§31–32. Концептуальные основы национальной идеи «Алаш»

Цель обучения:
- определить исторические основы национальной идеи «Алаш».

Ключевые слова:

Обратите внимание:

  «Пока казахи сами полностью не освоят свою древнюю землю, опираясь на науку и технику, земля не будет отдана ни в частную собственность, ни переселенцам».

А. Бокейхан

1. Вы согласны с этим мнением?
2. Почему в концептуальной основе национальной идеи «Алаш» лежит вопрос о земле?

  1. Исторические основы движения Алаш. На рубеже XIX–XX веков растет движение против колониального гнета. Увеличение налогов, повинностей, изъятие земель привели к обострению внутренних противоречий в ауле. В 1905–1907 годах возникают социал-демократические организации. В борьбу за лидерство вступает формирующаяся казахская интеллигенция. Лидером общенационального демократического движения становится Алихан Бокейхан.

  К небывалому росту национального самосознания народа привели грозные события 1916 года. В годы Первой мировой войны заметно усилился национальный гнет и произвол царской администрации в отношении местного населения.

  В это тяжелое время казахский народ вел борьбу за свою национальную независимость, проявляя героизм и жизнестойкость. Во главе народа стояли наиболее образованные и патриотически настроенные лидеры – А. Бокейхан, А. Байтурсынулы, М. Дулатулы и др. Они сделали все возможное, чтобы казахский народ не растворился в водовороте истории. Независимость современного Казахстана стала возможной и благодаря деятельности этих великих реформаторов XX века. В этом особое место принадлежит алашской идее.

А. Байтурсынулы, А. Бокейхан, М. Дулатулы

  2. Петиции – концентрированное выражение интересов народа и передовых идей алашской интеллигенции. В начале XX века среди казахов получило заметное распространение петиционное движение. В годы Первой русской революции составление петиций инициировалось наиболее образованной и светской частью общества. Обычно такие обращения адресовались уездным начальникам, военным губернаторам, генерал-губернаторам, министру внутренних дел, а иногда и российскому императору Николаю II.

  Одной из самых содержательных петиций, поданных в адрес колониальных властей, была Каркаралинская. В июле 1905 года на Кояндинско-Ботовской ярмарке (вблизи г. Каркаралинска) состоялся съезд представителей казахской знати, на котором была выработана петиция, адресованная царю. Ее подписали 42 влиятельных казаха Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Позднее к ним присоединились представители других уездов Семипалатинской и Акмолинской областей. Над ее составлением и отправкой активно работали А. Бокейхан, А. Байтурсынулы, Ж. Акпаев, Т. Нурекенов и др.

  Одним из важных пунктов этой петиции было прошение о допуске казахов к работе в Государственной думе. В частности, здесь содержались следующие строки: «Почему занятие скотоводческой культурой должно лишать киргиза (казаха – авт.) избирательного права, когда такового права не лишают занятия торговлей, земледелием, рыболовством и другими промыслами?» Государственные чиновники крайне отрицательно относились к составлению подобного рода документов, о чем свидетельствует письмо военного губернатора Семипалатинской области А. Галкина генерал-губернатору Степного края от 19 июля 1905 года: «…Составление киргизскими (казахскими – авт.) обществами подобных выше приведенному приговором петиций ни в каком случае не может быть допускаемо».

Кояндинско-Ботовская ярмарка

Обсудите
Почему военный губернатор А. Галкин в своем письме выступил против петиций?

  Существовали различные версии и варианты петиции. Один из вариантов петиции в переводе на русский язык Темиргали Нурекенова был адресован министру внутренних дел. Этот вариант документа состоял из 47 пунктов и наиболее полно отражал наиболее важные проблемы казахского общества начала XX века.

  В петиции содержались предложения о назначении на должности волостных управителей, аульных старшин и писарей только грамотных казахов. При вступлении в должность они должны были давать присягу не злоупотреблять служебным положением. Вместо крестьянских начальников предлагалось ввести должности мировых посредников, на которые, по мнению авторов петиции, необходимо назначать людей с достаточным уровнем образования, знающих язык коренного населения.

Подумайте
С какой целью в петиции была поднята проблема казахского языка?

  В своем обращении составители документа просили министра внутренних дел подчинить религиозные дела мусульман Оренбургскому духовному собранию, как это было до проведения административных реформ 1867–1868 годов, разрешить им свободно строить мечети и медресе, открывать типографии для издания газет и книг, в том числе и религиозных. Кроме того, в петиции содержались предложения о свободном совершении хаджа в Мекку и о запрете посещать аулы православным миссионерам.

  В прошении также говорилось о необходимости введения преподавания в медресе арабского, фарси и турецкого языков, выделения ссуд для ремонта обветшавших или постройки новых мечетей и медресе. Было выдвинуто предложение о введении в каждой волости религиозных налогов для выплаты стипендий ученикам из бедных семей.

  В петиции содержались требования ввести обязательное изучение азов ислама в школах и только после этого – изучение русской грамоты. Подписавшие петицию выступили против преподавания христианства в школах, где обучались дети степняков. Казахские представители добивались того, чтобы «начальники над киргизским (казахским – авт.) народом знали бы киргизский (казахский – авт.) язык». Одним из самых прогрессивных пунктов петиции являлось требование о необходимости перевода делопроизводства на родной язык. Подписавшие данную петицию предложили вести обучение в начальных классах для казахских детей исключительно на родном языке.

Подумайте
Почему алашские деятели выступали за обучение детей в начальной школе на родном языке?

  К началу XX века заметно обострился земельный вопрос. Поэтому в петиции этой проблеме было уделено особое внимание. Авторы документа требовали возвращения казахам 10-верстной полосы, а также землеустройства безземельных скотоводов на кабинетных (горнозаводских) землях. Отобранные в течение последних 20 лет у степняков земли должны быть возвращены прежним их хозяевам.

  Инициатором организованной подачи в адрес властей петиций стала просвещенная, патриотически настроенная часть национальной интеллигенции во главе с общенациональным лидером А. Бокейханом. В петиции были заложены основополагающие алашские идеи. Составители петиций продемонстрировали высокую степень решительности и организованности. Царское правительство было вынуждено считаться с мнением составителей петиций, но на выполнение всех этих требований не пошло, так как они не отвечали интересам колониальной политики Российской империи. В то же время петиции сыграли свою положительную роль, так как некоторым представителям от казахского населения удалось войти в состав I и II Государственной думы Российской империи. Впоследствии основные пункты Каркаралинской петиции вошли в программу партии «Алаш» и нашли отражение в деятельности правительства Алаш-Орды.

  3. Концептуальные основы национальной идеи «Алаш». Стержневой идеей «Алаш» явилось возрождение традиций государственности, сохранение своей истории, языка и культуры, заимствование лучших социально-экономических и политических достижений наиболее передовых стран мира, ориентация на западную культуру при сохранении лучших сторон национальной культуры. Идеи справедливости и социальной модернизации общества становятся лозунгом передовой казахской интеллигенции.

Исследуйте
Почему в ІІІ и IV Государственной думе не было представителей казахского народа?

  Основные идеи «Алаш» были сфокусированы вокруг следующих базовых положений: земля должна принадлежать народу и не подлежать купле-продаже, в том числе иностранцами; все богатства на земле и под землей должны принадлежать народу; полная экономическая самостоятельность края, отказ от сырьевой зависимости, сформировавшейся за годы нахождения Казахстана в составе Российской империи; верховенство казахского языка, культуры, лучших обычаев, а также традиционных религиозных воззрений.

  Алашские деятели также выступали за то, чтобы создать национальное государство, в котором безопасно чувствовали бы себя представители различных народов, волею судьбы оказавшихся на казахской земле; государство должно опираться на науку и лучшие достижения развитых стран, а религия должна быть отделена от государства. Более подробно алашская идея была изложена в полных версиях Каркаралинской петиции и проекте программы партии «Алаш», принятой в 1917 году в Оренбурге, а также в трудах видных представителей национально-демократического движения.

  4. Идеи движения Алаш в трудах Алихана Бокейхана. Одним из выдающихся разработчиков и теоретиков идеи «Алаш» был Алихан Нурмухамедулы Бокейхан – глубокий знаток прошлого своей родины. Он был в числе свидетелей и творцов важных исторических событий рубежа XIX – начала XX столетия. При разработке концептуальных идей «Алаш» Бокейхан большое внимание уделял истории своего народа, его национально-освободительному движению, подверг глубокому анализу состояние казахского общества в условиях колониального положения. Ученый отмечал прогнозирующую функцию истории: «История является инструментом прогнозирования будущего» – и предупреждал будущие поколения о том, что их ожидает в случае игнорирования национальной истории, без учета ее уроков: «Народ, который потерял историю, государство, которое забыло свое прошлое, – не знают, где они находятся, что они делают, не знают, что их ожидает в будущем».

Исследуйте
Почему первая общенациональная газета получила название «Қазақ»?

  Алихан Бокейхан как один из инициаторов создания общенациональной газеты «Қазақ», со страниц которой пропагандировались алашские идеи, подчеркивал важность разъяснения национальной истории через возможности средств массовой информации. Он, прекрасно знавший историю, культуру, особенности хозяйственной деятельности своего народа, одним из первых ученых обратил внимание научной общественности на то, что пора пересмотреть отношение к его землякам как к народу, который якобы хаотично и беспорядочно кочует, не имея постоянного места проживания: «Привычное, старое представление о них как о вечнокочующем народе, каким рисовала себе киргиз (казахов – авт.) комиссия Булыгина … составляло положение о Государственной думе, является простым анахронизмом и свидетельствует лишь о невежестве нашей бюрократии».

Газета «Қазақ»

  Лидер движения Алаш активно изучал национальную историю, чтобы понять, каким же образом Казахское ханство попало в колониальную зависимость от Российской империи. Он пришел к выводу, что главной причиной потери казахами своей независимости стала неспособность прежних правителей объединить подвластные им роды, племена и жузы перед опасностью царской колонизации. В этой связи в 1913 году Бокейхан писал: «Большинство из прежних правителей тратило время и силы на интриги, насилие и распри между собой».

  Восстановление ханской власти, по его мнению, было бесперспективно. Он выступал за достижение национальной свободы через активную политическую борьбу и поэтому вступил в партию кадетов. Как общественный и политический деятель, считал, что к возрождению государственности можно прийти эволюционным путем, через развитие местного самоуправления.

  В 1905 году А. Бокейхан принял участие в работе Общероссийского съезда земских и городских деятелей в Москве. Здесь впервые в истории казахов с высокой трибуны им были произнесены слова в защиту своего народа и родного языка.

  Бокейхан категорически протестовал против выселения казахов с собственных земель, колониальной переселенческой политики царизма и христианизации местного населения. С этой целью он подробно описывает события продвижения России по региону, подчеркивая наличие вольной и правительственной колонизации: «В колонизации края можно различать два момента: появление здесь вольных колонизаторов и движение по следам их правительственных дружин. Вольная колонизация создавалась появлением крестьян … и разного сброда, бежавших сюда от тяжелых условий тогдашней жизни или ради легкого способа наживы от беззащитного инородца».

  Алихан Бокейхан жестко критиковал существующую выборную систему, которая была полностью зависима от местных колониальных властей: «Впрочем, по представлению крестьянского начальника, губернатор может утвердить управителем любого киргиза (казаха – авт.), хотя бы уже забаллотированного на выборах, и этот обход закона широко практикуется администрацией. Все должностные управления подчинены в полицейском отношении урядникам и уездному начальнику».

  Для сплочения народа он выдвинул идею «Алаш», подразумевавшую консолидацию всего народа и претворение в жизнь идей западной демократии, в связи с чем писал: «Вижу будущее Казахской степи в сознательном претворении западной культуры». Алихан Бокейхан был первым среди казахов убежденным демократом, строго придерживавшимся европейского пути развития. На формирование его идейно-политических взглядов большое влияние оказали идеалы Великой Французской революции, которую он хорошо изучил.

  Лидер алашского движения критически относился к процессу сдерживания властями развития ислама среди казахского народа: «Администрация требовала, чтобы в киргизских (казахских – авт.) мектебах – национальных школах – учитель знал русский язык. Для того чтобы открыть школу или построить мечеть, требовалось особое разрешение, которое обыкновенно не давалось. В результате этого и мектебы, и мечети устраивались нелегально. Под молельни стали строить дома без минаретов, чтобы скрыть их от взора полиции».

  Он был прекрасно осведомлен об истории возникновения партии в Степи, при этом был глубоким провидцем будущего создания партий в Степи: «Киргизская (казахская – авт.) народность настроена оппозиционно к правительству старого режима и тяготеет к русским оппозиционным партиям. В ближайшем будущем в Степи, вероятно, соорганизуются две политические партии… Одна из них может быть названа национально-религиозной… другая – западническим направлением».

  Бокейхан является ярчайшим примером и образцом того, каким должен быть руководитель народа. Именно Алихан сплотил многомиллионный народ вокруг идеи движения Алаш, призывая образованную часть казахского общества верно служить своему народу и родной земле. Сам же не переставал повторять свой основной девиз: «Пока я жив, не перестану служить казахам».

  Лидеры и участники алашского движения оставили после себя огромное наследие. Ученые издают посвященные им монографии, сборники архивных материалов, проводят научные конференции. В честь этих деятелей устанавливают памятники, их именами называют улицы и проспекты городов республики. В 2015 году 150-летие А. Бокейхана было отмечено под эгидой ЮНЕСКО.

1. Какую политику проводила партия «Алаш» с целью возрождения традиции национальной государственности?
2. В чем состояла роль периодической печати в пробуждении общественно-политического сознания народа?
3. Какие действия были предприняты национальной интеллигенцией для защиты национальных интересов?
4. Какое воздействие оказывало творческое наследие национальной интеллигенции на общественное сознание?
5. Как проявилась политическая и руководящая роль алашского лидера Алихана Бокейхана в защите национальных интересов?

Алаш (древнетюркское слово – братья, соплеменники, родственники) – понятие, появившееся в древности, когда тюркские народы представляли единую общность. По народным понятиям, этот термин означает первопредков тюркских народов.
Движение Алаш
– национально-освободительное движение казахского народа начала ХХ века.
«Қазақ»
– газета, общенациональное еженедельное издание, выходившее в 1913–1918 годах.
Петиция
– коллективное ходатайство, обращение, подаваемое гражданами высшим органам власти.

Бокейхан Алихан (1866–1937) – выдающийся общественный деятель, просветитель и ученый. Один из основателей и лидеров партии «Алаш».

Творческое задание

  Напишите эссе на тему «Социально-экономическое положение казахского народа в начале XX века» (150–200 слов).
Критерии эссе:
  введение (сделать краткий обзор основной идеи);
  основная часть (привести как минимум 2 аргумента);
  заключение (дать оценку).

О закрытии газеты «Қазақ»

  Сегодня мы получили телеграмму из Оренбурга о закрытии газеты «Қазақ».

  Каждый сын Алаша вздрогнет после того, как услышит о закрытии газеты «Қазақ». Мы верим в это. Газета «Қазақ» – луч, проливающий свет в темном времени. Алаш – вождь, который укажет народу путь истины в момент растерянности и поведет его вперед. Газета просуществовала в тяжелых условиях бурного времени и не раз воспряла благодаря духу Алаша. Каждому, кто считает себя потомком Алаша, будет очень больно услышать и принять эту весть.

«Бірлік туы». – 1918. №22. – 20 ақпан.

1. Какие объективные и субъективные факторы оказали влияние на закрытие газеты «Қазақ»?
2. Как местное население восприняло это событие?

×
×

Корзина