Что такое пищевые цепи. Составление модели пищевых цепей

- объяснять структуру пищевых цепей;
- составлять модели пищевых цепей в определённой среде обитания.

Ответь на вопросы для повторения

1. Почему животных делят на травоядных и хищников?
2. Какие отношения называются симбиотическими?
3. Как ты думаешь, какой вид симбиоза влияет на численность животных?
4. Разгадай ребус. Составь синквейн к этому слову.

Аня предлагает поработать в группах.

Исследуйте

  Цель: определить связь живых организмов при получении энергии (питании).
  Сформулируйте гипотезу
  Все живые организмы связаны, так как являются объектами питания … .
  Проверьте свою гипотезу
  1. Нарисуйте любое мелкое травоядное животное.
  2. Чем оно питается? Нарисуйте это перед ним.
  3. Кого следует опасаться этому животному? Кто может его съесть? Нарисуйте справа.
  4. Существует ли крупное животное, которое может съесть мелкое?
  5. Сделайте вывод. Запишите вывод.
  Подтвердили ли результаты гипотезу?

Прочитай, чтобы знать
Используй приём «Инсерт».

  Всем живым организмам на нашей планете для нормального развития необходимо питание. Таким образом они получают энергию.
  Ты уже знаешь, что животные приспосабливаются к определённой среде обитания. Единство живых организмов и среды их обитания называют экосистемой.
  Экосистемы бывают естественными и искусственными. Пример естественной экосистемы – это луг. Луга образуются сами по себе, без участия человека. Примером искусственной экосистемы является поле, которое создал человек, а до этого здесь, к примеру, было болото.
  Экосистемы бывают наземными и водными.
  В каждой экосистеме все живые организмы связаны, так как служат объектами питания для других организмов.
  В экосистеме существуют пищевые цепи. Они представляют собой последовательность передачи энергии от одного вида живого организма к другому в пределах экосистемы.

  Пищевая цепь – это последовательность того, кто как питается в биологическом сообществе (экосистеме) для получения питательных веществ и энергии, поддерживающих жизнедеятельность.

  Все цепи начинаются с энергии солнца. Пищевая цепь показывает, как все живые организмы получают свою энергию.
  Пищевые цепочки состоят из звеньев. Может быть 3–5 звеньев, а может и больше.
  Существует два типа пищевых цепей.
  Первый тип называют цепью выедания (или пастбищной пищевой цепью).
  Первыми в этой цепи являются растения или водоросли. Они самостоятельно вырабатывают питательные вещества путём фотосинтеза. Их называют производителями. 
  Далее идут травоядные животные. Они могут питаться отдельными и всеми частями растений (листьями, орехами, цветками, корнями, пыльцой). Они не вырабатывают самостоятельно питательные вещества. Их называют потребителями. Это олени, кролики, овцы, лошади, коровы, насекомые. Затем идут хищники (мелкие и потом крупные).
  Пищевая цепь заканчивается крупным хищником (львы, рыси, акулы, ястребы).

В водной среде обитания:

В пищевой цепи водной экосистемы звеньев больше, чем на суше.

  Экосистемы обширны. Животные редко существуют в одной пищевой цепи. 
  Животные получают питательные вещества из разных источников. Это зависит от времени года, местоположения животных.
  Второй тип называют цепью разложения. Она начинается с разлагающегося организма. Такие цепи не зависят от прямой солнечной энергии.

  Для них главное – вещества от разлагающихся организмов. Цепь может начинаться от останков травоядных и хищных животных и идти к мелким животным и микроорганизмам, которые ими питаются.

Рассмотри схему уровневой пищевой цепи.

Практическая работа

  1-я группа
  Составьте и нарисуйте пищевую цепь, состоящую из трёх звеньев.
    Н а п р и м е р:

  2-я группа  
  Составьте и нарисуйте пищевую цепь из четырёх звеньев.
    Н а п р и м е р:

  3-я группа
  Составьте и нарисуйте пищевую цепь из пяти звеньев.
  Н а п р и м е р:

  4-я группа
  Составьте и нарисуйте пищевую цепь, состоящую из шести звеньев.
  Н а п р и м е р:

Сделайте вывод. Обсудите работы.

Подведение итогов урока

1. Как ты думаешь, почему все пищевые цепи начинаются с солнца?
2. Назови два типа пищевых цепей.
3. Что такое экосистема?

×
×

Корзина