Ключевые слова:
1. Предпосылки и условия появления поэтического течения «Зар заман». В начале XIX века на смену певцам-сказителям XVIII века приходят поэты со своим самобытным творчеством. Акыны, ранее воспевавшие подвиги и героизм батыров, стоявших на защите рубежей своей родины, теперь стали отражать повседневную жизнь, внутренний мир отдельных людей, их слова и поступки. Основными темами их творчества становятся события, связанные с колонизацией края Российской империей и национально-освободительным движением.
Строительство линий военных укреплений, отмена ханской власти, появление окружных приказов, изъятие земель у местного населения, глубокий кризис в хозяйстве привели к заметному ухудшению социально-экономического положения степняков. Эти события послужили причиной возникновения восстаний под руководством И. Тайманулы, М. Утемисулы, К. Касымулы, Ж. Нурмухамедулы, Е. Котибарулы, которые были жестоко подавлены.
Наблюдения за происходящим в крае оформлялись в глубоко осознанные убеждения акынов 40–60-х годов XX века и отражались в их творчестве.
Вспомните
Какую роль сыграли национально-освободительные восстания в казахской истории?
2. Содержание и идеологические ценности поэзии эпохи «Зар заман». Поэты периода середины XIX века, названного писателем М. Ауэзовым эпохой «Зар заман» («Эпохой скорби»), в своих произведениях воспевали былые годы независимости, говорили о необходимости единения народа. Они не хотели мириться с колониальной политикой царизма, со всеобщим обнищанием степняков и искренне переживали за будущее народа.
Проанализируйте
Присутствовали ли в творчестве акынов этой эпохи демократические воззрения?
Поэты в своем творчестве осуждали взяточничество волостных управителей, падение авторитета биев, доносительство и т.д. Одни поэты, не видя выхода из создавшегося положения, стали искать его в распространении идей о лучшей жизни в ином мире. Другие ушли в идеализацию прошлого, так как подавление ряда восстаний первой половины XIX века вселило в них неверие в будущее.
Основной идеей произведений поэтов эпохи «Зар заман» является целостность народа и государства, где основополагающими считаются понятия «единство» («бірлік») и «государство-народ» («ел»). На этом пути поэты видели сохранение особой ментальности и национального характера степняков, а вместе с тем – казахов как народа. Лейтмотив поэзии этой эпохи содержится в тезисе: «Біз бірлік-берекеден айырылып барамыз, бүйте берсек құримыз» («Мы лишаемся единства и сплоченности; если будет и далее так, то исчезнем как народ»).
Идеологическая ценность творчества поэтов этой эпохи состоит в том, что они стремились поднять дух народа через тщательное осмысление былых славных времен, уроков преодоления сложных этапов. Поэты этого периода выражают открытый протест против социально-экономической, политической, культурной колонизации Степи Российской империей.
Поэты эпохи «Зар заман» были свидетелями заметного ухудшения социально-экономического положения степняков, земельной экспансии царизма и сужения пастбищных угодий. Они видели бесчинства колониальной администрации, а также со стороны чиновников различного уровня. Некоторые из поэтов мечтали о возврате прошлой ханской власти. В то же время в их творчестве присутствовали мотивы скорби о былом времени, боязнь грядущих перемен.
Яркими представителями этого направления в 40–60-х годах XIX века можно назвать Дулата Бабатайулы, Шортанбая Канайулы, Мурата Монкеулы и др. Одной из главных тем их поэзии была скорбь по старым временам, по героическому и легендарному прошлому казахского народа.
3. Дулат Бабатайулы – видный представитель направления «Зар заман». Он являлся свидетелем усиления колониальной политики царизма, в частности отмены ханской власти в 1822–1824 годах, строительства окружных центров, проведения административно-территориальных реформ 1867–1868 годов, ряда национально-освободительных движений. Так, в стихотворении «О, Сарыарқа, Сарыарқа!» Бабатайулы отразил тяжелое положение народа. В стихотворениях «Кенесбаю» и «Бараку» раскрыл отрицательные образы представителей колониальной администрации из числа местного населения. Поэт называл их предателями интересов своего народа, древних обычаев и традиций. Бабатайулы мечтал о тех днях, когда восстановится Казахское ханство времен великого Абылая, и восхвалял тех, кто боролся за свободу народа.
Исследуйте
Кто из казахстанских ученых исследовал жизнь и творчество поэтов эпохи «Зар заман»?
В сборнике стихотворений «Өсиетнаме» поэт обращает внимание читателей на былые времена, когда традиции и обычаи упорядочивали жизнь степняков. В начавшемся кризисе казахского традиционного общества отчасти винит султанов и ханов, взаимные распри которых сделали легкой добычей Российской империи единое Казахское ханство. Поэт подвергает критике тех степняков, кто прислуживает царскому правительству.
4. Шортанбай Канайулы. Шортанбай был выдающимся поэтом. В своем творчестве раскрывал сущность социальных преобразований в казахском обществе, был свидетелем его расслоения на бедных и богатых. В стихотворении «Зар заман» поэт критически отзывался о процессе принятия казахами российского подданства, с которым он связывает все отрицательные явления жизни общества: обнищание степняков, политику христианизации, массовое переселение крестьян в край, строительство линий военных укреплений, забвение народных традиций и обычаев. Поэт считает, что за крушением традиционного скотоводческого хозяйства наступит кризис и в морально-психологическом плане. Известны обращения поэта к турецкому султану как правителю родственного казахам народа с просьбой о помощи, вызволении своих соплеменников из колониального положения.
Шортанбай осуждает биев, которые не всегда добросовестно исполняли свои обязанности и часто брали взятки, что видно из его стихотворения-обращения «Билер пара жемеңдер» («Бии, не берите взяток»).
Не находя выхода из создавшегося положения, Шортанбай призывает людей искать защиту в исламе и соблюдать религиозные обряды. По этому поводу он пишет следующее: «Вера – свет души».
Поэт глубоко сожалеет о своем времени и эпохе:
Теперь свободы нет,
Есть только вражьи сети.
Ты зря пришел на свет,
Где ничего не светит!
Среди современников Шортанбай был известен и как признанный участник словесных поэтических состязаний – айтысов. В памяти народа сохранились его айтысы с Орынбай и Шоже акынами и др. В 1888 году в Казани были опубликованы некоторые произведения поэта. Впоследствии они выдержали ряд переизданий.
5. Мурат Монкеулы. Одним из ярких представителей эпохи «Зар заман» был поэт Мурат Монкеулы. В своих произведениях «Қазтуған» и «Үш қиян» поэт, будучи свидетелем массового крестьянского переселения, отобразил процесс потери казахами своих этнотерриториальных земель. Выход из создавшейся ситуации он видит в откочевке в те районы, куда еще не дошли крестьяне-переселенцы. Поэт вспоминает о тех временах, когда благодаря мудрой политике прежних правителей Степь оказывалась недосягаемой для колониальных устремлений царизма. Например, в стихотворении «Сарыарқа» он открыто осуждает земельную политику колониальных властей, приведшую к потере казахами своих исконных пастбищ. В то же время поэт рьяно защищает позиции ислама в Степи, видит в политике укрепления позиций мусульманства защиту духовности. В своей эпической поэме «Үш қиян» Мурат Монкеулы разоблачает колониальную политику царского правительства:
Отобрав Едиль,
Взяли нас за подол.
Отобрав Жайык,
Взяли за ворот.
Отобрав Уил,
Достигли всего.
Поэт в своем произведении «Әттең, бір қапы дүние-ай» («Жаль, время быстротечно») причину утраты своей земли видит в том, что казахский народ начал терять единство и сплоченность: «Ноғайлы, қазақ – надан жұрт, бірлігіңнің де кемісі» («Ногайцы, казахи стали невеждами, потеряв единство»). Несмотря на наличие некоторых упаднических мотивов в творчестве, он призывает народ к борьбе против колониальной политики Российской империи.
6. Абубакир Кердеры. Этот талантливый поэт эпохи «Зар заман» родился на территории современной Западно-Казахстанской области. Получил образование в учебных заведениях Оренбурга и Троицка, а позднее работал учителем в районе Соль-Илецка, в Уральске, Актюбинске, Орске и Оренбурге. Сборники его стихов издавались в Казани. Поэт в своем творчестве пропагандировал вечные человеческие ценности, подчеркивал важную роль просвещения, науки и искусства в жизни местных жителей.
Его поэзия была не только проникнута скорбью по прошлому, но и призывала к действиям, способным вернуть былые времена: «Жаман қалып, жақсының еті қызар, Алаштап қырға шық та, ұран шақыр» («Равнодушный остановится, достойный воодушевится. Ты взойди на возвышенность, под громкий клич Алаш»).
Подумайте
Какие темы освещал А. Кердеры в своем творчестве?
Абубакир значительное внимание уделял вопросам ислама, ратуя за его усиление в Степи, и вспоминал о том времени, когда действовала сильная ханская власть. В то же время он призывал соплеменников к светскому образованию, овладению техникой и искусством. Особо подчеркивал роль знаний в жизни общества: «Если бай без знаний, то он станет бедным».
Поэты эпохи «Зар заман» заняли достойное место в нашей национальной истории. Они ярко описали трагедию народа, на глазах одного-двух поколений терявшего былую привольную и вольготную жизнь на фоне военно-колониальных акций царского правительства.
1. Какова общая идея творчества акынов эпохи «Зар заман»?
2. «В период «Зар заман» шла борьба за возрождение казахской государственности». Вы согласны с этим мнением?
3. Используя дополнительные материалы, узнайте, было ли подобное поэтическое направление у других народов Средней Азии.
«Зар заман» («Эпоха скорби») – литературное направление, во многом связанное с упадническими настроениями после присоединения Казахстана к России в ХVIII веке, уничтожения царским правительством прежней системы управления, проведения административных реформ 1867–1868 годов.
Этнотерритория – территория, на которой проживает определенное этническое сообщество.
Монкеулы Мурат (1843–1906) – известный представитель казахской поэзии, акын, жырау.
Канайулы Шортанбай (1819–1881) – акын, был известной личностью в истории казахского народа ХІХ века.
Работа с текстом
С помощью метода INSERT заполните таблицу об общественно-политических взглядах представителей течения «Зар заман».
Знаменитый казахский акын Мурат Монкеулы родился в 1843 г. в местечке Карабу, ныне территория Кызылкогинского района Атырауской области.
В своих песнях Мурат Монкеулы обращался к истории, воспевая любовь к родной земле, храбрость и мужество. Наиболее известны его толгау «Во времени обманном, бренном», «Белый сокол – самая благородная из птиц», «О мир, суетный, скоротечный», «Смерть». В них поэт выражает свой взгляд на жизнь, представляет основы своего мировоззрения. В частности, Монкеулы говорит о скоротечности жизни, об изменчивости бренного мира.
В стихотворении «Үш қиян» Монкеулы описывает тяжелое положение народа, свои мечты и надежды на его улучшение. Значительность этого произведения подтверждает то, что в нем отразились идейные противоречия поэта.
Проблеме преодоления родовой отчужденности и вражды посвящено толгау «Сарыарқа», в котором поэт призывает казахов смести все пережитки прошлого на пути своего развития.
В поэме «Қазтуған» и кисса-дастане «Қарасай-Қази» Мурат Монкеулы освещает исторические события из прошлого казахского народа. Эти произведения посвящены батырам, которых автор оказывает пламенными патриотами своего народа, храбрыми и мужественными защитниками родной земли.
В произведениях Монкеулы ярко отражен протест бедного люда против угнетателей, в частности против царских властей».
Қазақтар. Т. ІІ, с. 334–335. – Алматы, 2003.
1. Как вы думаете, почему М. Монкеулы в своих песнях часто обращался к истории?
2. Кому посвящал жырау свои произведения?