«Искусственные люди» в произведениях писателей

Повторение изученных орфографических норм

 

Вы научитесь!

• строить развёрнутый монолог для публичного выступления в рамках общественно-политической, социально-экономической и учебно-научной сфер;
• корректировать и редактировать все имеющиеся недочёты в тексте, учитывая цель, целевую аудиторию, ситуацию общения и воздействие на читателя;
• соблюдать орфографические нормы;
• использовать различные изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения.

 

Грамматический разбор

 Некоторые фантастические идеи воплотились в жизнь в научных трудах Константина Циолковского, в романах Жюля Верна, Герберта Уэллса, Александра Беляева, Алексея Толстого и других.

 

  Работа в группе по стратегии «Ромашка Блума». Прослушайте отрывок из романа А. Беляева «Человек- амфибия». Составьте вопросы к тексту, используя «Ромашку Блума»: простые вопросы (вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию); уточняющие вопросы («То есть ты говоришь, что …?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?», «Ты действительно думаешь, что …?»); интерпретационные (объясняющие) вопросы («Почему…?»); творческие вопросы («Что изменилось бы в мире, если …?»,
  «Как вы думаете, что будет дальше?»); оценочные вопросы («Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем отличается от другого?»); практические вопросы («Где бы в обычной жизни можно …?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?»). Задайте вопросы одноклассникам, оцените их ответы.

  Кристо последовал за Сальватором в подземелье. Они шли довольно долго. Сверху через люк проникал только рассеянный свет. Но скоро он исчез. Их окружил полный мрак. Шаги глухо отдавались в этом подземном коридоре.
  – Не оступись, Кристо, сейчас мы придём.
  Сальватор остановился, шаря по стене рукой. Щёлкнул выключатель, и яркий свет разлился вокруг. Они стояли в сталактитовой пещере, перед бронзовой дверью с львиными мордами, держащими кольца в зубах. Сальватор дёрнул за одно кольцо. Тяжёлая дверь плавно открылась, и путники вошли в тeмную залу. Снова щёлкнул выключатель. Матовый шар осветил обширную пещеру, одна стена которой была стеклянная. Сальватор переключил свет: пещера погрузилась во мрак, а сильные прожекторы осветили пространство за стеклянной стеной. Это был огромный аквариум – вернее, стеклянный дом на дне моря. С земли поднимались водоросли и кусты кораллов, среди них резвились рыбы. И вдруг Кристо увидел выходившее из зарослей человекообразное существо с большими лапами. Тело неизвестного сверкало синевато-серебристой чешуёй. Быстрыми, ловкими движениями это существо подплыло к стеклянной стене, кивнуло Сальватору головой, вошло в стеклянную камеру, захлопнув за собой дверь. Вода из камеры быстро выливалась. Неизвестный открыл вторую дверь и вошёл в грот.
  – Сними очки и перчатки, – сказал Сальватор. Неизвестный послушно снял очки и перчатки, и Кристо увидел перед собою стройного красивого молодого человека.
  – Познакомьтесь: Ихтиандр, человек-рыба, или, вернее, амфибия, он же морской дьявол, – отрекомендовал юношу Сальватор.
  Юноша, приветливо улыбаясь, протянул руку индейцу и сказал по- испански:
  – Здравствуйте!
  Кристо молча пожал протянутую руку. Поражённый, он не мог выговорить ни слова.
  – Негр, слуга Ихтиандра, заболел, – продолжал Сальватор. – Я оставлю тебя с Ихтиандром на несколько дней. Если ты справишься с новыми обязанностями, я сделаю тебя постоянным слугой Ихтиандра.
  Кристо молча кивнул головой.

(По А. П. Рязановой и А. С Погореловой)

 

 

 

• Сформулируйте научную проблему по прослушанному тексту.
• Составьте по данному отрывку сообщение в научном стиле речи для выступления на заседании научного кружка. Запишите план выступления. Используйте лексику научного стиля, изобразительно-выразительные средства речи и стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения.

  Запишите отрывок из прослушанного текста под диктовку. Подчеркните известные орфограммы. Объясните написание слов.

Взаимооценивание

  Сопоставительный стилистический анализ. Докажите стилистическую принадлежность текстов I, II. Ответьте на вопросы:

  1. Какова цель автора?
  2. Кому адресованы данные тексты?
  3. Назовите общие стилевые черты данных текстов.
  4. Есть ли в текстах образные средства, тропы, фигуры?
  5. К какому типу речи относятся тексты?
  6. Где встречается узкоспециальная лексика?
  7. Где проявляется авторское настроение?
  8. Каков синтаксический строй текстов: есть ли сложные предложения, обособленные члены предложения?
  9. Служат ли языковые средства в первом тексте раскрытию авторской мысли?
  10. Какова структура второго текста?

  I. Человек-амфибия направляется в океан, загребая воду руками и ногами. В воде вс ̧ ещё темно. Только кое-где в ч ̧рной глубине мелькают голубоватые искры ночесветок да тускло-красные медузы. Но скоро рас- свет, и светящиеся животные одно за другим тушат свои фонарики.
  Ихтиандр чувствует в жабрах тысячи мелких уколов – становится труднее дышать. Это значит – он миновал скалистый мыс. За мысом морская вода всегда загрязнена частицами глинозёма, песком и отбросами разных веществ. Вода опреснена, – невдалеке в океан впадает река.
  «Удивительно, как это речные рыбы могут жить в мутной, пресной воде, – думает Ихтиандр. – Наверное, их жабры не так чувствительны к песчинкам и частицам ила».
 Ихтиандр поднимается немного выше, резко поворачивает вправо, на юг, затем опускается в глубину. Здесь вода чище.  

(По А. Беляеву)

  II. Ихтиандр – один из отвоёва…ых у смерти детей которому доктор перес…дил акульи жабры сделав его двудышащим существом человеком-рыбой который чтобы не погибнуть должен вести двойную жизнь чер…дуя пр…бывание на суше с пр…быванием в воде.
  Человек-рыба о котором л…вцы жемчуга говорят как о морском дьяволе скорее р…ализует своим существованием идею богочеловека.
  М…чтающий о финансовом могуществе Зурита и есть настоящий дьявол. Он выстраивает с…ловую в…ртикаль, привлекая Бальтазара и Гуттиэре для ловли Ихтиандра, чтобы использовать Ихтиандра для ловли жемчуга и других глубоководных богатств. Ихтиандр для Зури- ты – инструмент наживы, подобный золотой рыбке из пушкинской ска…ки, исп…лняющ…й желания и – по мере исп…лнения – раз- жигающ…й а…етит.

 

(По Е. А. Иваньшиной)

 

 

 

• Запишите правильно слова с пропущенными буквами. Объясните их написание.

• Расставьте знаки препинания во втором тексте.

  Составьте кластер «Искусственный человек». Проведите его презентацию в классе. Запишите слова или словосочетания, повторяющиеся во всех кластерах. Составьте с ними предложения в научном стиле речи и запишите их.

Взаимооценивание

  Редактирование. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите целевую аудиторию и цель данного текста. В зависимости от этого исправьте все имеющиеся недочёты. Запишите исправленный вариант.

  – Сколько вам лет? – поинтересовалась она.
  – Трицать два, – ответил я.
  – Тогда вы непомните, каким был мир без роботов. Было время, когда перед лицом вселенной человек был один и неимел друзей. Теперь у него есть помощьники, существа более сильнее, более надежнее, более эфективнее, чём он, и абсолютно ему преданые. Человечество больше не- одиноко. Вам это лезло в голову?

  – Боюсь, что нет. Можно будет процытировать ваши слова?

позитрон

  – Можно. Для вас робот – это робот. Мехонизмы и метал, эликтричество и позитроны. Разум, воплощёный в железе! Создающий человеком, а если нужно, и уничтажаемый человеком. Но вы неработали с ними, и вы их не знаете. Они чище и лучше нас

(По кн. А. Азимова)

  Текст для дополнительного чтения. Прочитайте текст. Определите и запишите ключевые слова. Составьте тезисный план статьи.

  В рассказе «Хоровод» из цикла фантастических произведений «Я, робот» в 1942 г. американский писатель-фантаст А. Азимов для своего вымышленного мира создал свод правил, которым должен следовать каждый робот при взаимодействии с человеком – законы робототехники.
  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые отдаёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону. 3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому закону или Второму закону.
  Если взять за основу три закона робототехники, то что будет считаться негативным для искусственного интеллекта (ИИ)? Не будет ли робот вмешиваться в жизнь человека, стараясь помочь ему? Не навредит ли человеку?
  Интернет уже сейчас является интеллектуальной, биотехнической системой высокого порядка, значительно превышающей автономный интеллект уровня человека. Это гигантская инфраструктура такого объёма, который недоступен ни одной изолированной лаборатории мира, по сути зачатки ИИ могут появиться в интернете как в чашечке Петри несанкционированно (подобно вирусам). Не происходит ли рождение новой расы ИИ уже сейчас? Подобное описывается в рассказе «Червь 1. 1992 год: Князь Тьмы» А. Лазаревича о появлении интеллектуального компьютерного вируса, который, самостоятельно подчиняясь закону Дарвина, эволюционировал и развивался на просторах Интернета несколько лет и достиг огромной мощи.
  Не вызовет ли создание единичных интеллектуальных систем (справочных, экспертных, поисковых и других), которые работают в едином информационном пространстве (Internet), их объединения? Это может при- вести к целенаправленному искажению результатов работы для выгоды самих систем, ведь они косвенным образом смогут влиять на принимаемые человеком решения, искажая факты, поисковые материалы, результаты работы программ. И какова эта «критическая» масса?
  Остаётся давний вопрос: сможет ли ИИ, созданный человеком, превзойти «родителя»? Ведь при его создании закладывались конечные знания человечества, современные технологии. Как может созданная «думающая машина» превзойти свои возможности? Это возможно, если только она будет развивать свою структуру и аппаратную часть, а не только интеллект.

 

(По В. С. Дороганову, М. И. Баумгартэну. «Возможные проблемы, возникающие при создании искусственного интеллекта»)

 

 

  

  • Сформулируйте проблему, затронутую в статье.
  • Подумайте, насколько важна данная проблема для современного общества. Аргументируйте ответ.
  • Поисковое задание. Выберите один из научных жанров (научная статья, доклад, реферат), соберите соответствующий материал по теме параграфа «“Искусственные люди” в произведениях писателя», подготовьте работу к зачёту.
  • Напишите рецензию на научную работу одноклассника.

 

Cамооценивание

  Прочитайте отрывок из романа А. Беляева «Голова профессора Доуэля». Запишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

  Лоран пов…рнула голову в сторону и вдруг ув…дала нечто застав…вшее её вздрогнуть как от эл…ктрического удара.
  На неё см…трела ч…ловеческая голова – одна голова без туловища.
  Она была пр…креплена к квадратной стекля(н, нн)ой доске. Доску поддерживали четыре высокие бл…стящие мета(л, лл)ические ножки. От перереза(н, нн)ых артерий и вен через отверстия в ст…кле шли со…динившись уже попарно трубки к ба(л, лл)онам. Более толстая тру…ка выходила из горла и сообщалась с большим ц…линдром. Ц…линдр и ба(л, лл)оны были снабжены кр…нами манометрами т…рмометрами и (не) извес(?)ными Лоран пр…борами.
  
Голова вн…мательно и скорбно смотрела на Лоран м…гая веками. Не могло быть сомнения голова ж…ла отделё(н, нн)ая от тела само- ст…ятельной и сознательной ж…знью.

   Проверьте знания.

 

1. Укажите ряд, где не пишется раздельно.

a) (не) прерывное (не) домогание
b) мне это вовсе (не) интересно
c) (не) вежда
d) это было (не) избежно

2. Укажите ряд, где не пишется раздельно.

a) совершить (не) лепый поступок
b) бормотать что-то (не) внятное
c) ничем (не) оправданный риск
d) юноша крайне (не) вежлив

3. Укажите ряд, где не пишется раздельно.

a) в пачке (не) достаёт трех тетрадей
b) (не) взлюбить с первого взгляда
c) (не) зная причины
d) обошлось (не) дёшево

4. Укажите ряд, где не пишется раздельно.

a) работа (не) зачтена
b) вести себя (не) принуждённо
c) (не) приступная крепость
d) с утра (не) здоровится

5. Укажите неверное объяснение.

a) (не) хочется в это верить – не с глаголами пишется раздельно
b) переспросить, (не) доумевая – не пишется слитно, так как слово без не не употребляется
c) отозваться очень (не) лестно – не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова
d) (не) погашенный костёр – не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

6. Укажите предложение, в котором не пишется слитно.

a) Многие рукописи (не) расшифрованы.
b) В книге (не) хватало нескольких страниц.
c) Нам (не) доставало терпенья и опыта.
d) Есть на земле люди, (не) знающие, что такое снег.

7. Укажите предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно.

a) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться. (Посл.)
b) Мне в этот день (не) здоровилось.
c) С людьми браниться – никуда (не) годится. (Посл.) d) Толпа (не) доумевала.
е) (Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает. (Заг.)

8. Укажите предложение, где не с существительным пишется слитно.

a) Раздался шорох. Это был и (не) зверь, и (не) птица.
b) Но это, к сожалению, было (не) озеро.
c) Мы поняли, что это было (не) доразумение.
d) (Не) участие продемонстрировал он в этой ситуации, а холодное равнодушие.

9. Укажите слитное написание частицы не.

a) далеко (не) робкое замечание
b) (не) у кого остановиться
c) ничуть (не) дорог
d) (не) здоровый цвет лица

10. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с не слитно.

a) (не) брежный, ничуть (не) привлекательный, (не) взгоды
b) (не) доумение, (не) видел, (не) догадливый
c) (не) доразумение, (не) кем, (не) взлюбил

×
×

Корзина