ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ЗА I ПОЛУГОДИЕ

  1. Установите соответствие между термином и его характеристикой, вписав ответ в таблицу.

  2. Внимательно рассмотрите рисунок. Обозначьте на рисунке следующие элементы:

  – антитело специфическое;
  – антиген;
  – интерферон (антитело неспецифическое);
  – лимфоцит;
  – специфический иммунный ответ;
  – неспецифический иммунный ответ;
  – процесс формирования антитела;
  – реакция «антиген – антитело» (тканевый иммунитет);
  – фагоцитоз (клеточный иммунитет).
  3. Вставьте пропущенные слова или словосочетания в предложения, характеризующие работу ферментов.
  1) Все (или подавляющее большинство) ферментов в живых системах по химической природе ________, но не _______ все ферменты.
  2) Ни одна живая система не обходится без _______ и без _______ ими реакций.
  3) Вещество, вступающее во взаимодействие с ферментом, называется _______. Результат ферментативной, как и любой другой химической реакции, называется _______.
  4) Если молекулы фермента и субстрата непосредственно не соприкасаются, то протекание ферментативной реакции _______.
  5) Если реакция является ферментативной, или каталитической, то без фермента (при изменении иных условий, таких как повышение температуры или давления, увеличение концентрации веществ или площади их соприкосновения) образование продукта реакции _______.
  6) Если реакция НЕ является ферментативной, или каталитической, то без фермента (при изменении иных условий, таких как повышение температуры или давления, увеличение концентрации веществ или площади их соприкосновения) образование продукта реакции _______, скорость этого процесса _______.
  7) Количество субстратов, с которыми способны связываться (взаимодействовать) ферменты, – это _______ вещество, или же _______ количество веществ.
  8) Многие ферментативные реакции в сухих веществах вообще __________________________________________.
  9) Если некая химическая реакция НЕ является каталитической, она без фермента __________________________________________________________________________________________________.
  10) Наличие фермента всегда _______ будет энергозатраты катализируемой реакции и (или) _______ ее скорость.
  11) Без _______ даже самые примитивные из бактерий не могут обеспечить свою жизнедеятельность.
  12) Наименее активная часть молекулы фермента, не связывающаяся непосредственно с субстратом, точно НЕ является _______.
  13) Наиболее активная часть молекулы фермента, связывающаяся непосредственно с субстратом, называется _______.
  14) Часть фермента, выполняющая в большей степени опорную и стабилизирующую функцию, как правило, состоит только из остатков _______ видов _______.
  15) Часть фермента, включающая в себя иные химические компоненты, кроме аминокислот, такие как металлы, витамины или другие сложные вещества, называется _______ _______.
  4. Укажите на рисунке-схеме следующие элементы и обозначьте их терминами.

  1) активный центр фермента;
  2) субстрат;
  3) продукт реакции
  4) фермент-субстратное взаимодействие,
  5) неактивная часть фермента.
  5. Определите, какой процесс катализируют приведенные в таблице пищеварительные и другие ферменты: разложения – I или соединения – II (непищеварительные ферменты. Обозначенные звездочкой (*), можно оставить без ответа).

  6. Постарайтесь установить верную последовательность событий в процессе транскрипции. Верные данные занесите в схему.
  1) Соединение первых нуклеотидов РНК с матрицей ДНК.
  2) Модификация молекулы иРНК в ядерном соке эукариот.
  3) Разрушение водородных связей между комплементарными нуклеотидами РНК и ДНК.
  4) Расплетание двуспиральной ДНК на определенном участке под действием ферментов транскрипции.
  5) Окончание работы фермента РНК-полимеразы.
  6) Связывание РНКовых энергетически богатых нуклеотидов (трифосфатов) с ферментами транскрипции.
  7) Активация ферментов транскрипции и их связывание с ДНКовыми нуклеотидами в определенном участке молекулы.
  8) Преодоление молекулой иРНК двойной ядерной мембраны, ее проникновение в цитоплазму клетки.
  9) Восстановление водородных связей между комплементарными нуклеотидами ДНК.
  10) Полимеразная реакция, повторяющая последовательное связывание нуклеотидов РНК между собой фосфодиэфирными связями, а с ДНК – нуклеотидами водородными связями.
  __→__→__→__→__→__→__→__→__→__ – .
  7. Отметьте в таблице знаком «П» события и характеристики процесса, присущие для транскрипции только прокариот; знаком «Э» – характерные для транскрипции только эукариот, знаком «О» – являющиеся общими для этих групп организмов, знаком «–» – не характерные ни для кого (ни для прокариот, ни для эукариот).

  8. Определите, кто является матрицей для следующих процессов:
  1) репликация;
  2) транскрипция;
  3) трансляция.
  Заполняя второй столбец таблицы, имейте в виду, что отдельные вещества в первом столбце могут являться матрицей для нескольких процессов или ни для одного из них.

9. Установите соответствие между участником процесса трансляции, его ролью или характеристикой, поставив напротив соответствующие цифры (помните, что задания, обозначенные звездочкой (*), выходят за рамки данного курса, заполняются только желающими учащимися и оцениваются отдельной оценкой).

  10. Установите соответствие между свойствами генетического кода и их характеристикой. Заполните соответствующую таблицу.

  11. Вставьте недостающие элементы в схему, основанную на центральной догме молекулярной биологии.

ДНК → ? → ? → белок
? → кодон → антикодон → ?

  12. Установите соответствие между частями и структурами, входящими в состав хлоропласта, соподчинив их и соотнеся с их характеристиками. Ответ внесите в таблицу.

  Таблица ответов (следует помнить, что одна римская цифра может соответствовать нескольким буквам, но не может не соответствовать ни одной из них. Каждой букве соответствует, как минимум, одна и, как максимум, множество арабских цифр).

  13. Составьте рисунок, отразив на нем следующие элементы, и обозначьте их терминами:
  1) хлорофилл;
  2) граны;
  3) строма;
  4) ламеллы;
  5) кольцевая ДНК;
  6) рибосомы хлоропласта.
  14. Установите соответствие между типами пластид и их характеристиками.

  15. Установите верную последовательность событий, происходящих в световой фазе, распределив их по процессам фотофосфорилирования, фотолиза и их результатов.

  16. Рассмотрите схему. Ответьте на вопросы.

  1. Что такое фотолиз?
  2. На какие компоненты разлагается молекула воды?
  3. Для чего используется электрон, отнятый у водорода при разложении воды?
  4. Куда поступает НАДФ‧Н после соединения с электроном, поступившим из хлорофилла?
  5. Откуда берется молекулярный кислород, поступающий в атмосферу?
  6. Для чего необходимо постоянно доставлять электроны в хлорофилл?
  7. Какой важнейший процесс световых реакций не проиллюстрирован?
  17. Определите последовательность реакций, протекающих в темновой фазе фотосинтеза, если началом цикла считать фиксацию молекулы углерода атмосферы.
  1) Образование двух молекул С3-соединений.
  2) Выход из цикла готовой молекулы глюкозы.
  3) Образование двуфосфатного пятиуглеродного соединения за счет энергоемкого фосфата АТФ, поступившего из световой фазы.
  4) Присоединение СО2 к пятиуглеродному дифосфатному сахару.
  5) Последовательные ферментативные реакции взаимопревращения углеводов цикла с использованием энергии АТФ и водорода от НАДФ‧Н
  __→__→__→__→__
  18. Покажите взаимосвязь всех этапов фотосинтеза между собой и с окружающей средой, отразив взаимопоступление веществ. Вставьте в схему (или отразите в таблице ответов) вместо номеров названия соответствующих компонентов (веществ и энергии).

  19. Сравните фазы фотосинтеза, отметив знаком «+» соответствующий признак.

20. Ответьте на вопросы.
  1. Откуда хлорофилл постоянно получает дополнительные электроны?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Что происходит с молекулой хлорофилла после его взаимодействия со светом?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Для чего нужна цепь переносчиков электронов?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Почему световую фазу часто называют фотофосфорилированием?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Что происходит с электроном хлорофилла после того, как он «обессилел», т. е. отдал энергию?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. Какие два соединения обязательно должны поступить из световой фазы в темновую?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  21. Распределите термины в соответствии с их причастностью к фазам фотосинтеза.
  Световая фаза_______________________________________________________

  Темновая фаза_______________________________________________________
  Термины: ААТФ образуется; АТФ используется; АДФ образуется; АДФ используется; Н+ образуется; Н+ используется; НАДФ‧Н образуется; НАДФ‧Н используется; С6Н12О6; свет или солнце; О2; Н2О; электрон или е; цикл Кальвина. 

  22. Установите соответствие между термином и его характеристикой. Имейте в виду, что часть терминов обозначают одинаковые биологические объекты и следует сосредоточиться на буквальном их понимании, т. е. лексическом значении. Ответы впишите в таблицу ответов. Помните, что одному термину могут соответствовать несколько характеристик.

  А – зеленые растения;
  Б – травоядные животные;
  В – азот атмосферы;
  Г – хищные животные;
  Д – азотфиксирующие бактерии;
  Е – денитрофицирующие почвенные бактерии;
  Ж – аммиачные соединения в почве.
  24. Заполните таблицу. Сравните способы получения энергии.

  25. Сравните разные типы мембранного транспорта, указав знаками «+» или «–» характеристику этих явлений.

  26. Закончите предложение, вставив недостающие термины.
  1) Свободное пространство между клеточными стенками растений, не заполненное межклеточным веществом, или межклеточной жидкостью, называется _________.
  2) Совокупность цитоплазм растительных клеток называют____________.
  3) Жидкость из цитоплазмы одной клетки растительного организма попадает в цитоплазму соседних клеток через поры, _________или _______________ тяжи.
  4) Поступление жидкости из вакуоли одной клетки в вакуоль, находящуюся в другой клетке, называется _________  ___________.
  5) В первую очередь при вакуолярном транспорте необходимо преодолеть оболочку (мембрану) самой вакуоли – ____________________.
  6) При вакуолярном транспорте, преодолев мембрану вакуоли, жидкость окажется в ______________ клетки. И это будет уже ______________ путь. А после преодоления наружной клеточной мембраны жидкость попадет в межклеточное пространство, и это будет ужепуть. А после преодоления наружной клеточной мембраны жидкость попадет в межклеточное пространство, и это будет уже ______________ путь.
  27. Установите соответствие.

  28. Определите, в каком направлении будет двигаться вода, указав его стрелками (→ или ←), в зависимости от имеющихся условий в двух системах № 1 и № 2.

  29. Определите, исходя из имеющихся данных, какая из клеток будет находиться в состоянии полного тургора. Обозначьте ее знаком «+», а ту клетку, в которой тургор отсутствует, обозначьте знаком «–».

  30. Установите соответствие между гипотетическими данными водных потенциалов и концентрациями солей в растворах, но имейте в виду, что какие-то из значений водного потенциала не будут подходить ни к одному из значений солевых растворов, а какое-то из значений может подходить к нескольким.

  31. Установите соответствие между компонентами гипотетической системы управления и реальными структурами организма человека и высших животных. Данные запишите в таблицу ответов.

  32. Соподчините биологические системы, выстроив их в порядке возрастания – от наименьшей до наибольшей.

__→__→__→__→__→__→__→__→__→__

  33. Постарайтесь составить произвольную схему изменений, происходящих в организме при повышении физической нагрузки, выбирая понятия из перечня.
  1) выброс адреналина;
  2) усиление энергетического обмена;
  3) закисление крови от поступления СО2;
  4) активизация симпатических нервных центров;
  5) повышение кровяного давления;
  6) учащение сердцебиения;
  7) сужение периферических кровеносных сосудов и расширение коронарных;
  8) усиление потоотделения;
  9) перевод гликогена в глюкозу;
  10) повышенное потребление О2.
  34. Знаком «+» отметьте в таблице изменения, происходящие в организме млекопитающих и человека при изменении t окружающей среды.

  35. Установите соответствие между терминами и их характеристикой (римские цифры) и примерами (арабские цифры). 
  Теплокровные___________________________________________________________________________________
  Холоднокровные___________________________________________________________________________________

  I. Организмы с постоянной температурой тела.
  II. Организмы с непостоянной температурой тела.
  III. Для экономии энергии большинство видов впадает в спячку или снижает активность.
  IV. Жизнедеятельность зависит от внешних источников тепла.
 
1) птицы; 2) растения; 3) земноводные; 4) большинство крупных млекопитающих; 4) рыбы; 6) пресмыкающиеся; 7) мелкие млекопитающие; 8) эктотермные; 9) эндотермные; 10) пойкилотермные; 11) гомойотермные.
  V. Некоторые виды могут впадать в спячку, но большиство остается активным.
  36. Заполните таблицу, установив соответствие.

  37. Выстройте в верной последовательности механизм действия ауксина на клетки растений, в результате которого происходит рост побегов.

  __→__→__→__→__

  38. Соотнесите характеристики и свойства гормонов ауксина и гиббереллина. Заполните таблицу ответов.

  39. Изобразите процесс гаметогенеза у животных. Впишите название соответствующей зоны.

  40. Отметьте знаком «+» процессы, соответствующие зонам гаметогенеза. Одной строке может соответствовать несколько плюсов, но не может не соответствовать ни одного.

  41. Установите сходство и различия между процессами оогенеза и сперматогенеза, обозначив знаком «+» соответствующую характеристику в таблице.

  42. Ответьте на вопросы.
  1) Что такое процесс оплодотворения?
  2) Какая часть сперматозоида проникает за мембрану яйцеклетки в ее цитоплазму?
  3) В цитоплазме сперматозоидов и спермиев (у растений) есть митохондрии и хлоропласты. В этих органоидах тоже есть ДНК; ее называют «цитоплазматической наследственностью». От кого из родителей потомок будет получать эти органоиды и их ДНК?
  4) В чем особенность партеногенеза?
  5) Какое потомство можно ожидать у человека, если одновременно два сперматозоида оплодотворили две яйцеклетки?

×
×

Корзина