор, крона, аванс, сбережения, банкнота, лопатой, евро, арфа, дебет, климат, копейка, сом, акция, сейф, акционер.

  Работа по вариантам. Прочитайте тексты. На какую аудиторию они рассчитаны? Сравните стилистические особенности текстов (композиционные, языковые и жанровые), учитывая тему, основную мысль, целевую аудиторию, позицию автора и воздействие, произведённое на читателя.

  I. Человек ХХI века не мыслит своё существование без техники и ре- зультатов научных разработок, так как они прочно внедрились в наш быт, делая его комфортнее и проще.
  Развитие технологий всё ускоряется, и теперь даже ребёнок в Африке через смартфон и Интернет может получить большее количество знаний, чем президент Казахстана или США 15 лет назад.

  «Обладание огромными объёмами знаний позволяет ускорять темпы внедрения новых технологий в нашу жизнь. Только представьте: немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг изобрёл типографский станок в XV веке. Но потребовалось 400 лет, чтобы его стали массово производить и использовать. От открытия до внедрения стационарного телефона в США, Европе, России потребовалось 50 лет. Сотового телефона – 7 лет. Социальных сетей – 3 года», – объясняет последовательное ускорение технического прогресса Рей Курцвейл. 
  Возрастание темпов технического прогресса – это реальность, с которойлюди соглашаются, но при этом не до конца осознают её последствия. 

(https://ucrazy.r/interesting)

  II. Под научно-техническим прогрессом понимается непрерывный процесс качественного совершенствования и количественного роста всех составляющих общественного производства – средств, предметов труда, работников производства, а также модернизация методов их соединения в производственных процессах на основе достижений науки, техники.
  Сегодня развитие научно-технического прогресса выражается:
• в создании новых и усовершенствовании действующих технологий, техники;
• росте численности механизированного и автоматизированного производства;
• создании, использовании новых видов энергии, сырья, материалов, топлива;
• совершенствовании ранее выпускаемой и разработке новой продукции, повышении её качества;
• научно обоснованной организации труда, менеджмента;
• росте квалификационного, образовательного уровня среди занятых, трудоустроенных в экономики страны в целом.

Базис научно-технического прогресса составляют научные познания – прикладные, фундаментальные исследования, разработки, направленные на применение теоретических основ в совершенствовании уже применяемой техники

(https://mirvokrygnas.com)

базис 
фундаментальный

  «Ролевая игра». Рассмотрите схему. Представьте, что вам предложили выступить на молодёжном научном форуме. Составьте текст выступления на 2-3 минуты о том, что способствовало развитию научно-технического прогресса в наше время. Приведите примеры. Оцените роль научно-технического прогресса в обществе. Сделайте вывод. В каком стиле речи вы будете строить выступление? Почему? При составлении сообщения используйте различные изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения.

  Самооценивание

  Выборочное списывание. Прочитайте. Запишите предложения, в которых присутствуют термины. Аргументируйте выбор. Дайте определение выделенным словосочетаниям.

1. Путешественник по Времени держал в руке искусно сделанный блестящий металлический предмет немного больше маленьких настоль- ных часов. Он был сделан из слоновой кости и какого-то прозрачного, как хрусталь, вещества. (Уэллс) 2. У астрономов ныне новое развлече- ние – разыскивать экзопланеты. Так называют планеты, которые враща- ются не вокруг Солнца, а около других звёзд. 3. Современный этап раз- вития научно-технического прогресса называется научно-технической

революцией. 4. Системы телеконференций предоставляют возможность для удалённых друг от друга абонентов оперативно организовать временную корпоративную сеть с аудио-видеодоступом. 5. Почти полтора десятка лет трудились генетики, чтобы полностью расшифровать геном человека. 6. Маленькая машина закачалась, сделалась неясной, на мгновение она представилась нам как тень, как призрак, как вихрь поблёскивавшего хрусталя и слоновой кости – и затем исчезла, пропала. (Уэллс) 7. Наступившее в настоящее время постиндустриальное общество характеризуется не только всеобщей информатизацией, но и тем, что главным своим ресурсом признаёт человека, вернее, его интеллектуальные способности.

геном
генетика
ресурс постиндустриальный

  Выпишите 4-5 терминов с определением из учебника по алгебре или биологии. Составьте предложения с данными терминами. За- пишите их.

  Самооценивание

 Анализ текста. Прочитайте. Оцените вклад Д.И. Менделеева в развитие научного прогресса.

  Дмитрий Иванович Менделеев ру(с, сс)кий химик разносторо(н, нн)ий учё(н, нн)ый открыл П…р…одический закон химических элементов. 
  В 1955 году ам…риканские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический элемент с поря…ковым номером 101. Они дали ему название «менделевий» в знак признания заслуг выдающегося ру(с, сс)кого учёного. П…р…одическая с…стема созда(н, нн)ая им более 100 лет назад служит ключ…м к открытию новых элементов.
  П…р…одический закон и П…р…одическая система химических элементов стали важнейшим вкладом Д. И. Менделеева в развити… е (с, сс) тествознания. Но они составляют лиш(?) часть огромного творческого н…следия учё(н, нн)ого. 

Полное собрание его соч…нений 25 объёмистых томов настоящая энц…кл…педия знаний.
  В науч(?)ной деятельности учё(н, нн)ый видел по его словам первую службу (Р, р)одине. Вторая служба п…дагогическая деятельность. Многогра(н, нн)ой и п…лезной была третья служба (Р, р)одине на ниве промышле(н, нн)ости и сельского х…зяйства. Посев науч(?)ный взойдёт для жатвы народной таков был д…виз всей деятельности учё(н, нн)ого.

 

• Озаглавьте текст.
• Запишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
• Подчеркните слова и словосочетания, характерные для общенаучной 
лексики, и научные термины.

 

 «Давайте обсудим». Вдумайтесь в слова Д. И. Менделеева, приведённые в последнем абзаце текста (упр. 125). Согласны ли вы с ними? Аргументируйте ответ. Приведите примеры. Подготовьте небольшое выступление перед одноклассниками. При составлении выступления используйте различные изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения.

×
×

Корзина