§17. Принцип обратной связи на примере регулирования физиологических процессов в организме человека

Цель изучения этой темы: описывать системы управления в биологии.

Как регулируется температура тела человека? Что происходит в организме при повышении, а что – при понижении температуры окружающей среды? Как регулируется количество глюкозы и углекислого газа в крови?

Что нужно повторить для успешного изучения темы? § 26 и 44 – учебник для 8 класса; § 25 – учебник для 9 класса.

  Системы управления не только в биологии, но и в целом, имеют определенную постоянную конструкцию и состоят из ряда обязательных компонентов (схема 2). Как правило, в систему управления должны входить следующие инструменты:
  1) «командный центр» системы управления, который генерирует, отдает команды, анализирует их эффективность для достижения поставленных целей;
  2) собственно инструменты управления – способы проведения команд к управляемому объекту, т. е. средств воздействия на его поведение;
  3) инструменты для сбора сведений об управляемом (контролируемом) объекте.
  Кроме системы управления и объекта, которым она управляет, обязательно нужно учитывать различные внешние воздействия. Это может быть влияние окружающей среды или, например, вмешательство «альтернативных» систем управления и их воздействие на объект, если вдруг таковые возникнут. Кроме вышесказанного, важно учитывать и цель, ради достижения которой работает система управления. В целом все вышесказанное можно представить в виде гипотетической схемы:

Схема 2

  Принцип обратной связи – один из обязательных принципов, характерных для работы систем управления в биологии (и не только). Он предполагает, что после некоего воздействия системой управления на объект «командный центр» должен получить и проанализировать информацию о степени успешности отданных команд. Дальнейшие решения о продолжении или прекращении воздействия, или изменения механизмов воздействия «командный центр» должен принимать на основании анализа полученных сведений. Такое взаимодействие и взаимообусловленность «управления» от его результативности и называется системой обратной связи.
  Регуляция температуры тела, уровня углекислого газа и количества глюкозы как пример функционирования принципа обратной связи.
 Температура тела. Как вы помните, млекопитающие и птицы – теплокровные животные, у которых развиты физиологические механизмы поддержания температуры тела. Вы уже знакомились с тем, как этот процесс осуществляется у человека. Центры терморегуляции находятся в промежуточном отделе головного мозга. В эти центры поступает информация от терморецепторов, находящихся как в коже, так и во внутренних органах. Сюда же приходит информация от барорецепторов кровеносных сосудов. Они сигнализируют, сужены сосуды или расширены, высокое в них давление или низкое. Приказы, уходящие из «температурного центра», идут и к сосудам, и к мышцам, и к гипофизарно-гипоталамической системе как к «общему штабу» нервной и гуморальной регуляции, и к другим органам. При понижении температуры кожа собирается в «гусиную», уменьшая площадь соприкосновения с холодным воздухом, закрываются поры, потоотделение почти прекращается. Параллельно мышцы тела начинают спонтанно сокращаться, выделяя тепло (дрожь), капилляры кожи сужаются, замедляя остывание, а в целом резко повышается обмен веществ – увеличивается выработка внутреннего тепла. Как только организм согрелся, эти эффекты прекращаются. Если согревание не наступило, эффекты будут усиливаться.
  При перегреве сосуды кожи напротив сильно расширяются (кожа краснеет), поры открываются, выделяется большое количество пота, а выработка тепла в клетках организма максимально замедляется.
  Уровень углекислого газа в организме контролируется дыхательным центром, расположенным в продолговатом мозге. Именно сюда поступает информация от хеморецепторов, находящихся в аорте, крупных артериях и других кровеносных сосудах. Как только количество углекислого газа в крови повышается, «центр вдоха» дает команду межреберным мышцам и диафрагме к сокращению и происходит вдох. Вдох не будет происходить до тех пор, пока количество углекислого газа в крови не возрастет до определенного уровня. Если же вдоха не происходит, следовательно, количество углекислоты в крови не превысило своих значений. Так человек после интенсивного искусственного наполнения крови кислородом долго не вдыхает (или дышит гораздо реже).
  После вдоха следует закономерный выдох, регулируемый «центром выдоха», который находится в том же продолговатом мозге, рядом с центром вдоха.
  Количество глюкозы в крови регулируется двумя гормонами поджелудочной железы: инсулином и глюкагоном. Как только количество сахара в крови, оттекающей от кишечника, возрастает, это чувствуют хеморецепторы, находящиеся в особых клетках поджелудочной железы. В ответ на это происходит выброс инсулина в кровь. Под его воздействием клетки печени «забирают» глюкозу из крови и превращают ее в нерастворимый полисахарид гликоген, который в них и откладывается¹. Как только хеморецепторы поджелудочной железы «понимают», что в протекающей крови недостаточно сахара, они «сообщают» об этом клеткам, ответственным за синтез глюкагона. Выделившись в кровь, глюкагон заставляет клетки печени совершить обратное действие. В результате гликоген превращается в глюкозу, которая выбрасывается в кровь из клеток печени.
  Принцип обратной связи позволяет корректировать силу и степень воздействия на процесс, достичь наилучшего результата. Он гарантирует прекращение команд, если эффект уже достигнут. Вероятно, если сложится ситуация, при которой, несмотря на то, что все команды были выполнены, а цель все равно не достигнута, то система примет иные решения либо погибнет.

  Промежуточный мозг, гипофизарно-гипоталамическая система, центр вдоха, центр выдоха, обратная связь, терморегуляция.

Знание и понимание
1. Объясните, почему важен принцип обратной связи.
2. Как вы понимаете, что такое терморегуляция? Как она осуществляется?

Применение
Определите связь между заданиями 1 и 2 уровня «Оценка», представленными после § 26 учебника для 8 класса, и изучаемой темой. Оцените верность ответов с точки зрения эффективности систем управления.

Анализ
1. Изобразите в виде схемы разницу эффективных и неэффективных систем управления. Приведите примеры (возможно, гипотетические и не только биологические).
2. Выскажите ваше мнение о причинах формирования неэффективных систем управления в человеческом обществе.

Синтез
Оцените, можно ли рассматривать влияние вирусов на системы управления клеткой как вмешательство «альтернативных» систем управления и их воздействие на объект. Можно ли считать утверждение о верности примера альтернативных систем управления более или менее справедливым относительно бактериофагов и вирусов человека? Приведите аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ».

Оценка
1. Напишите реферат о применении эффективных систем управления в менеджменте, программировании, педагогике.
2. Обсудите, могла ли на нашей планете в ходе эволюции живого сформироваться система управления без обратной связи. Выше или ниже была бы жизнеспособность таких организмов и почему?

¹ Частично гликоген запасается также и в мышечных клетках.

×
×

Корзина