§33–34. Движение Алаш и политические взгляды казахских революционеров-демократов

Цели обучения:
- сопоставить общественно-политические взгляды национальной интеллигенции о путях развития казахской государственности;
- оценить вклад исторических деятелей в развитие общественно-политической мысли Казахстана.

Ключевые слова:

  1. Движение Алаш. Возникновение алашского движения стало одним из главных этапов национально-освободительной борьбы казахского народа за возрождение традиции государственности. Лучшая часть казахского общества, представленная разными его слоями, сторонниками разных партий, объединилась вокруг алашской идеи.

  Значительная часть ядра алашской интеллигенции получила образование в учебных заведениях Российской империи. Это обстоятельство сыграло важную роль в идейном и личностном становлении многих алашских лидеров. Обучение и работа в российских губерниях дали им огромный опыт политической борьбы. Будучи сторонниками тех или иных партий (эсеров, кадетов и т.д.), они пытались соединить казахский традиционализм с опытом западноевропейской демократии.

Продолжите мысль
Царская власть использовала казахскую интеллигенцию, получившую образование в России, в целях служения царизму. Но…

  Активизация общественно-политической деятельности казахского народа проходила на фоне Первой русской революции 1905–1907 годов, а также Первой мировой войны, которой сопутствовали еще и две русские революции: Февральская и Октябрьская 1917 года. В эти годы во многих регионах Казахстана и на сопредельных территориях существовали социал-демократические организации (в городах Омске, Оренбурге, Уральске, Семипалатинске, Ташкенте и Петропавловске). Они также оказывали влияние на политизацию коренного населения. Жестоко подавляя революционное движение народов России, царизм использовал полицейский прессинг против демократической печати и деятельности лучших представителей народа, в том числе и казахского.

  В декабре 1905 года в Уральске прошел съезд делегатов казахского населения пяти областей, где была предпринята попытка создать свою партию – Казахский филиал конституционно-демократической партии России. Она должна была отстаивать жизненные интересы казахского народа в рамках свобод, провозглашенных манифестом Николая II от 17 октября 1905 года.

  В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся очередной съезд казахского населения. В мае того же года здесь было создано казахское бюро кадетской партии, которое приняло свою программу с важными дополнениями, отображавшими насущные проблемы коренного населения края: прекращение переселенческой политики; признание всех земель Степного края собственностью казахов; открытие национальных школ и т.д.

  Выборы в Государственную думу Российской империи и поражение Первой русской революции помешали этим съездам завершить деятельность по созданию общенациональной казахской партии кадетского типа. Эта партия не имела солидной социальной опоры и своего печатного органа на казахском языке. Населению края, преимущественно скотоводам, цели и задачи этой партии были не понятны.

Вспомните
Какое влияние оказала Первая русская революция на казахский народ?

  Благодаря начавшимся демократическим процессам усилилось петиционное движение, когда была предпринята попытка обобщить все проблемы населения и довести их до сведения высшего руководства империи. В 1906 – начале 1907 года благодаря политической активности алашской интеллигенции представители от казахского населения были допущены к работе Государственной думы Российской империи. Усилилась публикационная активность образованной части казахов на страницах российской либерально-демократической печати.

  Но по реакционному закону от 3 июня 1907 года казахи потеряли свои избирательные права: им отказали в праве выдвигать своих представителей в состав Государственной думы. В этой связи алашское руководство во главе с А. Бокейханом стало взаимодействовать с представителями фракций мусульман и кадетов.

  Массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат привели к революции 1917 года – свержению царизма и созданию Временного правительства, сосредоточившего в своих руках всю законодательную и исполнительную власть в России.

  Победу Февральской революции лидеры казахского народа встречали с надеждой на освобождение от колониального гнета. Однако политический курс новой власти существенно не изменил положение народа. Временное правительство в основном продолжало политику царской власти, хотя были и позитивные изменения: возвращение на родину тыловиков, назначение из числа казахов областных комиссаров, отзыв из Казахстана царских карательных отрядов.

  В этих условиях в Оренбурге в апреле 1917 года состоялся Тургайский областной казахский съезд, на котором было решено провести Первый Всеказахский съезд для выяснения и обсуждения наиболее острых нужд населения и его политического объединения. Безусловно, этот и предыдущие съезды имели важное идейное и организационное значение. Они во многом сумели обеспечить идейно-политическое становление национально-освободительного движения Алаш. Участники этого движения вели борьбу за общенациональные интересы. В то же время предоставляли возможность на началах западной демократии мирно проживать представителям других этносов, прибывших на территорию края в ходе военно-казачьей и мирной крестьянской колонизации. Алашское движение выступило в качестве объединяющей силы всего населения края.

  Лидеры движения ставили цель добиться автономии мирным путем через активную политическую борьбу. Например, А. Бокейхан, А. Байтурсынулы, М. Дулатулы были убежденными сторонниками последовательных и системных мирных реформ, революционные преобразования они считали весьма опасными и неэффективными.

  Еще в 1911 году в Петербурге один из видных деятелей движения Алаш Б. Сыртанулы разработал проект Конституции будущего государства под названием «Қазақ елінің Уставы» («Устав казахского народа»), а в 1918 году поэт и общественный деятель Ж. Аймауытов в журнале «Абай» опубликовал гимн движения Алаш.

  К сожалению, в период со второй половины 30-х годов и до конца 80-х годов ХХ века подлинно научным изучением и оценкой движения Алаш практически не занимались. В тех редких публикациях, которые все-таки появлялись в прессе, движению придавался однобокий, «буржуазно-националистический оттенок». Восстановлением исторической достоверности алашского движения стали заниматься только в начале 1990-х годов.

  2. Общественно-политические взгляды А. Байтурсынулы. Одним из признанных руководителей алашского движения и видным общественно-политическим деятелем начала XX века был Ахмет Байтурсынулы (1873–1937). Особую активность он проявил в годы Первой русской революции (1905–1907). В частности, при его непосредственном участии была написана и отправлена царскому правительству Каркаралинская петиция. В 1907 и 1909 годах А. Байтурсынулы находился в тюрьме за свою активную политическую деятельность. С 1913 по 1918 год вместе со своими соратниками издавал общенациональную газету «Қазақ» в Оренбурге. Стал одним из организаторов партии «Алаш» и правительства Алаш-Орды. Так же как и другие алашские деятели, большое значение придавал решению земельного вопроса: «Проблема земли – вопрос жизни и смерти казахов» («Жер мәселесі – қазақтың тірі я өлі болуының мәселесі»). Он призывал казахов беречь землю своих предков как зеницу ока и всемерно поддерживать эту традицию.

  В вопросах государственного строительства Байтурсынулы большое значение придавал образованию и воспитанию: «Основные проблемы народа нельзя решить, если не отрегулировать вопросы учебы и воспитания молодежи» («Жастардың оқу-тәрбие жұмысы түзелмей, жұрт ісі түзелмейді»).

  А. Байтурсынулы пропагандировал и защищал казахский язык и национальную литературу, которые должны были в будущем занять достойное место в возрождаемом казахском государстве: «Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу».

  Много внимания уделял он и чистоте казахского языка, для чего призывал обучать детей в начальных классах исключительно на родном языке: «Если мы будем заботиться о чистоте родного языка, мы, как другие народы, вначале своих детей должны обучать на родном языке, и только потом – на других языках» («Біз де тіліміз бұзылмай сақталуын тілесек, өзгелерше әуелі ана тілімізбен оқытып, сонан соң басқаша оқытуға тиіспіз»).

  Байтурсынулы считал, что подрастающее поколение, кому предстоит строить новое национальное государство, должно стремиться к знаниям, ремеслам и единству: «Для того чтобы быть грамотным, надо учиться. Для того чтобы быть богатым, надо овладеть профессией. Для того чтобы быть сильным, нужно единство» («Білімді болуға оқу керек. Бай болуға кәсіп керек. Күшті болуға бірлік керек»).

  3. Общественно-политические взгляды М. Дулатулы. Одним из активных участников национально-освободительного движения был Миржакып Дулатулы (1885–1935). В 1904 году в Омске он встретился с А. Бокейханом и А. Байтурсынулы и активно включился в общественно-политическую деятельность и движение Алаш. Так, в 1907 году в Санкт-Петербурге он начал издавать газету «Серке».

  Когда в июне 1907 года казахи были лишены права участвовать в выборах в Государственную думу, М. Дулатулы выступил против царского указа. Так, в 1909 году в Казани в издательстве «Шарк» вышел сборник его стихов «Оян, қазақ!» («Проснись, казах!»). Автор в поэтической форме передал тяжелое положение народа, а также предложил пути выхода из создавшейся сложной ситуации. Поэт считал важным повсеместно строить мечети и медресе, воспитывать молодежь в духе уважения к исламу, народным обычаям и традициям. Он выступал против земельной политики царского правительства, отбиравшего земли у местных жителей, и присутствия миссионеров в местах проживания казахского населения. Современники назвали эту книгу «национальным манифестом». По поводу выхода этого сборника прокурор Семипалатинского окружного суда писал: «Брошюра «Проснись, казах!» по содержанию своему представляет воззвание к киргизской (казахской – авт.) молодежи, возбуждающее к ниспровержению существующего в государстве общественного строя».

  Брошюра М. Дулатулы «Оян, қазақ!» пользовалась большой популярностью не только среди казахов, но и среди соседних кыргызов. Об этом писали агенты царской охранки заведующему розыскного пункта в г. Верном в марте 1911 года: «На съезде киргиз в прошлом 1910 году переводчик Пишпекского уездного управления … Тымбай Серикбаев… раздавал всем волостным управителям Пишпекского уезда для распространения среди кочевого населения… сочинение какого-то Дулатова, оглавленное “Оян, казах!”». Миржакып был арестован, началось следствие. Поэт не признал себя виновным, ссылаясь на то, что брошюра была допущена к печати цензурой г. Санкт-Петербурга. Следствие завершилось заключением его в тюрьму сроком на полтора года. За антиколониальное содержание стихотворения, а также за его популярность среди народных масс тираж был конфискован. Брошюра была переиздана только после возвращения М. Дулатулы в Тургай в 1911 году. Сборник сыграл огромную роль в формировании национального сознания и повлиял на ход последующих общественно-политических событий.

  Важная роль в продвижении алашской идеи принадлежала газете «Қазақ», одним из идейных организаторов и вдохновителей которой был М. Дулатулы.

  Пропагандируемая в широких слоях общества идея возрождения традиции государственности проникла во все регионы края, пробуждая национальное самосознание народа. Газета «Қазақ» воспитала лучшую плеяду патриотов своей родины.

  4. Позиция представителей алашского движения во время реквизиции казахов на тыловые работы в 1916 году. Летом 1916 года в разгар Первой мировой войны началось национально-освободительное восстание казахов. В ряде мест восставшие убивали казахских волостных управителей, составлявших списки «реквизируемых». Появились первые погибшие и от рук карателей и вооруженных ополченцев из числа крестьян. Царское правительство было вынуждено перебросить с фронта несколько дивизий для подавления выступления повстанцев. Возникла реальная угроза гибели десятков, а возможно, и сотен тысяч мирных жителей. Слабо вооруженные и плохо подготовленные степняки могли стать жертвой массового уничтожения. В этих условиях алашские деятели сочли нужным призвать народ отказаться от вооруженного сопротивления. Параллельно они вели активные переговоры с представителями высших органов Российской империи о необходимости переноса срока призыва казахской молодежи на тыловые работы, оперируя разными доводами и аргументами (начавшимся сенокосом, необходимостью сбора осеннего урожая и т.д.).

  Стихийное вооруженное восстание народа в корне противоречило идеям и чаяниям сторонников движения Алаш: они выступали за эволюционный и мирный способ достижения национальной автономии. Поэтому алашские лидеры отправлялись по разным регионам края с призывом прекратить бессмысленное и неподготовленное восстание. Действительно, как показали дальнейшие события, в ходе карательных акций регулярных войск и крестьянских отрядов самообороны тысячи невинных людей погибли, а их хозяйства были разорены.

Групповая работа
Назовите преимущества мирных способов достижения независимости.

Подумайте
Почему алашские деятели агитировали народ согласиться участвовать в тыловых работах?

  Алашским деятелям удалось сбить накал всенародного восстания и убедить казахов отпустить своих сыновей на тыловые работы на Западный фронт.

  В декабре 1916 года алашская интеллигенция из числа врачей, учителей, фельдшеров, переводчиков и студентов отправилась в штаб Западного фронта, расквартированный в г. Минске. По заданию штаба они помогали налаживать быт, улучшать условия труда, дополнительно снабжать тыловиков продуктами питания, лекарствами, давали консультации по защите своих прав.

  В январе 1917 года А. Бокейхан стал руководить «инородческим отделом» при Земском городском союзе штаба Западного фронта в Минске. Благодаря этой должности он смог защитить права и спасти жизнь многих соотечественников. В этой связи А. Бокейхан писал: «Очень ценна на чужбине помощь врача или фельдшера, знающих их родной язык». В это время на тыловых работах Западного фронта и в других районах империи трудилось около 200 тыс. казахов.

  5. Создание партии «Алаш». Февральскую революцию казахский народ встретил с воодушевлением, так как она без какого-либо кровопролития освободила его от гнета царизма, дала надежду на самоопределение и привнесла некоторые элементы демократизации в общественно-политическую жизнь. С фронта стали возвращаться тыловики, из бескрайних степей отзывались царские карательные отряды, участвовавшие в подавлении восстания народа.

  В этих условиях национальная интеллигенция решила создать свою политическую партию. В кадетской партии народ разочаровался, так как она выступала против национальной автономии. Вероятно, в связи с этим в 1917 году А. Бокейхан покинул ряды партии кадетов.

  Лидеры движения Алаш первыми предприняли политические и организационные шаги к созданию партии «Алаш». На Первом Всеказахском съезде, который состоялся в Оренбурге в июле 1917 года, была провозглашена партия «Алаш». По некоторым оценкам, в состав либерально-демократической партии «Алаш» вошли около 5 тыс. человек. В первых рядах в борьбе за права народа была национальная интеллигенция. Партия «Алаш» стала первой политической организацией, разработавшей комплекс предложений по решению наиболее актуальных проблем казахского общества. На этом съезде был выработан проект программы партии «Алаш», который был опубликован в главном печатном органе партии – газете «Қазақ» в ноябре 1917 года.

  Партия «Алаш» прежде всего ставила проблемы политического, социально-экономического и культурного развития народа, сохранения национальных традиций, обеспечения целостности исконно казахской земли. Поэтому основным требованием партии «Алаш» стало достижение национальной автономии, за которым стояла идея создания самостоятельного государства.

  Кыргызы также создали филиал партии «Алаш» (Пишпекское отделение), в работе которого активное участие принимали И. Жайнаков, А. Садыков, И. Арабаев, И. Айдарбеков, Д. Сооромбаев, С. Чукин и др.

  Осенью 1917 года в Омске была создана Киргизская (Казахская – авт.) социалистическая партия «Уш жуз». Первоначально председателем партии был избран М. Айтпенов, а заместителем К. Тогусов. Активными членами партии были Ш. Альжанов, А. Досов, И. Кобеков и др. Эта партия имела свой печатный орган – газету «Уш жуз», которая начала издаваться в Петропавловске в декабре 1917 года. По своему составу партия была разнородной: в ее ряды вошли учителя, учащиеся, фельдшеры, служащие, рабочие и мелкие скотоводы. В апреле 1918 года в партии насчитывалось около одной тысячи человек.

  В первое время ушжузовцы заявляли о своем желании сотрудничать с партией «Алаш», но позднее их взгляды разошлись. Партия «Уш жуз» перешла на сторону Советской власти и начала открытую борьбу с партией «Алаш». «Уш жуз» выступала за немедленное прекращение войны и заключение мира между воюющими странами, за переход к оседлому образу жизни, за новый свод законов на основе обычного права и шариата, за открытие школ, за оказание помощи бедным сородичам, однако партия была против создания Казахской автономии. Деятельность партии «Уш жуз» отличалась непоследовательностью. Позднее многие из ее членов перешли на работу в советские органы власти.

  Большевики провозгласили право наций на самоопределение, что было политическим маневром с целью привлечения на свою сторону представителей национальных окраин.

Работа с источниками
Ознакомьтесь в хрестоматии с проектом программы партии «Алаш». Выясните, каким образом должно было осуществиться возрождение государственности.

  6. Основные программные установки партии «Алаш». Лидеры движения Алаш в своих трудах разработали и изложили положения по национальному и государственному строительству. Проект программы партии «Алаш», разработанный видными ее деятелями, включал 10 пунктов: объединение равных, самостоятельных государств в составе РСФСР; самоуправление на местах; равноправие; свобода религии; защита страны; справедливое налогообложение; правосудие и суд; защита законом рабочих; научно-познавательное обучение и доступность образования; земельный вопрос.

  В программе партии «Алаш» были четко выражены социал-демократические идеи: бесплатное медицинское обслуживание; демократические выборы для всего населения, в том числе и для женщин; предоставление всем равных условий. В программе партии также был пункт о создании народной милиции и административных учреждений.

  7. Идеи независимости. А. Бокейхан и его соратники по алашскому движению, создавая Казахскую автономию на рубеже 1917–1918 годов, преследовали более важную стратегическую цель – полное восстановление независимого Казахского государства. Но публично, при дискуссиях со своими оппонентами и временными союзниками открыто об этом не заявляли. Они понимали, что для начала необходимо было добиться автономии в составе федеративной России или Сибири. Представители других партий, новых «белых» правительств не были готовы воспринять даже идею национальной автономии казахов.

   В 1917 году в казахскоязычных изданиях «Қазақ» и «Сарыарқа» в статье «Жалпы Сібір сиезі» («Общесибирский съезд») лидер «Алаша» открыто написал о конечных целях деятельности национальной интеллигенции. Таким образом, тактической задачей алашевцев на первом этапе было создание автономии, на дальнейших – достижение полной независимости. Последующие события наглядно показали, насколько дальновидными были лидеры «Алаша». В 1920 году Казахстан стал Автономной Советской республикой, в 1936 году – союзной, в 1991 году – независимым государством – Республикой Казахстан.

  Февральская революция 1917 года заметно активизировала деятельность передовой части казахского народа. Партия «Алаш» стала катализатором объединения представителей различных слоев населения. Казахская национальная интеллигенция особое внимание уделяла вопросам образования Казахской автономии, формированию правительства национальной автономии и защите народа в условиях распада Российской империи и органов власти Временного правительства.

Печать Западного отделения правительства Алаш-Орды

Проанализируйте
С какой целью был создан Временный народный совет?

  На Втором Всеказахском съезде в Оренбурге в декабре 1917 года была провозглашена Алаш-Ордынская автономия. Был создан Временный народный совет – правительство Алаш-Орды. В него вошли 25 человек, из них 10 – представители других народов. Председателем правительства Казахской Алашской автономии большинством голосов был избран Алихан Бокейхан. 

  В сентябре 1918 года под председательством А. Бокейхана члены руководства Алаш-Орды М. Тынышпаев, Ж. и Х. Досмухамедовы, А. Ермеков обсудили вопросы управления автономией и создания органов власти.

  В программных установках партии «Алаш» было предписано создать из числа казахского населения алашскую милицию (армию). Вот как говорил об этом А. Бокейхан: «Как можно понимать милицию? Милиция – это наша национальная армия». В 1918 году Гражданская война коснулась и Казахстана. Мирные аулы оказались беззащитными и подверглись насилию как со стороны «белых», так и «красных». Поэтому возникла необходимость в создании собственных вооруженных сил.

  В разных региональных отделениях Алашской автономии были созданы суды и органы милиции. В создании милиции в Жетысу большую роль сыграл Отыншы Альжанов. Он погиб в августе 1918 года, сражаясь с большевиками.

М. Тынышбаев

  8. Амнистия алашских деятелей Советской властью. Во время Гражданской войны алашские деятели выступали на стороне белогвардейцев. Позже, в марте 1919 года, взаимоотношения Алаш-Орды с «белыми» правительствами и большевиками приняли компромиссный характер. Большевики объявили алашордынцам амнистию. Согласно постановлению ВЦИК 1919 года, члены и сотрудники бывшего национального казахского правительства Алаш-Орды за прежнюю деятельность никакому преследованию и наказанию не подлежали. Большинство алашордынцев служили в органах власти, работали врачами, адвокатами, учителями. Многие заняли ответственные посты. В это время тургайская часть алашордынцев во главе с А. Байтурсынулы перешла на сторону большевиков. Так, А. Байтурсынулы был включен в состав чрезвычайного краевого органа – Киргизского военно-революционного комитета. Постепенно так же поступили и другие отделения алашордынцев. После установления Советской власти правительство Алаш-Орды было упразднено.

  Большевики выполнили основное требование о казахской автономии, и в августе 1920 года была создана Киргизская (Казахская) АССР.

Выскажите свое мнение
Почему Советская власть объявила амнистию алашордынцам?

1. Используя дополнительные материалы, расскажите о видных деятелях алашского движения, проживавших на территории вашей области.
2. Как вы думаете, чем можно объяснить временный союз алашордынцев с представителями «белого» движения, а затем их переход на сторону большевиков?
3. Дайте оценку вклада исторических деятелей в формирование общественно-политических взглядов. Сделайте выводы.

Автономия – право самостоятельного решения вопросов при управлении какой-либо частью государства.
Милиция
– название органов правопорядка по охране общественного порядка, безопасности граждан, имущества.

Работа с текстом

Задание 1. Проанализируйте историческое значение национальной автономии Алаш по формуле GREAT.
G – (Groundbreaking) (важное, поворотное)
R – (Remembered) (запомнившееся)
E – (Events) (произошедшие памятные события)
A – (Affected) (влияние на будущее)
T – (Terrifying) (опасность последствий)

Задание 2. Исследуя схему, составьте рассказ о движении Алаш.

Сакен Сейфуллин в статье «Ахмету Байтурсынову – пятьдесят лет»

  «Ахмет Байтурсынов – человек образованный. Он из тех просвещенных людей, которые в свое время возвысили свой голос против царских приспешников, кто встал на защиту униженного и угнетенного народа. Ахмет был единственным среди других ученых господ, который в царские времена пренебрег карьерой и благами службы, предпочтя скитания и невзгоды, чтобы будить от векового сна народ, взывая к попранной чести. В то время как другие получившие образование казахи спешили извлечь выгоды в толмаческой службе при уездном начальстве, губернаторах и судах, а иные и сами рвались к власти, Ахмет отдал себя без остатка служению народу. Заново перечитывая его книги «Қырық мысал», «Маса», его статьи в газете «Қазақ», оглядывая его деятельность времен Алаш, а затем в рядах Коммунистической партии, приходишь к выводу: во времена, когда у казахов было мало писателей, не развита литература, Ахмет создал для бедняков пособия по чтению и языку – и труд его высок, как гора. В дни, когда Ахмету исполняется пятьдесят лет, я от всего сердца поздравляю его и желаю ему долгой жизни».

Газета «Енбеқші қазақ» (1923, 30 января).

1. Почему А. Байтурсынулы относят к народным просветителям?
2. Как вы объясните то обстоятельство, что, будучи советским партийным деятелем, Сакен Сейфуллин весьма позитивно отзывается об Ахмете Байтурсынулы?

×
×

Корзина