Другой вид войлочного ковра – сырмак – создавал и методом мозаики. Два куска войлока разного цвета (например, чёрный и белый) накладывал и друг на друга, наносили рисунок и вырезал и сразу в двух слоях. Затем узоры чёрного цвета вставляли в прорези белого войлока и наоборот, затем сшивал и между собой. Узорный слой простёгивался вместе с войлочной основой. Традиционные цвета для сырмака – белый, чёрный и красный, но встречается и более богата я цветовая гамма. Казахские национальные ковры различаются по способу изготовления и внешнему виду. В сырмаках рисунок чёткий, а в текеметах – расплывчатый, похож на акварель. В казахских коврах встречаются все виды орнамента.
Казахские мастерицы во время изготовления ковров пели песни, шутили, смеялись. Согласно поверью, хорошее настроение переходит в ауру изделия, и ковёр непременно принесёт благополучие в дом своих хозяев.
Не только пряжу и войлок использовал и для украшения юрты , но и степной тростник – ший. Посмотри, шымши – узорная циновка , которой оборачивал и основание юрты – сделана из шия. Тростинки шия оплетал и разноцветной шерстью в соответствии с заранее придуманным орнаментом – так получалась яркая и прочная циновка .