§25–26. Развитие общественно-политической мысли в период Казахского ханства

Цели обучения:
- определить общественно-политические идеи исторических деятелей Казахского ханства;
- оценить вклад известных деятелей в развитие общественно-политической мысли в Казахстане.

Ключевые слова:

Обратите внимание:

1. Кого называют выдающимися историческими деятелями?
2. Какую функцию выполняли ханы и бии в обществе?
3. Каким образом выдающиеся исторические деятели оказывали влияние на общественно-политические взгляды общества?

  1. Особенности политической и социально-экономической ситуации в период зарождения и расцвета Казахского ханства. В 1465 году в ходе дальнейшего распада Золотой Орды на исторической карте мира появляется новое государство – Казахское ханство. Основатели ханства – Керей и Жаныбек. Старшие казахские ханы по праву считали себя главными наследниками могущественной Золотой Орды. Казахское ханство обеспечило безопасность родов и племен, которые занимали огромную территорию, составлявшую значительную часть Золотой Орды. Если до создания Казахского ханства термин «казах» имел социальный оттенок, то с созданием нового государства он приобрел политическую окраску – так стали называть новое государство. Вместе с тем термин «казах» становится и самоназванием казахского народа.

  Последующие годы в основном были периодом постепенного укрепления могущества государства при ханах Касыме, Тауекеле, Есиме, Жангире, Тауке. Практически до начала XVIII века, пока не вмешались внешние силы, в Казахском ханстве сохранялось внутреннее единство.

  В XV–XVIII веках основным хозяйственным занятием было кочевое и полукочевое скотоводство, в отдельных оазисах развивалось земледелие. В городах вдоль Великого Шелкового пути шла оживленная торговля.

  Успешно функционировали степные законы. Важную роль в обществе играли бии, справедливо и открыто вершившие правосудие. Преступления среди населения совершались весьма редко, так как выплата куна (материальной компенсации), которая имела огромные размеры, служила сдерживающим фактором.

Памятник Керею и Жаныбеку, г. Нур-Султан

  Степняки сохранили и передали последующим поколениям огромные земли, несколько превышавшие территорию современного Казахстана.

  В развитии и укреплении традиции государственности значительная роль принадлежала историческим деятелям, оставившим после себя богатое наследство в виде трудов, законов, затрагивающих различные стороны жизни народа, его хозяйственной деятельности и культуры. О политической и общественной жизни в Казахском ханстве также писали многие исследователи и путешественники из других стран.

  2. Касым хан и его общественно-политические взгляды. Крупным государственным и политическим деятелем начала XVI века был Касым хан, казахский хан-чингизид, которого исследователи считают «собирателем казахских земель». Касым управлял огромной территорией, в том числе и в междуречье Урала и Волги, имел около 160 тыс. отборных воинов.

  Вот как описывает его один из анонимных исследователей той эпохи, автор труда «Алам-ара-йи шах Исмаил»: «Приглядевшись, он (Джанибек султан) увидел Касым хана, который … восседал на Чингисхановом троне, сделанном из чистого золота; и четыре угла этого трона были сделаны в виде льва, леопарда, тигра и дракона. На голове у него была украшенная драгоценными камнями корона Чингисхана стоимостью в семьдесят тысяч туманов… Тысяча двести человек из числа знати сидели вокруг на скамьях». По этому поводу Мухаммед Хайдар Дулати писал следующее: «Касым хан сделался полным властелином во всем Дешт-и Кыпчаке, приобрел такую известность и могущество, каких еще никто не имел после Джучи хана».

  О политических и общественных взглядах Касым хана, его отношении к своему народу свидетельствуют слова, сказанные им сыну Мамашу незадолго до кончины: «Моя мечта сделать казахскую землю независимой. Этого я достиг. Теперь осталось развиваться и процветать, как другие государства… Высоко пронеси наше знамя, повышай культуру народа! Если хочешь сохранить единство народа, не устраивай междоусобиц». Касым хан завещал сыну продолжить его дело и сохранить единство казахского народа.

Церемония возведения Касыма в ханы

  За время пребывания у власти Касым хан реформировал в соответствии с требованиями времени судебную реформу, разработал и ввел свод законов «Қасым ханның қасқа жолы» («Светлый путь хана Касыма»), направленных на предотвращение раздробленности Казахского ханства, междоусобиц и распрей среди султанов, на установление порядка в стране. Это был первый закон в истории казахов, созданный на основе традиций, обычаев, суда биев и народных изречений.

Вспомните
Продолжил ли Мамаш хан политику отца?

Проанализируйте
Каким было политическое положение Казахского ханства в годы правления хана Хакназара?

  3. Ханы Хакназар и Есим. Одним из видных государственных и политических деятелей Казахского ханства был хан Хакназар, унаследовавший от отца, хана Касыма, его выдающиеся качества. Политическая деятельность Хакназара оказала значительное влияние на жизнь других тюркских народов и государств, некогда находившихся в составе Золотой Орды, и чагатаидов. Вот как об этом писал П.И. Рычков: «Сей Акназар, учинившись ханом, в великое усилование пришел и владел не только одними ногайцами и Башкириею, но сверх того Казанское, Сибирское и Астраханское царства, Бухарию, Хиву, Ташкент и другие многие города под власть свою покорил и дань с них собирал». Хакназар сумел использовать внешнеполитическую ситуацию в пользу Казахского ханства, объединить разрозненных жителей Степи и расширить границы государства.

Подумайте
Почему свод законов Есим хана получил название «Древний путь Есим хана»?

  Могущественным казахским ханом был Есим – государственный деятель, талантливый полководец, тонкий дипломат. Его отличали глубокая мудрость и умение быстро решать самые сложные проблемы. Есиму удалось расширить территорию государства, подчинив сопредельные земли.

  С целью укрепления внутреннего единства и централизации Казахского ханства хан ввел свод законов «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана»), принятых как дополнение к законам хана Касыма. Есим отстаивал практическое применение законов. Благодаря Есиму законы были усовершенствованы в соответствии с реалиями военно-политической и социальной жизни общества и получили широкое распространение среди народа. Законоположения предусматривали разбор: уголовных дел (в частности, воровство, убийство и др.); материальных исков, связанных с землей, скотом и пр.; а также дел, связанных с положением женщин, воинской повинностью, традиционными мероприятиями, помощью бедным и т. д.

  4. Тауке хан и общественно-политическое положение во время его правления. Одним из выдающихся государственных деятелей Казахского ханства был Тауке хан. С целью обеспечения единства ханства и безопасности его границ хан проводил действенную и выигрышную «многовекторную» внешнюю политику. Ему удалось заключить военный союз с родственными алатаускими кыргызами и приаральскими каракалпаками, что на некоторое время ослабило натиск ойратов на территорию Казахского ханства. Объединенные казахско-кыргызские и каракалпакские войска наносили ощутимые удары по захватчикам.

  Деятельность хана Тауке была направлена на обеспечение добрых отношений с соседними народами и защиту казахских земель от внешних врагов. Известны случаи, когда хан отправлял послов в Россию и среднеазиатские ханства.

  Для того чтобы обеспечить сильную власть и единство общества, Тауке хан стремился создать новую правовую систему путем дальнейшего усовершенствования традиционных норм права и законов, принятых его предшественниками, – «Светлый путь Касым хана» и «Древний путь Есим хана». Хан неоднократно собирал наиболее влиятельных и мудрых биев трех жузов Толе би, Казыбек би, Айтеке би для разработки нового свода на Культобе. Свод законов под названием «Жеті жарғы» охватил все аспекты жизни казахского народа. Основываясь на «Жеті жарғы», авторитетные бии смогли умело разрешать внутренние споры.

Тауке хан

  Тауке хан являлся одним из крупных политических и государственных деятелей не только Казахского ханства, но и Центральной Азии. При нем регулярно созывался съезд лучших представителей трех жузов, который проходил на территории Южного Казахстана в местности Культобе, о чем в свое время написал Я.П. Гавердовский: «Чтоб в каждой народной части с лучшим порядком управлять общественными делами, старики, по совету Тауке хана, выбрали трех старейшин, препоруча им смотрение за правосудием биев (или судей) каждого аула, возложа при том на них непосредственную обязанность ответствовать за все могущие случиться в родах беспорядки хану… Для предупреждения споров в паствах Тауке, по добровольному согласию, назначил каждому роду места зимних и летних кочевий, распределил аулы и начальствующих старейшин над оными, ограничил самовластие родоначальников постановлением кратких законов… и повелел затверживать их детям с самого младенчества, дабы через то только могли сохранить их потомству, передавая изустно».

  Российский исследователь Нового времени Н.И. Красовский также считает, что период правления хана Тауке был самым лучшим во всей казахской истории: «Ни до Тауке, ни после него в Степи не было такого правительства, которое, издав клонившиеся к единству разноплеменного общества узаконения, сумело бы само подчиниться закону и охранять его, не допуская ни малейшего самоуправства». Время его правления по праву считали «золотым веком» в жизни казахского народа.

Обсудите
Можно ли считать Тауке хана крупным реформатором в казахской истории?

Абулхаир хан

  5. Взгляды Абулхаира. Хан Младшего жуза Абулхаир, приняв российское подданство, не представлял себе всех отдаленных последствий этого шага. Царское правительство стало строить линии новых военных укреплений, которые заметно сужали пастбищные угодья степняков – его подданных, ввело запрет на кочевание степняков на правобережье Яика (Урала). Кроме того, Российская империя делала попытки ослабить и в последующем устранить от власти Абулхаира. Власть пошла даже на то, чтобы удерживать его сына в аманатах (почетных заложниках – авт.) и противопоставлять ему правителей других народов региона.

  Распознав истинные цели царского правительства, Абулхаир делает попытки восстановить былое величие казахов, желая в дальнейшем стать старшим ханом всех трех жузов. В последние годы своей жизни он даже пытался бороться против усиления присутствия Российской империи на территории своих владений, особенно с момента прихода к власти в регионе оренбургского генерал-губернатора И.И. Неплюева, с которым у него сразу не сложились отношения. Именно Абулхаиру принадлежат слова, связанные с тем, что казахи никогда не отрекутся от Урала: «Доколь Яик не высохнет, киргизский (казахский – авт.) народ от него не отлучится», что ярко свидетельствует о том, что он не был согласен с земельной политикой Российской империи.

Исследуйте
Проведите анализ имеющихся источников, связанных с политикой Абулхаир хана.

  Возмущенный растущей колониальной политикой царизма Абулхаир с сожалением сказал: «Я – не хан, … русские хотят поступать с нами, как с калмыками и башкирами, но мы согласны умереть, чем жить под тяжким гнетом».

  Абулхаир после очередных оскорбительных выходок оренбургского губернатора даже вынашивал идеи откочевки из российских пределов, что можно было расценить как отказ от подданства и всякого подчинения российскому военному присутствию.

Выскажите свое мнение 
Достиг ли Абулхаир хан своих целей?

  6. Общественно-политические взгляды хана Абылая. Внутриполитическая и внешнеполитическая деятельность Абылая была направлена на создание централизованного и независимого государства, налаживание мирных и добрососедских отношений с сопредельными странами. Власть хана была практически неограниченной и пользовалась всеобщей поддержкой народа. Вот что писал об этом Ш. Уалиханов: «Обязанный своему возвышению только личным достоинствам, он умел заслужить уважение народа… ни один киргизский (казахский – авт.) хан не имел такой неограниченной власти, как Абылай».

  В 1771 году Абылай был избран старшим ханом всех трех казахских жузов. Становление сильного единого Казахского ханства времен Тауке хана не соответствовало интересам Российской империи. Поэтому хан Абылай через своего сына Тогума султана был вынужден сообщить об этом событии представителям российского имперского двора: «Абулхаир, Абулмамбет ханы скончались, которые предками моими были, родственниками. Как они от сего света отошли, так чредом ханское достоинство досталось мне». Далее он так пишет о состоявшейся процедуре ханских выборов в священном городе Туркестане, желая доказать законность своего избрания на должность старшего хана: «В Туркестане при гробе нашего мусульманского святого Ходжи Ахмета, по обыкновению нашему прочтя молитву всех трех киргиз-кайсацких (казахских – авт.) орд ханом, в которое звание и действительно возвели».

Абылай хан

Творческая работа
Проанализируйте особенности внутренней политики Абылай хана.

  Внешняя политика великого Абылая отличалась гибкостью, дальновидностью и была направлена на обеспечение неприкосновенности территории Казахского ханства. Как известно, Абылай был вынужден лавировать между двумя крупнейшими империями: Российской и Китайской.

  Проведение колониальной политики Россией вынуждало Абылая искать союзника в лице восточного соседа. Действительно, Китай по отношению к Казахскому ханству активных действий по ликвидации или ослаблению ханской власти не предпринимал. Более того, в 1767 году разрешил казахам кочевать на части территории бывшей Джунгарии с уплатою арендной платы. Когда Абылай хана спрашивали: «Как быть в случае военного противостояния Китая и России и чью сторону принимать?», он советовал своим подданным и потомкам быть нейтральными, не вмешиваясь в противостояние двух держав.

  7. Жырау и их взгляды на общественную и политическую жизнь Казахского ханства.

  Одной из исторических личностей эпохи зарождения Казахского ханства был Асан Кайгы (Асан Печальный) – жырау, поэт и философ. В своих произведениях он описывал привольные пастбища в междуречье Жайыка (Урала) и Волги, где можно устроить зимние и летние кочевья и жить благополучно и счастливо. В памяти народа Асан Кайгы остался как легендарная личность, посвятившая свою жизнь поиску для народа обетованной земли (Жерұйық – авт.) с плодородными пастбищами, полноводными реками, теплым климатом, множеством зверей и птиц.

Выскажите свое мнение
Какова роль Асана Кайгы в казахской истории?

  Доспамбет жырау был также широко известен среди народа. В своих песнях-сказаниях жырау призывал сохранять лучшие черты характера кочевников, акцентировал внимание на таких вечных ценностях, как долг, честь и особенно храбрость: «Быть храбрецом главной целью считал».

  В самые трудные времена жырау становились людьми, которые сплачивали народ воедино. Так, в эпоху тяжелых испытаний, в «Годы Великого бедствия», Актамберды жырау призывал своих соотечественников быть мужественными и отважными. Он лично участвовал в сражениях, защищая родину. Познав горечь первых поражений от джунгарских полчищ, жырау говорил:

Исследуйте
Какую роль играет творчество акынов в настоящее время?

Настанет ли день, когда нам удастся сесть
На рыжих, звонко ржущих коней!
Суждено ли нам надеть кольчугу
С застежками массивными…
Взяв в руки звонкое копье,
Прижав его к прохладной груди,
Удастся ли нам преследовать бегущего врага?!

  Народ прислушивался к призывам жырау, которые не только указывали ему верный путь, но и объединяли. К ним по праву можно отнести и Бухар жырау Калкаманулы, советника хана Абылая.

Проанализируйте
Какие проблемы волновали казахских жырау в XVIII веке?

  Бухар жырау был идеологом, формировавшим общественно-политические взгляды Казахского государства. В своих произведениях он призывал народ к сплочению перед угрозой внешней опасности. Основная идея произведений жырау – сохранить единство народа и территориальную целостность государства. Он предостерегал народ от предстоящей военной и земельной колонизации царизма, призывал своих современников и будущие поколения не допускать чужаков на свою землю: «Жатқа тізгін бермеңіз, жаламенен бас кетер» («Не давайте бразды правления иноземцам – через клевету и интриги мы потеряем все»).

  Поэт был сторонником поддержки традиционной религии – ислама суннитского направления, видя в этом сохранение религиозного единства: «Құдайыңа құл болсаң, … Құдай тағалам өзі берер несіпті» («Если будешь верить во Всевышнего, … то он воздаст вам по заслугам – все самое лучшее»).

  Бухар жырау, будучи мудрым советником и справедливым бием хана Абылая, мог открыто критиковать своего повелителя, указывать на его ошибки и недостатки, тем самым играл важную роль в формировании его позитивного имиджа. Он превозносил перед ханом народ и говорил о его решающей роли в разгроме воинственных джунгар: «Жоңғарды жеңген сен емес, халық» («Не ты победил джунгар, а народ»). Бухар жырау предостерегал хана от организации непродуманных военных походов на соседние народы и государства, призывая к мирной и добрососедской жизни с ними: «Абылай ханның қасында, Бұқарекең жырлайды. Жырлағанда не дейді: соғыспа деп жырлайды» («Рядом с ханом Абылаем поет Бухар жырау. О чем он говорит, когда поет: призывает не воевать»).

Групповая работа
Был ли прав Бухар жырау, смело подвергавший критике старшего хана Абылая?

  8. Казахские бии и их общественно-политические взгляды. Известные бии Толе, Айтеке и Казыбек призывали народ к единству и сплоченности, защите территориальной целостности Казахского государства перед лицом внешней опасности. Бии также обращались к народу с призывом проявлять обычные человеческие ценности: доброту, честность и порядочность, тем самым оказывая позитивное влияние на воспитание морально-нравственных качеств в обществе.

  Толе би принадлежат следующие поэтические строки, пословицы и поговорки, крылатые слова: «Досыңа өтірік айтпа – сенімің кетер, дұшпаныңа сырыңды айтпа – түбіңе жетер» («Не говори другу неправду – потеряешь доверие, врагу не говори о своих секретах – потеряешь все»). Или такие: «Әйел алсаң көріктіге қызықпа, тектіні ал» («Если выбираешь жену, то бери не красивую, а из благородных кровей»).

Толе би

Казыбек би

Айтеке би

  Казыбек би призывал казахов всегда жить с соседями в мире и дружбе, а врагу никогда не позволять унижать и оскорблять себя: «Мы, казахи, народ, который пасет скот, но ни на кого не нападали, уживаясь с соседями в мире и согласии. Чтобы не обеднел наш народ, чтобы на нашу землю не ступала нога врага, мы всегда держали себя в готовности защитить свою родину. Мы – народ, который не позволял врагу унижать себя и никогда не позволял себя оскорблять словами. Мы – народ, который дорожил дружбой, отличаясь своим гостеприимством».

  Знаменитый Анет баба, почитаемый всем народом, как-то спросил у Казыбек би: «Кому ты в первую очередь должен в этом мире?» На что би, недолго думая, ответил следующими мудрыми словами: «В первую очередь Всевышнему, затем – матери, отцу, народу, родине, учителю».

  Советник хана Тауке Айтеке би призывал современников соблюдать общечеловеческие добродетели и проповедовал традиционные нравственные ценности. Однажды Толе и Казыбек бии спросили у Айтеке би: «Кого вы считаете лучшим из числа джигитов?», на что он мгновенно ответил: «Самый лучший из джигитов – это тот, который прислушивается к мудрому слову, и тот, который может правильным словом остановить другого человека». Слова его не потеряли своей актуальности и сегодня.

1. Каким образом жырау и акыны оказывали влияние на общественно-политическую ситуацию в государстве?
2. Какие функции выполняли казахские ханы в обеспечении единства народа?
3. Какова была роль биев в социально-политической жизни общества?
4. Почему время правления Тауке хана называют «золотым веком» в казахской истории?

«Жеті жарғы» – свод традиционных норм права и законов, принятых в период правления Тауке хана.
Империя
– монархическое государство во главе с императором.

Творческие задания

Задание 1. Напишите эссе об общественно-политической деятельности и взглядах одного из казахских ханов XV – второй половины XVIII века.

Задание 2. Проведите обсуждение на тему «Нужно ли возродить традицию биев?»

  «… Султан Аблай в то же самое время становился день ото дня сильнее. Превосходя всех современных владельцев киргизских (казахских – авт.) летами, хитростию и опытностию, известный умом, сильный числом подвластного ему народа и славный в ордах отношениями своими с императрицею российскою и китайским богдоханом, Аблай соединял в себе все права на сан повелителя Средней орды. Уверенный в своих достоинствах, он искусно привлекал к себе приверженцев важностию своею и осторожным поведением, грозил врагам своею силой и признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властитель совершенно независимый. Это сделалось особенно приметным после 1771 года, когда он стал менее заботиться о сохранении наружной покорности своей России, менее лицемерить и начал явно называться ханом».

  Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких,
орд и степей. – Алматы, 1996, с. 254.

Как вы думаете, удалось ли Абылай хану оставаться независимым от России и Китая?

×
×

Cart