Моя безопасность во время катаклизмов

МЫ ВСПОМНИМ:
– какие бывают катаклизмы.
МЫ НАУЧИМСЯ:
– как вести себя во время катаклизмов.

Вспомните

Используя схему, расскажите, какие катаклизмы возможны в местности вашего проживания зимой, весной, летом и осенью.

  Большинство катаклизмов связано с природными факторами. Многие из них можно предугадать и подготовиться к ним заранее. К числу таких стихийных бедствий относится наводнение.

Исследуем

Найдите в глоссарии определение понятия «наводнение». Прочитайте текст о причинах наводнений. Объясните, какие из причин связаны с природными факторами, а какие – с деятельностью человека. Можно ли предотвратить наводнения?

  Причиной наводнения бывают обильные осадки. Если дождевая вода не успевает уходить, затапливаются большие участки земли.
  Иногда весной температура воздуха поднимается очень быстро. Начинается бурное таяние снега, выпавшего за всю зиму. Если снега много, то появляется опасность обширного паводка.
  Разрушительное наводнение может произойти в результате прорыва водохранилища.

ПРИ УГРОЗЕ НАВОДНЕНИЯ НЕ ОТКАЗЫВАЙТЕСЬ ОТ ЭВАКУАЦИИ В БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО! ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА!

ЕСЛИ внезапно началось наводнение, ТО

•  Захватите с собой еду, питьевую воду, тёплые вещи, фонарик, спички, медицинскую аптечку, свой спасательный круг, верёвку, другие средства спасения.

• Поднимайтесь на верхние этажи или крышу дома.

• Оставайтесь там до прибытия спасателей.

• Подавайте сигналы о месте своего нахождения с помощью флагов, света, фонаря или свечи.

Работа в паре

По картинке обсудите с соседом по парте, какие действия надо предпринять во время наводнения.

Расскажите, как правильно вести себя в подобных ситуациях.

Представьте, что вам надо покинуть жилище при угрозе природных катаклизмов. Проследите по рисункам алгоритм ваших действий.

ВКЛЮЧИТЕ ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, ВЫСЛУШАЙТЕ СООБЩЕНИЕ

ОТКЛЮЧИТЕ ВОДУ, ГАЗ, ЭЛЕКТРИЧЕСТВО , ПОГАСИТЕ ОГОНЬ В ПЕЧИ

ЗАПАСИТЕ ПИЩУ И ВОДУ В ГЕРМЕТИЧНОЙ ТАРЕ

УКРЕПИТЕ (ЗАБЕЙТЕ ) ОКНА, ДВЕРИ НИЖНИХ ЭТАЖЕЙ

ИДИТЕ НА ЭВАКУАЦИОННЫЙ ПУНКТ

ВОЗЬМИТЕ НЕОБХОДИМЫЕ ВЕЩИ И ДОКУМЕНТЫ

ПЕРЕНЕСИТЕ НА ВЕРХНИЕ ЭТАЖИ ЦЕННЫЕ ВЕЩИ

Работа в группе

1. Представьте, что летом вы отдыхаете на даче или в селе. С погодой не повезло, льют бесконечные дожди, в результате летнего паводка неожиданно ваше жилище оказалось в зоне затопления, и вода прибывает с каждым часом.
Какие действия вам следует предпринять в данной ситуации?
2. По местному телевидению поступило сообщение о наводнении в соседнем городе. Вы хотите помочь пострадавшим жителям.
Задание. Соберите специальную посылку для людей, пострадавших от наводнения. Что вы положите в посылку?
3. Вы стали свидетелем беседы двух девочек.
  – Смотри, лёд пошёл!  Здорово!
  – Какие огромные льдины! На них можно даже прокатиться! Давай спустимся к реке и попробуем!
  – Конечно, побежали вниз к воде, пока они не уплыли!..
Как ты поступишь в данной ситуации?
Что посоветуешь девочкам?

•  Жазда табиғатқа демалуға шықтыңдар дейік. Ауа райы кенеттен бұзылып, жауын құя жөнелді. Құрған палаткалар су жиналатын жерде қалды. Бұл жағдайда не істер едіңдер?
•  Теледидардан көрші ауылды су басқаны жөнінде хабар берілді. Сен оларға көмекке келер ме едің? Ол қандай көмек болуы мүмкін?

Работа в паре

Помните

Будем беречь природу!

  Наши предки поклонялись природе не из-за страха перед её стихийными силами. Они были благодарны ей за то, что, несмотря на внезапные вспышки гнева, природа чаще бывала ласковой и щедрой к человеку.
  Каждый из нас должен понимать, что мы – часть природы. Нанося ей вред, мы вредим сами себе.

Проектируем

Составьте мини-проект за 7 минут.

  Предмет исследования: наводнения как стихийные бедствия.
  Объект исследования: наводнения в нашем регионе.
  Гипотеза: зная правила поведения при наводнении, возможно спасти человеческие жизни от несчастного случая.
Цели:
– определить причину и последствия наводнений;
– выяснить, можно ли защитить себя во время этой чрезвычайной ситуации.

×
×

Корзина