Рассмотрите иллюстрацию. Объясните, что необычного вы на ней видите.
Вы видите взрослых людей, склонившихся над школьными тетрадями. Как вы думаете, чем они заняты?
В начале ХХ века в стране было много неграмотных людей, в том числе среди взрослых. Советское государство начало борьбу с безграмотностью взрослого населения. В городах и сёлах открывались пункты ликбеза (ликвидации безграмотности). Был объявлен массовый культурный поход в аул. Действовали «красные юрты», в них обучались тысячи взрослых людей.
В 1930 году было введено всеобщее обязательное начальное обучение для детей. Создавались учебники на казахском языке. Первый школьный учебник по алгебре на казахском языке написал Каныш Сатпаев, по географии – Алихан Букейханов. Для подготовки учителей в 1928 году открылся Казахский государственный педагогический институт. Через несколько лет ему было присвоено имя Абая. В 50-е годы было введено всеобщее восьмилетнее образование, а затем – всеобщее десятилетнее образование. В 80-е годы средняя школа в стране становится 11-летней. Большое внимание в школах уделялось трудовому обучению.
Исследуем
Узнай, чему и как учились в начальной школе ваши мамы и папы. Расспросите ваших близких об их учёбе в начальной школе. Узнайте, какие учебные предметы у них были. Сравните их с современными учебными предметами и учебниками. Сделайте выводы.
За годы независимости в Казахстане было сделано многое в области образования. Начиная с 1991 года появились гимназии, лицеи, колледжи. Для одарённых детей в областных центрах открылись школы-интернаты. Школы были оснащены компьютерами, подключены к Интернету. В 1993 году Президент Н. А. Назарбаев утвердил международную стипендию «Болашақ». Тысячи молодых специалистов получили образование в лучших университетах мира.
В самой республике создана система интеллектуальных школ – НИШ, открыты университеты очень высокого уровня. Школьное образование в стране меняется. Сегодня школа готовит учащихся к жизни – умению работать в команде, правильно поступать в разных жизненных ситуациях, общаться на трёх языках. Важно научиться самим искать и находить информацию из разных источников.
Подумайте, какие формы работы на уроке помогают выполнить эти задачи.
Вопросы и задания
За сто лет образование в нашей стране шагнуло далеко вперёд. Начиналось всё с «красных юрт», где учились писать и читать взрослые. А сегодня перешли к гимназиям и лицеям, интеллектуальным школам. Чем, по-вашему, вызваны такие изменения?
Перед вами две формулы: 1) «Обучение в течение всей жизни». 2) «Одно образование на всю жизнь». Обменяйтесь мнениями, какая формула больше подходит для ХХ века, а какая – для ХХI. Почему?
Работа в паре
Проектируем
Работая в группах, попробуйте создать модель школы ХХI века. Какой вы представляете себе школу через 50 лет: здание, оснащение классных комнат, изучаемые предметы? Каким вы видите ученика этой школы?