§45–46. Достижения и противоречия советской системы образования

Цели обучения:
- использовать понятия «ликвидация безграмотности», «красная юрта», «учительский институт», «школьное образование», «профессиональное образование», «высшие учебные заведения» для определения особенностей развития советской системы образования;
- проанализировать реформы советской системы образования в Казахстане, выявляя достижения и противоречия.

Ключевые слова:

  1. Борьба с неграмотностью в Казахстане в 1920–1930-е годы: достижения и противоречия. С приходом к власти большевики развернули широкую работу по борьбе с массовой неграмотностью. Местные органы Советской власти даже в сложных условиях Гражданской войны по мере возможности открывали школы. Процесс обучения светской грамоте позволял им активно пропагандировать большевистскую идеологию среди местного населения. В этой связи в июле 1918 года в структуре Туркестанской АССР был создан Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос), а ранее в Кирревкоме – школьный отдел. Нужны были меры системного порядка, не носящие эпизодического и разового характера. Поэтому в декабре 1919 года был принят декрет Совнаркома «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР».

  Начиная с 1920 года большевики стали повсеместно создавать чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности, которые занимались учетом неграмотного населения, подготовкой учительских кадров, организацией школ и краткосрочных курсов.

  На этих курсах обучали письму, чтению, разным ремеслам, открывали клубы и театры. Здесь преподавали такие дисциплины, как природоведение, бухгалтерский учет, пение, рисование и т.д. Вводились и элементы идеологической обработки населения. Для этой цели советские органы власти привлекали опытных специалистов. Так, в 1919 году в Омском уезде Акмолинской губернии в работе этих курсов приняли участие Магжан Жумабаев, Кошке Кеменгеров, Амре Исин и др.

Выскажите свое мнение
Насколько эффективно Советская власть стала решать проблему ликвидации неграмотности?

  2. Ликвидация неграмотности. Одной из важнейших задач в системе образования была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. Так, в передвижных красных юртах (қызыл отау), внешне напоминающих избы-читальни для оседлого населения, обучали грамоте и женщин. Начали создаваться передвижные пункты ликвидации безграмотности, школы-коммуны.

  В феврале 1924 года в Казахстане было образовано отделение всесоюзного общества «Долой неграмотность», которое к 1925 году состояло из 882 ячеек, объединяющих почти 80 тыс. человек. Значительную просветительскую работу проводил нарком просвещения А. Байтурсынулы, который сумел адаптировать арабскую графику к особенностям казахского языка.

  Из года в год росли расходы на финансирование народного образования. Расширилась сеть новых советских школ, что привело к заметному росту численности учащихся. Увеличилось и издание книг на казахском языке. В 1926 году грамотность среди казахского населения достигла 6,9%, а русского – 36%.

  На пути ликвидации неграмотности было немало трудностей. Например, в 1921–1922 годах разразился голод, охвативший почти все регионы Казахстана. Заметно увеличилось количество беспризорных детей. Так, если в 1921 году в Казахстане насчитывалось около 158 тыс. беспризорников, то в 1922 году – более 333 тыс. Финансовые средства, предназначенные на нужды народного образования, были направлены на закупку продовольствия для голодающего населения.

  У школ того времени существовали и другие типичные проблемы, о которых говорилось на ежегодных учительских конференциях: весьма слабая материально-техническая база значительной части школ республики; нехватка учебников и пособий; низкий уровень квалификации многих учителей; переполненность классов (до 45 детей); несвоевременная выплата зарплаты учителям и др. Эти проблемы были характерны как для классов с русским языком обучения, так и для национальных. Педагоги на общественных началах занимались переписью населения, участвовали в работе изб-читален, выходили на субботники, были задействованы в различных идеологических митингах и собраниях.

Курсы по ликвидации неграмотности

  В начале 1924 года с созданием казахстанского общества «Долой неграмотность» вновь продолжилась кампания по борьбе с неграмотностью, активным участником которой стала комсомольская молодежь. По инициативе комсомольцев в 1928 году состоялся Всесоюзный культпоход, его участники преследовали главную цель – активизировать процесс преодоления неграмотности.

Подумайте
Какую роль сыграла деятельность общества «Долой неграмотность» в развитии образования?

  Во время массового голода в начале 30-х годов ХХ века темпы борьбы с неграмотностью несколько спали. Сотни тысяч степняков стали откочевниками. Многие из них умерли от голода. В последующие годы ситуация стала нормализовываться. К 1939 году в возрасте до 50 лет числилось 83,6% грамотного населения. Окончательное искоренение неграмотности прервала Великая Отечественная война.

  3. Создание советской системы школьного образования в первые десятилетия Советской власти. Создание основ Советской власти потребовало пересмотра всего школьного дела. В 1918 году в РСФСР, в состав которой входила и значительная часть территории Казахстана, было принято «Положение о единой трудовой школе». Трудовая школа заменила прежние начальные училища, гимназии, реальные училища и другие учебные заведения. Она состояла из двух ступеней: на первой обучались дети от 8 до 13 лет, на второй – от 13 до 17 лет.

  В октябре 1918 года было издано постановление «О школах национальных меньшинств». В соответствии с ним учащимся было предоставлено право получать образование на родном языке. К школьному делу активно привлекались бывшие алашские деятели. Некоторые из них занимали высокие посты в правительстве республики. Например, Смагул Садвакасов в своей статье «Нужды аула», которую он написал в 1919 году, высказал глубокие мысли, которые не потеряли своей актуальности по сей день: «Каждый человек, работающий на благо народа… должен крепко и навсегда запомнить, что без образования… все его чаяния в лучшую сторону будут или малопродуктивны, или совсем напрасны».

  В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека). В 1920/1921 учебном году в автономной республике было 2410 школ (в 1914/1915 – 2011). Массовое открытие стационарных школ сдерживалось кочевым и полукочевым образом жизни части казахского населения. Остро стояла проблема нехватки помещений, мебели, учебно-методических материалов.

  Отсутствовали квалифицированные педагоги с высшим образованием. Например, в 1924 году во всем обширном Акмолинском уезде Акмолинской губернии не было ни одного казаха с высшим образованием. Поэтому уровень преподавания в школах был невысоким, особенно в казахских, в которых не хватало даже букварей.

  Вероятно, в связи с этим бывшая алашская интеллигенция, вынужденно перешедшая на сторону большевиков во главе с А. Бокейханом и А. Байтурсынулы, обратилась к наиболее образованной, просвещенной части казахского общества с призывом написать школьные учебники.

  Известные представители национальной интеллигенции внесли большой вклад в культурное просвещение и развитие народного образования. Для казахских школ начали издаваться первые учебники на родном языке, в создании которых участвовали Алихан Бокейхан, Ахмет Байтурсынулы, Жусипбек Аймауытов, Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев, Алимхан Ермеков. Составителем первого школьного учебника алгебры на казахском языке стал Каныш Сатпаев, географии – Алихан Бокейхан, истории Казахстана – профессор Санжар Асфендиаров. К концу 1928 года было издано более 30 наименований учебников для школ с казахским языком обучения.

Выясните
Чем можно объяснить слабую материально-техническую и учебно-методическую базу школ республики в 1920-е годы?

  Смена алфавитов (1929, 1940 гг.) нанесла существенный урон развитию школьного образования. Курсы по переподготовке педагогических кадров не успевали переучивать огромное количество людей. В августе 1930 года вышло постановление о введении всеобщего обязательного начального обучения в районах с кочевым населением.

Выясните
Сколько школ насчитывается в современном Казахстане?

  К 1941 году в республике функционировало 7,5 тыс. школ, в которых обучалось около 1 млн детей различного возраста. К этому времени 98,9% детей школьного возраста были охвачены обучением.

  Проблемы и трудности школьного образования проявлялись в идеологии неприятия религии, традиций и обычаев народа. Постепенно с преследованием алашской интеллигенции из оборота изымалась учебная литература, когда-то подготовленная ее представителями.

  Еще более обострились проблемы школьного образования в годы Великой Отечественной войны. Массовый призыв молодых людей в Красную Армию, в том числе учителей, привел к тому, что стала остро ощущаться нехватка квалифицированных педагогов. Часть старшеклассников также оказалась на фронтах войны. Война ухудшила материально-техническое положение школ. Нередко в начальных классах занятия вели хорошо успевающие старшеклассники или лица пенсионного возраста. Численность учащихся уменьшилась с 1 млн 138 тыс. до 792 тыс. человек. Некоторая часть детей работала или помогала семье и не могла посещать школы. Педагоги и местные органы пытались вести строгий контроль за посещаемостью учеников. Более того, семьям фронтовиков, в том числе погибших на полях сражений, местные органы власти оказывали помощь топливом, питанием, одеждой и обувью. В учебные программы школ были введены новые дисциплины: основы сельского хозяйства, изучение вождения тракторов, комбайнов и автомобилей, а также обязательное изучение военного дела. В преподавании гуманитарных предметов усилилась военно-патриотическая тематика. Во всех школах практиковались встречи с ранеными фронтовиками, которые прибывали в отчий край во время отпусков или по инвалидности.

  4. Среднеспециальное и высшее образование в Казахстане в первой половине XX века. До Октябрьской революции в Казахстане отсутствовали высшие учебные заведения (вузы) и большевики принялись за решение этой проблемы. В 1919–1920 годах в ряде городов республики стали открываться рабфаки (рабочие факультеты) и техникумы (в Оренбурге, Урде, Семипалатинске и др.).

  В первые годы Советской власти ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров с высшим образованием. Поэтому одним из первых решений С. Сейфуллина на посту Председателя правительства автономного Казахстана было выделение 1140 стипендий для обучения казахской молодежи в различных вузах Российской Федерации. Более того, Совнарком Казахстана принимает решение о шефстве над Казахским институтом народного образования (КИНО – авт.) в Оренбурге. Здесь готовили учителей для казахских школ.

  В 1928 году в Казахстане был открыт первый вуз – Казахский педагогический институт, в последующем названный в честь великого поэта Абая. Численность казахских студентов была небольшой. Выступая на церемонии открытия первого педагогического вуза в республике, бывший министр просвещения Казахстана С. Садвакасов говорил: «Казахская молодежь буквально стучится в двери, лезет в окна, к сожалению, не везде находит помощь отделов народного образования».

Первое здание Казахского педагогического института

  Затем стали открываться и другие вузы: Алма-Атинский зооветеринарный (1929 г.), Казахский сельскохозяйственный (1930 г.), Медицинский (1931 г.) и Уральский педагогический (1932 г.) институты, Казахский государственный университет (1934 г.). К 1941 году в республике насчитывалось 20 высших и 118 среднеспециальных учебных заведений, где проходили обучение около 40 тыс. студентов.

Проанализируйте
важность реформ в сфере образования в первой половине XX века.

  Несколько улучшилась ситуация во время Великой Отечественной войны. В Алма-Ату были эвакуированы многие высшие учебные заведения из европейской части СССР. Усиление научного потенциала вузов привело к открытию новых вузов (Алма-Атинский институт иностранных языков, Казахская государственная консерватория, Казахский государственный женский педагогический институт, Казахский государственный институт физической культуры). В 1945 году в вузах Казахстана обучалось уже 45 тыс. студентов. Высококвалифицированные профессора из эвакуированных вузов активно привлекались к педагогической деятельности.

  Таким образом, за четверть века в республике была создана сеть среднеспециальных и высших учебных заведений, которая заметно укрепила интеллектуальный потенциал республики.

  5. Состояние образования в послевоенные годы. В 1950-е годы реформирование школьного дела проходило по пути политехнизации обучения и изменения содержания образования. В школах создавались кабинеты машиноведения, учебно-опытные станции.

  В то же время было немало нерешенных проблем. Классы зачастую были переполнены. В крупных городах было трехсменное обучение, эта проблема стала разрешаться только к началу 1970-х годов. Отсутствовали помещения для занятий физической культурой и спортом. Из-за нехватки специалистов, особенно в сельской местности, учителя вместо положенных 18 часов в неделю вели занятия по 40–42 часа. Значительная часть школ находилась в ветхих зданиях. В 50–60-е годы ХХ века продолжалась кампания ликвидации неграмотности. Для этого открывались вечерние школы или классы.

  По данным переписи 1959 года, численность казахского населения республики едва составила 30%. В ряде северных областей Казахстана закрывались казахские школы. В областных и районных центрах, как правило, сохранилось по одной казахской школе. В 1970 году в городах республики проживало 17,2% казахов.

  20 июня 1972 года начался процесс перехода ко всеобщему среднему образованию. В это время внедрялись реформы по изменению содержания образования и воспитанию учащихся. Были разработаны новые программы обучения по истории, литературе, биологии, химии, астрономии, географии, трудовому обучению и иностранным языкам. Это было связано с интенсивным развитием отечественной и зарубежной науки и техники. Были изданы новые учебники. В школах республики внедрялась кабинетная система, оборудование для которой приобреталось как за счет бюджетных средств, так и шефствующих организаций.

Проанализируйте
Какие еще недостатки можно заметить в реформах в сфере образования в 70–80-е годы ХХ века?

  В 80-е годы ХХ века начался экспериментальный переход на обучение детей с 6-летнего возраста. В это же время наметилась тенденция к высокой текучести педагогических кадров. В крупных городах остро не хватало детских садов. Наблюдался заметный отрыв качества подготовки городских школ от сельских.

1. Как вы думаете, какова была ситуация с состоянием школ в других республиках Центральной Азии в первые десятилетия Советской власти?
2. Проведите обсуждение на тему «О переходе казахского языка на латинский алфавит».
3. Как вы думаете, насколько связан уровень образования с темпами социально-экономического развития страны?

Красная юрта – юрта, в которой в первые годы Советской власти проводилась работа по ликвидации неграмотности и среди женщин.
Рабфак (рабочий факультет)
– факультет для подготовки к обучению в высшей школе молодых рабочих и крестьян Советской страны.
Техникум
– профессионально-техническое среднеспециальное учебное заведение.

Асфендиаров Санжар (1889–1938) – государственный и общественный деятель, видный ученый, специалист в области медицины, историк.
Ермеков Алимхан (1891–1970)
– общественный деятель, ученый, первый казахский профессор-математик, автор учебника по высшей математике на казахском языке.

Творческие задания

Задание 1. Назовите преимущества и недостатки советской образовательной системы, сделайте выводы.

Задание 2. Используя данные ключевые слова, напишите свое мнение о системе советского образования: долой неграмотность, красная юрта, учительский институт, школьное образование, профессиональное образование, высшее учебное заведение.

Т. Шонанов

К вопросу о переходе на латинский алфавит

  «Товарищи Феоктистов и Михеев на страницах «Советской степи» затронули весьма актуальный вопрос о переводе казахского алфавита с арабского шрифта на латинский. Вопрос этот очень большой. Он не укладывается в рамки случайных газетных статей и заметок. Требуется упорная и продолжительная работа прессы, чтобы этот вопрос получил надлежащее освещение и разрешение… Вопрос о замене арабского алфавита латинским возник среди тюркских народностей ровно 62 года тому назад. Впервые он поднят известным азербайджанским писателем, драматургом Ахундовым. Идея Ахундова проникла в Турцию и Персию, но осуществления не получила… С октября этот вопрос всплыл на поверхность общественной жизни с новой силой. Движение это охватило буквально все тюркские и другие народности, пользовавшиеся до сего времени арабским алфавитом, и идет сейчас не только в пределах СССР, но и за его пределами. Первыми приняли латинский алфавит азербайджанцы, якуты и карачаевцы, ингуши, тюрко-болгары стали печатать книги новым шрифтом. В Дагестане образовался комитет нового алфавита под руководством главы дагестанского правительства Коркмасова. В Турции Министерство народного просвещения недавно внесло предложение в парламент о принятии на госбюджет работы по проведению в жизнь латинского алфавита. Недавно радио сообщило о решении перейти на латинский алфавит ГУУЗом Туркменистана, выработан проект туркменско-латинского алфавита. Киргизы, узбеки и башкиры принципиально решили вопрос о необходимости перехода на новый алфавит. Наконец, это движение захватывает и Казахстан. В настоящее время в центре республики организовано «Общество казахского нового латинского алфавита». Учительство и учащаяся молодежь Казахстана проявляют большой интерес к этому вопросу. Иначе и не могло быть. В самом деле, ведь неудобства и недостатки арабского шрифта очевидны всякому образованному человеку. Эти недостатки арабского алфавита создают большие неудобства и затруднения в деле обучения грамоте. В полиграфической промышленности и в культурно-историческом поступательном движении.

  Главнейшие недостатки этого алфавита следующие: употребление диакритических знаков, применение 3–4 изображений (в начале, середине, в конце слова и отдельно) для одной и той же буквы, нечеткость очертаний для чтения. Письмо справа налево, затрудняющее типографскую работу и не позволяющее применение новых наборных машин; невозможность изобразить арабским шрифтом ноты, научные формулы и понятия; замедляющее действие процесса письма, недостаточно точная передача звуков казахского языка, невозможность научной транскрипции арабским алфавитом; понижение производительности труда наборщиков; употребление вспомогательных средств печатания… Этих недостатков не имеется в латинском алфавите… Указанные недостатки арабского шрифта заставляют нас, часть казработников, высказаться за переход на латинский алфавит…»

Газета «Советская степь», 30 мая 1926 г.

1. Насколько вы согласны с доводами автора в вопросе перехода на латиницу?
2. Насколько актуальны аргументы автора статьи в настоящее время?

×
×

Корзина