Современные проблемы клонирования

Тезисы. Пассивные конструкции с возвратными глаголами и краткими страдательными причастиями

Вы научитесь!

• критически оценивать прослушанный материал с точки зрения его убедительности;
• определять типы, признаки и языковые особенности текстов разных жанров научного стиля и подстилей (аннотация, тезисы);
• создавать тексты различных типов и стилей (аннотация, тезисы), уместно употреблять цитирование с учётом цели, целевой аудитории и речевой ситуации;
• соблюдать синтаксические (при пассивных конструкциях с возвратными глаголами и краткими страдательными причастиями, в безличных предложениях) и стилистические нормы.

 

Грамматический разбор

 Термин «клонирование» обозначает точное воспроизведение какого-то объекта неопределённое число раз. Объекты, получаемые в результате этого действия, называются «клонами».

 

(А. Копьяк, https://web.snauka.ru)

Теоретический материал

 Тезис – это кратко сформулированное основное положение, главная мысль. Тезисы часто приводятся в аннотациях научных трудов, статей, курсовых и дипломных работ. В логике тезис – это суждение, которое нужно обосновать или опровергнуть. 
  В отличие от плана тезисы не просто называют смысловую часть текста, а кратко излагают основную мысль.
  
Каждый тезис освещает свою микротему. В тезисах кратко и логично излагается развитие темы.
  Тезисы могут быть первичными, если составлены как сжатое выражение собственного высказывания, и вторичными, если создаются на основе чужих текстов.

  «Корзина идей». Прочитайте тему урока. Тезисно запишите в тетради всё, что вам известно по данной теме. Обсудите в группе ваши тезисы. Выберите тезисы для презентации перед классом.

 

  Работа по вариантам. Прослушайте текст. Озаглавьте его. Составьте:
1-й вариант – план свёрнутого (сжатого) содержания текста; 2-й вариант – развёрнутого cодержания текста.

  В 1997 году весь мир облетела новость о невероятном научном прорыве в молекулярной генетике: шведскому ученому Яну Вилмуту удалось создать первый в истории клон. Это была овца Долли, ставшая впоследствии самым известным живот- ным в истории науки. Она прожила 6 лет.

клон
резистeнтность

  На сегодняшний момент прослеживается много разнообразных и неоднозначных взглядов на клонирование человеческих эмбрионов. Правительства разных стран по-разному относятся к данному явлению: США и Япония ввели запрет на клонирование.
  Страны Евросоюза одобрили клонирование и проведение дальнейших экспериментов. В России – Го- клон Ян Вилмут и овца Долли сударственная Дума приняла Закон «О временном запрете на клонирование человека».
  
Можно отметить такие негативные стороны клонирования:
  1) прежде всего, сама идея иметь двойника противоестественна, и она противоречит уникальности человека. Люди не имеют морального права создавать копии себе подобных. К каждому родившемуся ребёнку необходимо относиться как к личности, а не копии другого человека;
  2) так как в результате появляются генетически идентичные организмы, то клонирование может уничтожить человеческую индивидуальность, а многократно повторяющиеся одни и те же комбинации генов могут привести к уменьшению резистентности, к различным инфекциям и эпидемиям;
  3) при процедуре могут случайно возникнуть нарушения в структуре ДНК.
  Положительные стороны клонирования: 
  1) терапевтическое клонирование приводит к образованию стволовых клеток зародыша, которые идентичны клеткам донора. Их можно использовать при лечении многих заболеваний;
  2) произведение на свет детей с запланированным генотипом позволит множить гениальных людей в лабораторных условиях.
  Клонирование могло бы успешно развиваться, если бы не было запретов и различных отрицательных последствий.

(По А. П. Рязановой и А. С Погореловой)

 

 

  

  • Оцените, являются ли убедительными выводы авторов статьи о негатив- ных и положительных сторонах клонирования.
  • На основе других источников информации и личного опыта ответьте на вопросы: Как в Казахстане относятся к клонированию? Как вы относитесь к данной проблеме?
  • Дополните своими примерами «плюсы» и «минусы» клонирования. •Запишите слова и словосочетания, характерные для научного стиля речи. Определите, к какому разряду слов они относятся: узкопрофессиональные термины, общенаучные термины, слова-нетермины, характерные для научного стиля речи.
  • Найдите в тексте предложения с возвратными глаголами. Приведите примеры возвратных глаголов.
  • Объясните расстановку знаков препинания в выделенном предложении. •Составьте выступление по проблемам клонирования на 2-3 минуты.
  Определите целевую аудиторию. Используйте изобразительно-выразительные средства речи. Выступите перед одноклассниками, оцените выступления друг друга. Определите критерии оценивания выступления.

 

  Самодиктант. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и рас- ставляя знаки препинания.

  Пр…рода клонирует орг…низмы ми(л, лл)иарды лет. Например когда куст клубники даёт побе… новое р…стение выр…стает на месте где этот побе… ук…ренился. Новое р…стение клон. Такое же клонирование происходит с тр…вой к…ртофелем и луком.
  Первое клонирова(н, нн)ое животное мыш(?) по…вилось в 1981 году. Но у неё был очень слабый и (м, мм)унитет аномальные гены и она быстро умерла.

 

  Клонирование может быть пр…менено и для сп…сения ж…вотных занесё(н, нн)ых в (К, к)расную книгу и во(с, сс)тановления лесов.
  Новая т…хнология переса…ки ядра упр…стит создание (транс) генных р…стений и ж…вотных то есть орг…низмов в геном которых внесён какой (либо) посторо(н, нн)ий ген обуславливающий те или иные свойства например х…лодостойкость и большую продуктивность.
  Опыт создания (транс) генных орг…низмов имеет(?)ся и у иностранных и у ро(с, сс)ийских учёных.

трансгeнный

 

  

• Составьте сжатый план текста.
• Определите тезис текста. Запишите его.
• Назовите признаки, по которым этот текст можно отнести к научному стилю речи. 

Взаимооценивание

  Готовимся к эссе. Напишите эссе по теме «Этические проблемы клонирования» объёмом минимум 150 слов. Сформулируйте тезис, составьте план развёрнутого содержания текста. Представьте в классе по методу «Авторский стул».

  Домашний репетитор. Проверьте знания по теме «Общенаучная лексика».

 

1. Укажите главную задачу научного стиля речи.

а) непосредственное повседневное общение
b) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов
с) изображение и воздействие на читателя

2. Укажите наиболее общие особенности лексики научного стиля речи.

а) употребление слов в их прямом значении; широкое использование абстрактной лексики и терминов; отсутствие образных средств
b) официально-деловая лексика; устойчивые, стандартизированные обороты речи
с) общественно-политическая лексика

3. Укажите три пласта лексики научного стиля речи.

а) общеупотребительный, узкоспециальный, художественные средства
b) общенаучный, общеупотребительный, просторечия
с) общенаучный, общеупотребительный, терминологический

4. Укажите, к какому виду лексики относятся термины.

а) общеупотребительной лексике
b) узкоспециальной лексике
с) общественно-политической лексике

5. Укажите важнейшее качество термина. 

а) однозначность
b) многозначность

6. Укажите термины с интернациональными словообразовательными элементами.

а) кардиоскоп, вибрация, сейсмология
b) агрохимия, кнопка, дрель
с) суперобложка, биосфера, полифония

7. Укажите терминологические словосочетания.

а) выйти на связь, цепная реакция, состояние невесомости
b) зимний день, тёмная ночь, показать крупным планом
с) болевая точка, состояние невесомости, пойти на прогулку

8. Укажите термины, образованные с помощью приставки и суффикса.

а) бароаппарат, видеотелефон, селенограф
b) макрокосмос, стереофония, наладчик
с) монорельсовый, автобиографический, полифонический

9. Укажите общенаучные слова.

а) центр, сила, пять
b) энергия, деталь, скорость
с) величина, орфоэпия, персонаж

10. Укажите, в каком значении употреблены слова в словосочетаниях: горя- чая обработка металла, холодное копчение, холодный циклон.

а) общеупотребительном 
b) узкоспециальном

×
×

Корзина