2.4. Работа с кривыми

ВЫ НАУЧИТЕСЬ: создавать и редактировать векторные изображения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Кривые / Қисықтар / The curves
Кривые Безье / Безье қисықтары /Bezier curves Узлы кривой /Қисық түйіндер / Curve nodes

Как с помощью графического векторного редактора Inkscape создавать кривые как в растровом редакторе Paint?

В векторном редакторе Inkscape возможно создание художественных и анимированных изображений, проектирование технических иллюстраций, схем и др. с помощью кривых.

Типы кривых, предложенные в 60-х годах XX века Пьером Безье, названы в честь него. Кривая Безье – кривая, позволяющая создавать рисунок из точек и соединяющих их прямых линий или кривых. Кривые Безье используются в редакторах векторной графики для представления различных кривых, символов в шрифтах и форм конструкций транспортных средств.

Для рисования кривых Безье, Спиро, BSpline используют инструмент Рисовать кривые Безье и прямые линии, представленный в табл. 2.2.

Таблица 2.2

В графическом редакторе Paint можно создавать двухмерные изображения. Трехмерное изображение отличается от двухмерного тем, что представляет визуальный объемный образ объекта. Графические редакторы для создания трехмерных изображений мы изучим позднее. Для того чтобы лучше узнать графический редактор Paint, попробуем в нем создать растровые изображения.

Выполните проектную работу по образцу иллюстрации «Закат солнца» (рис. 2.27). При выполнении работы проявите творчество. Создайте в следующем порядке элементы рисунка:
    1) небо;
    2) вода;
    3) горы;
    4) земля;
    5) пальма;
    6) солнце;
    7) отражение солнца в воде.

Рис. 2.27. Закат солнца

Шаг за шагом

1. Выберите альбомную ориентацию рабочего листа.
2. Создайте небо – прямоугольник размером 700×300.
3. Закрасьте объект: Заливка – черным цветом, контура нет (рис. 2.28).

Рис. 2.28. Четырехугольник

4. Объект – Заливка и обводка… – Линейный градиент.
5. При выборе инструмента Создавать и править градиенты (Ctrl + F1) на прямоугольнике появится рычаг градиента. Щелкая дважды по рычагу градиента, поставьте три маркера. Каждому 
маркеру задайте цвета, выбрав их из палитры цветов (красный, оранжевый, желтый).

Рис. 2.29. Градиентная заливка

6. Для того чтобы получить градиентную заливку (см. рис. 2.29), нажмите клавишу F4. Появятся маркеры градиента. Измените положение маркеров.
7. Выделите прямоугольник (небо) и продублируйте его, нажав комбинацию клавиш Ctrl + D. Полученный прямоугольник (вода) отразите вертикально (рис. 2.30). Вид – Объект – Повернуть на 90° против часовой стрелки.

Рис. 2.30. Поворот объекта

8. Установите непрозрачность для воды Объект – Заливка и обводка – Непрозрачность (%) – 69 (рис. 2.31).

Рис. 2.31. Непрозрачность

9. Совместите два изображения.
10. Выберите инструмент Рисовать кривые Безье. Нарисуйте горы. Залейте горы черным цветом. Продублируйте горы и отразите их вертикально. Установите Размывание 1,0% и Непрозрачность 30,0% (рис. 2.32).

Рис. 2.32. Горы

11. Как сделать более гладкие узлы? У кривых Безье определены четыре точки. Две точки называются конечными точкамиили узлами кривой. Две другие точки являются направляющими маркерами, которые относятся к одной из конечных точек. Две кривые Безье можно соединить в одну путем сглаживания узлов, нажав на точку сглаживания в виде «ромбика». При этом получится гладкий контур (рис. 2.33).

Рис. 2.33. Сглаживание узлов

Выберите инструмент Рисовать кривые Безье и нарисуйте землю, пальму (рис. 2.34). Нарисуйте контур листа, измените форму листа с помощью инструмента Рисовать кривые Безье и залейте коричневым цветом.
Продублируйте лист несколько раз, поверните и отразите листья (рис. 2.34).

Рис. 2.34. Пальма

2. Нарисуйте инструментом Рисовать кривые Безье лодку.
Сделайте заливку серым цветом (рис. 2.35). Дубликат лодки отразите вертикально и переместите на задний план.

Рис. 2.35. Лодка

13. Нарисуйте круг размером 105×105. Выберите радиальный градиент и закрасьте двумя цветами – красным и желтым. Солнце вставьте за горы (рис. 2.36).

Рис. 2.36. Солнце

Дубликат солнца уменьшите по вертикали и создайте серию из овалов. Отражение разместите на заднем плане.
Сохраните рисунок, назвав его «Закат солнца».

Знание. Понимание

1. Произнесите на казахском и английском языках слова «кривые», «кривые Безье» и «узлы в кривых».
2. С помощью какого инструмента можно создать кривые в изображении?
3. Почему кривые называют кривыми Безье?
4. Какие операции выполняют при создании рисунка с кривыми?
5. Какие точки называют узлами кривой?
6. В каком редакторе легче создавать кривые – в растровом Paint или в векторном Inkscape?

Применение. Анализ

7. Создайте проект на произвольную тему по природным и географическим объектам Казахстана. В качестве примера на рисунке 2.37 приведен Илейский Алатау.

Рис. 2.37. Илейский Алатау

Разместите текст вдоль траектории.
    1) Введите текст.
    2) Нарисуйте траекторию, вдоль которой должен быть размещен текст.
    3) Выделите текст и траекторию.
    4) Выполните команду Текст – Разместить по контуру (рис. 2.38).

Рис. 2.38. Команда Разместить по контуру

Текст разместится вдоль кривой. После этого можно редактировать форму кривой и параметры текста для его оптимального расположения вдоль кривой. Текст можно разместить также вдоль дуги окружности, контура многоугольника или спирали.

Синтез. Оценивание

8. Для созданного проекта из задания 7 создайте видеоролик на 3 минуты. В нем расскажите о своем проекте и выбранном географическом объекте. Поделитесь итогами работы с одноклассниками.
9. Составьте критерии оценивания проектной работы.
10. Оцените значение материала и идею проекта.
11. Сформулируйте свое мнение по проектной идее в виде рекомендаций, аргументируя их.

Электронные задания

Задание 1. Рассмотрите рисунки.

×
×

Корзина